Место дисциплины (модуля) в структуре ОП ВО
Рабочая программа дисциплины «Отечественная история» разработана для студентов направления подготовки бакалавров 40.03.01 «Юриспруденция» Челябинского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Дисциплина Б1.В.ОД.3 «Отечественная история» относится к вариативной части и изучается в первом семестре. Дисциплина базируется на знаниях, полученных в рамках школьных курсов: история и обществознание. Освоение дисциплины осуществляется при заочной форме обучения на 1 курсе (2 сессия). Изучение дисциплины служит опорой для дисциплин, входящих в ОП бакалавра: Б1.В.ОД.1 «Политология», Б2.У.1. Учебная практика и даёт основу для реализации компетенций перечисленных в предыдущем разделе.
Объем дисциплины (модуля)
Таблица 2.
Для студентов заочного обучения на базе средней общеобразовательной школы
Вид учебных занятий и самостоятельная работа | Объем дисциплины (модуля), час. | |||||||||||||||||||||||
Всего | Сессия | |||||||||||||||||||||||
Заочная форма обучения | ||||||||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | ||||||||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | ||||||||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | ||||||||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | ||||||||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | ||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (CP) | ||||||||||||||||||||||||
Контроль | ||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | экз | ||||||||||||||||||||||
час. | ||||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | ||||||||||||||||||||||||
Для студентов ускоренного заочного обучения на базе СПО
Вид учебных занятий и самостоятельная работа | Объем дисциплины (модуля), час. | |||||||||||||||||||||||
Всего | Сессия | |||||||||||||||||||||||
Очная форма обучения | ||||||||||||||||||||||||
Контактная работа обучающихся с преподавателем, в том числе: | ||||||||||||||||||||||||
лекционного типа (Л) | ||||||||||||||||||||||||
лабораторные работы (практикумы) (ЛР) | ||||||||||||||||||||||||
практического (семинарского) типа (ПЗ) | ||||||||||||||||||||||||
контролируемая самостоятельная работа обучающихся (КСР) | ||||||||||||||||||||||||
Самостоятельная работа обучающихся (CP) | ||||||||||||||||||||||||
Контроль | ||||||||||||||||||||||||
Промежуточная аттестация | форма | экз | ||||||||||||||||||||||
час. | ||||||||||||||||||||||||
Общая трудоемкость (час. / з.е.) | ||||||||||||||||||||||||
Содержание и структура дисциплины (модуля)
Таблица 3.
п/п | Наименование тем (разделов) | Содержание тем (разделов) | Коды компетенций | Коды ЗУН (в соответствии табл. 1) |
Тема 1 | История как наука | 1.1. Специфика исторического знания. Развитие оотечественной историографии. 1.2 Методология исторической науки. Основные современные исторические теории. Кклассификация исторических источников. | ОК-1 ОК-7 | З1, З2, У1, В1 З1, У1, В1 |
Тема 2 | Догосударственная история восточных славян | Проблема этногенеза восточный славян. Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Античное наследие в эпоху Великого переселения народов. | ОК-5 | З1, У1, В1 |
Тема 3 | Становление и развитие российской государственности | 3.1.Основные этапы становления русской государственности. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Византийско-древнерусские связи. Принятие христианства. 3.2. Древняя Русь и кочевники. Эволюция восточнославянской государственности в ХI-ХII вв. Феодальная раздробленность. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-ХV вв. 3.3. Специфика формирования единого российского государства. Возвышение Москвы. Россия и государства Европы и Азии. 3.4. Реформы Петра I. Век Екатерины. Особенности российского абсолютизма. | ОК-2 | З1, У1, У2, В1, В2 |
ОК-6 | З1, У1, В1 | |||
ОК-7 | З1, У1, В1 | |||
Тема 4. | Особенности развития российской социально-экономической системы | 4.1. Особенности и основные этапы экономического развития России. Эволюция форм собственности на землю. Особенности социального строя Древней Руси. Структура феодального землевладения. Крепостное право в России. Формирование сословной системы организации общества. 4.2. Мануфактурно-промышленное производство. Становление индустриального общества в России: общее и особенное. Общественная мысль и особенности общественного движения России Х1Х в. Реформы и реформаторы в России. Русская культура ХIХ века и ее вклад в мировую культуру. 4.3. Роль ХХ столетия в мировой истории. Глобализация общественных процессов. Проблема экономического роста и модернизации. Реформы и социальная трансформация общества. Столкновение тенденций интернационализма и национализма, интеграции и сепаратизма, демократии и авторитаризма. | ОК-5 | З1, У1, В1 |
ОК-6 | З1, У1, В1 | |||
ОК-7 | З1, У1, В1 | |||
Тема 5. | История России в ХХ – начале ХХI вв. | 5.1. Россия в начале ХХ в. Объективная потребность индустриальной модернизации России. Российские реформы в контексте общемирового развития в начале века. Политические партии России: генезис, классификация, программы, тактика. Первые Государственные Думы. 5.2. Россия в условиях мировой войны и общенационального кризиса. Революция 1917г. Гражданская война и интервенция, их результаты и последствия. Российская эмиграция. 5.3. Социально-экономическое развитие страны в 20-е гг. НЭП. Формирование однопартийного политического режима. Образование СССР. Культурная жизнь страны в 20-е гг. 5.4. Внешняя политика. Курс на строительство социализма в одной стране и его последствия. Социально-экономические преобразования в 30-е гг. Усиление режима личной власти Сталина. Сопротивление сталинизму. 5.5. СССР накануне и в начальный период второй мировой войны. Великая Отечественная война. Социально-экономическое развитие, общественно-политическая жизнь, культура, внешняя политика СССР в послевоенные годы. Холодная война. 5.6. Осуществление политических и экономических реформ. Влияние НТР на ход общественного развития. СССР в середине 60-80-х гг.: нарастание кризисных явлений. 5.7. Советский Союз в 1985-1991 гг. Перестройка. Попытка государственного переворота 1991г. и ее провал. Распад СССР. Беловежские соглашения. Октябрьские события 1993г. 5.8. Становление новой российской государственности (1993-1999гг.) Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации. Культура в современной России. Внешнеполитическая деятельность в условиях новой геополитической ситуации. | ОК-1 | З1, З2, У1, В1 |
ОК-2 | З1, У1, У2, В1, В2 | |||
ОК-5 | З1, У1, В1 | |||
ОК-6 | З1, У1, В1 | |||
ОК-7 | З1, У1, В1 |
Структура дисциплины (модуля)
Таблица 4.
№ п/п | Наименование тем (разделов) | Объем дисциплины (модуля), час. | Форма текущего контроля успеваемост , промежуточной аттестации | |||||
Всего | Контактная работа обучающихся с преподавателем по видам учебных занятий | CP | ||||||
Л | ЛР | ПЗ | КСР (контроль) | |||||
Очная форма обучения | ||||||||
Тема 1 | История как наука | О, Т | ||||||
Тема 2 | Догосударственная история восточных славян. | КР, Э, Т | ||||||
Тема 3 | Становление и развитие российской государственности. | О, Э, Т, КР, Т | ||||||
Тема 4 | Особенности развития российской социально-экономической системы | О, Э, Т, КР, Т | ||||||
Тема 5 | История России в ХХ – начале ХХI вв. | О, Д, Э, КР, Т | ||||||
ВСЕГО |
Примечание 4 – формы текущего контроля успеваемости опрос (О), тестирование (Т), контрольная работа (КР), коллоквиум (К), эссе (Э), реферат (Р), диспут, дебаты (Д), деловая/ ролевая игра (ДИ), доклад, метод малых групп, дискуссия, работа с первоисточниками, анализ конкретных ситуаций (case-study), библиографический урок (БУ)