Раздел iv. самостоятельная работа студентов
Самостоятельная внеаудиторная работа студентов. Использование модульно-рейтинговой системы нацеливает студентов на интенсивную самостоятельную внеаудиторную работу в течение всего семестра. Необходимые баллы можно набрать путем работы на семинарских занятиях, а также путемразработки электронной презентации лекции или семинара, аналитического обзора Интернет-ресурсов. Предусмотрены консультации студентов, контроль и помощь со стороны преподавателя.
Одним из видов самостоятельной работы студентов является написание творческой работы по заданной либо согласованной с преподавателем теме. Творческая работа (эссе) представляет собой оригинальное произведение объемом до 10 страниц текста (до 3000 слов), посвященное какой-либо исторической проблеме. Творческая работа не является рефератом и не должна носить описательный характер, большое место в ней должно быть уделено аргументированному представлению своей точки зрения студентами, критической оценке рассматриваемого материала и проблематики, что должно способствовать раскрытию творческих и аналитических способностей.
Для решения указанных задач студентам предлагаются к прочтению и содержательному анализу исторические тексты, включая научные работы историков, научно-популярные статьи по истории, исторические документы официального и личного происхождения. Результаты работы с текстами обсуждаются на семинарских занятиях, посвященных соответствующим по хронологии и проблематике вопросам истории. Студенты выполняют задания, самостоятельно обращаясь к учебной, справочной и оригинальной исторической литературе. Проверка выполнения заданий осуществляется как на семинарских занятиях с помощью устных выступлений студентов и их коллективного обсуждения, так и с помощью письменных самостоятельных (контрольных) работ.
Самостоятельная работа выполняется студентами в читальном зале библиотеки ГАГУ, в Республиканской библиотеке, в компьютерном классе с доступом к ресурсам Интернет, а также в домашних условиях.
В ходе самостоятельной работы студенты выполняют разные по форме и тематике задания, связанные с анализом, сравнением и обобщением. Такая работа активизирует аналитический и познавательный потенциал студентов, дает возможность им более полно освоить данный учебный курс.
Самостоятельная работа учитывает выполнение шести заданий.
ЗаданиеI. Подготовить по учебному пособию «История стран Азии и Африки в новое время» блок схемы по темам:
1. Китайская империя во второй половине XVII – начале XIX вв.
2. Феодальная Корея с середины XVII – до 70-х гг. XIX вв.
3. Распад Могольской державы и образование новых государств в Индии.
4. Социально-экономический строй Османской империи во второй половине XVII – XVIII вв.
5. Социально-экономический строй Японии во второй половине XVII – 70-е гг. XIX вв.
Задание II. Подготовить по учебному пособию «История стран Азии и Африки в новое время» сравнительные таблицы:
1. Общее и особенное в развитии Китая и Индии в XVIII - XIX вв.
2. Общее и особенное в развитии Турции и Ирана в XVIII - XIX вв.
3. Общее и особенное в развитии Кореи и Японии в XVIII - XIX вв.
Задание III. По I и II частям практикума «История стран Азии и Африки в новое время»:
1. Подготовить письменное эссе по вопросам, связанным с сущностью колониальной политики Англии в Индии и причин Индийского восстания 1857-1859 гг. (См: с. 3-24, ч. I).
2. Подготовить письменное эссе по тайпинскому движению 1850-1864 гг. (См: с. 24-46, ч. I).
3. Подготовить письменные ответы на вопросы: а) что нужно было сделать японскому правительству, в ходе преобразований, чтобы Япония поднялась до уровня передовых капиталистических держав? б) каковы основные особенности аграрной реформы? в) Какова суть административной, военной и культурной реформ? г) в чем разница в подходе освещения событий 1867-1868 гг. в отечественной и зарубежной литературе? (См: с. 7-31, ч. II).