Глава IX. Форма государства. Древнего мира (Спарте, Древнем Риме), в которой власть монарха ограничивалась аристократическим собранием старейшин и (или) народным собранием
Древнего мира (Спарте, Древнем Риме), в которой власть монарха ограничивалась аристократическим собранием старейшин и (или) народным собранием, состоявшим из представителей привилегированных сословий.
Вторым в истории западноевропейской государственности видом ограниченной монархии стала возникшая в эпоху раннего Средневековьясеньориальная, илисюзерениальная, монархия, характерная для периода феодальной раздробленности, сопровождавшегося ослаблением центральной монархической власти. Такую монархию образно называют «многоэтажной» монархией, поскольку полунезависимые вассалы, стоявшие во главе принадлежавших им самодостаточных «государств-поместий», играли роль своего рода «микромонархов» по отношению к своим вассалам и подданным.2
Процесс преодоления феодальной раздробленности в Европе, нашедший свое выражение в усилении королевской власти и политической консолидации сословий, привел к образованию в XIII-XIV вв. еще одного вида ограниченной монархии —сословно-представительной монархии. Органы сословного представительства дворян, духовенства и горожан (Парламент в Англии, Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании и др.) в такой монархии принимают законы, подлежащие утверждению монарха.
Современные монархии подразделяются надуалистические и парламентские (парламентарные).
Как отмечается в литературе,дуалистическая (лат. dualis — двойственный)монархия, как правило, исторически предшествует возникновению парламентской монархии. Дуализм данной формы ограниченной монархии выражается в том, что законодательная власть осуществляется совместно двумя органами: монархом и парламентом. Ни один законопроект не станет законом без предварительного одобрения парламентом точно так же, как он не станет законом без его последующего утверждения монархом, который обладает правом вето. Вместе с тем монарх является главой исполнительной власти, обладая исключительным правом назначения и смещения министров. Кроме того, парламент в дуалистической монархии не вправе вынести правительству вотум недоверия, зато монарх
2 Ильин А. В. Государство: основные понятия //Обществознание: Учебный курс для поступающих в вузы / Под ред. Д. И. Луковской, Е. Б. Хохлова. СПб., 2004. С. 142.
15* |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
может досрочно распустить парламент и объявить внеочередные выборы. В настоящее время ближе всего к дуалистическим монархиям стоят Бруней, Бутан, Иордания, Марокко, Тонга.
В парламентской монархии большинство властных полномочий сосредоточено в руках парламента. В законодательной деятельности парламент независим от монарха, который не обладает правовыми возможностями предотвратить принятие неугодного ему закона. Правительство назначается парламентом и несет перед ним ответственность. Полномочия монарха как носителя исполнительной власти также поставлены под контроль парламента посредством института контрассигнатуры. Это означает, что повеление монарха приобретает юридическую силу лишь при согласии (контрассигнации) соответствующего министра, который и берет на себя правовую ответственность за издание данного распоряжения. Соответственно министр не подписывает те указы и распоряжения монарха, которые неугодны парламенту и могут привести к отставке или осуждению министра в порядке импичмента, т. е. когда в качестве суда выступает парламент.
Таким образом, в парламентской монархии монарх выполняет лишь церемониальные и представительские функции, среди которых — обращение к парламенту с речью на открытии его очередной сессии, принятие верительных грамот от послов иностранных государств, формальное подписание официальных документов. Примерами парламентарной монархии могут служить почти все монархии современной Европы (Бельгия, Великобритания, Норвегия, Швеция и др.), правовой статус монарха в которых выражается известной формулой: «царствует, но не правит».
Республика (лат. respublica — достояние народа, всенародное дело) представляет собой такую форму правления, при которой высшие органы государства, как единоличные, так и коллегиальные, являютсявыборными либо назначаемымипредставительными учреждениями, как правило,на определенный срок. В республике отсутствует институт правящей династии: все органы государства формируются посредством выборов и назначения, а не наследования. В современных республиках глава государства (например, президент) может избираться населением, парламентом или специальной коллегией выборщиков. Он обладает в сфере личных, гражданских, правобычным юридическим статусом и несет юридическую ответственность