Процесс управления политическими рисками и кризисами

При изучении современных политических рисков и кризисов необходимо опираться на действующую в Российской Федерации нормативную базу.

Основным методом сбора информации о политических рисках и кризисах является мониторинг. Нормативной основой для проведения мониторинга и прогнозирования являются следующие законодательные акты:

- Конституция РФ;

- Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации";

- Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

- Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации";

- Закон РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации";

- Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы";

- Федеральный закон от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения";

- Постановление Правительства РФ от 18 мая 2006 г. N 298 "О создании системы мониторинга использования информационных технологий в деятельности федеральных органов государственной власти";

- Постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 226

"О государственном учете и регистрации баз и банков данных";

- Концепция федеральной целевой программы "Развитие государственной статистики России в 2007 - 2011 годах", а также другие нормативно-правовые источники.

Основополагающим для исследования темы является положение, изложенное в Конституция РФ статье 3, п. 3.: «Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы»[5].

Статья 24. п.2. говорит о свободе ознакомления всех с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, т.е. с любой социально значимой информацией.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Статья 29, п.4. говорит о том, что каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Пункт 5, статьи 29 говорит о том, что гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.

Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ "О референдуме Российской Федерации".

Статья 11. Гласность при подготовке и проведении референдума. Подготовка и проведение референдума осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование граждан Российской Федерации о порядке и сроках подготовки и проведения референдума, ходе кампании референдума, об итогах голосования и о результатах референдума.

Нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, нормативные акты и иные решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, касающиеся подготовки и проведения референдума, обеспечения права на участие в референдуме, официально опубликовываются либо доводятся до всеобщего сведения иным путем в порядке и сроки, которые предусмотрены настоящим Федеральным конституционным законом.

Статья 12. Использование Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы». При подготовке и проведении референдума используется Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы»

Статья 54. Информационное обеспечение референдума. Информационное обеспечение референдума включает в себя информирование участников референдума и агитацию по вопросам референдума, способствует осознанному волеизъявлению участников референдума, гласности референдума.

Статья 82. Опубликование (обнародование) итогов голосования и результатов референдума.

1. Итоги голосования по каждому участку референдума, каждой территории, каждому субъекту Российской Федерации в объеме данных, содержащихся в протоколах соответствующих комиссий референдума и непосредственно нижестоящих комиссий референдума об итогах голосования, предоставляются для ознакомления любым участникам референдума, иностранным (международным) наблюдателям, представителям средств массовой информации по их требованию незамедлительно после подписания протоколов об итогах голосования, о результатах референдума членами той комиссии референдума, в которую поступило такое требование. Указанные данные предоставляет соответствующая комиссия референдума.

Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[6].

Статья 3. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума.

5. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно.

Статья 30. Гласность в деятельности комиссий. Решения комиссий, непосредственно связанные с подготовкой и проведением выборов, референдума, публикуются в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях либо доводятся до сведения избирателей, участников референдума иным путем, а также передаются в иные средства массовой информации в объеме и в сроки, которые установлены законом.

Наши рекомендации