Внешняя политика СССР в 60 – 80-е гг. 4 страница

Со второй половины 90-х гг. российская дипломатия стала проявлять большую самостоятельность, активизировалась ее деятельность на западноевропейском направлении, а также отношения с Китаем, Японией, Индией. Приоритетами во внешнеполитической деятельности РФ на западном направлении были борьба за ядерное разоружение, равноправное торгово-экономическое и научно-техническое сотрудничество со всеми странами и финансовыми институтами мира. В феврале 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в 1997 г. – в Лондонский и Парижский клубы. Но улучшение отношений со странами «дальнего зарубежья» затруднялось расширением НАТО на Восток (в блок вошли Польша, Чехия и Венгрия), усилением его влияния на некоторые бывшие советские республики.

В конце 1990-х гг. активизировалась политика РФ на восточном направлении. Улучшились отношения с Японией, Китаем, Индией, Индонезией, Южной Кореей, с которыми были подписаны десятки соглашений, документов, стимулировавших развитие экономических, научно-технических и иных взаимовыгодных отношений. В 1996 г. Россия получила статус полномасштабного партнера по диалогу в Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН); в ноябре 1998 г. стала членом организации АТЭС. Однако российской дипломатии не удалось продвинуться в решении вопроса о заключении мирного договора с Японией и побудить ее политиков отказаться от необоснованных претензий на «северные территории».

5. Россия в начале XXI века

Начало нового этапа в истории постсоветской России было положено досрочными президентскими выборами 26 марта 2000 г. В первом туре, получив 52,9% голосов избирателей, победил В.В. Путин. Его политические взгляды и программа деятельности впервые были публично отражены в статье «Россия на рубеже тысячелетий» (декабрь 1999 г.). «Опорными точками» нового этапа развития государства и консолидации российского общества были названы патриотизм, социальная солидарность, рыночные отношения, державность, восстановление направляющей и регулирующей роли государства, создание в рамках действующей Конституции сильного федеративного государства – демократического, правового, дееспособного. Основные положения статьи были развиты и конкретизированы в ежегодных посланиях президента Федеральному собранию и его публичных выступлениях (таких, как на международной конференции в Мюнхене в январе 2007 г.).

Состояние экономики после радикальных преобразований 90-х гг. признавалось стабильным. «Однако такая стабильность никому не нужна. Это путь консервации порочной традиции, основанной на «проедании» национальных ресурсов. Это путь к экономической и социальной стагнации» (ПосланиеФедеральному собранию //Российская газета. 2001. 4 апреля). В 2000 г. президентом была поставлена задача стимулировать динамичный рост экономики страны путем сочетания рыночных механизмов с усилением государственного воздействия на экономические и социальные процессы. С 2000 г. начала осуществляться либеральная налоговая реформа. В 2001 г. Земельным кодексом была разрешена купля–продажа земель не сельскохозяйственного назначения, в 2002 г. было распространено право частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения. В январе 2005 г. проведен перевод в денежный эквивалент социальных льгот.

Благодаря благоприятной внешнеэкономической конъюнктуре положение в экономике начало стабилизироваться: в 2002 г. был достигнут прирост валового внутреннего продукта (ВВП) на 7,2% и на этой основе удалось в 1,5 раза повысить реальные доходы населения, однако ВВП составлял только 79% от уровня 1990 г. В посланиях президента Федеральному собранию 2003 и 2004 гг. первоочередной задачей названо удвоение за десять лет валового внутреннего продукта и значительное повышение жизненного уровня населения. Органы исполнительной власти обязывались также обеспечить доступность населению жилья, образования, медицинского обслуживания, создать безопасные условия жизни, снизить уровень преступности в стране.

К концу 1990-х гг., столкнувшись с крайним эгоизмом и некомпетентностью региональных элит, большинство населения субъектов РФ стало связывать свои ожидания с повышением роли Федерального центра. Развивающееся общероссийское национальное сознание вступило в противоречие с «регионализмом» и сепаратизмом. Реакцией Центра на это явился курс на укрепление вертикалей власти в стране: в мае 2000 г. были созданы 7 федеральных округов с введением в них института представителей президента; в 2001 г. проведено преобразование Совета федерации (членами верхней палаты парламента стали не руководители исполнительных и представительных органов власти в регионах, а их представители); образован новый совещательный орган при президенте – Государственный совет, укреплялась властная исполнительная вертикаль. С лета 2000 г. до начала 2001 г. 4/5 нормативных актов различных субъектов федерации, не соответствовавших федеральному законодательству, были приведены в соответствие с ним. В результате дезинтеграция государства была остановлена.

Острой оставалась проблема борьбы с терроризмом. Боевики, вытесненные из населенных пунктов в горы, сделали ставку на захват заложников (как в театральном центре в Москве в 2003 г.), взрывы жилых и правительственных зданий, самолетов и поездов метро. Как отмечалось в послании президента РФ Федеральному собранию в 2005 г., «укрепление правопорядка неотделимо от устранения источников террористической агрессии на территории России. За последние годы нами было сделано достаточно много серьезных шагов в борьбе с террором. Но иллюзий быть не должно – угроза еще очень сильна, мы еще пропускаем очень чувствительные удары, преступники совершают еще ужасные злодеяния, целью которых является устрашение общества».

Наряду с ликвидацией очагов терроризма на территории Чечни, неотложное значение приобрели задачи по созданию органов власти, решению социально-экономических проблем населения республики. В 2003 г. был проведен референдум, утвердивший Конституцию Чеченской Республики, на ее основе созданы новые органы власти, избран президент – А. Кадыров. После его гибели в результате террористического акта 9 мая 2004 г. президентом республики стал А. Алханов; в нач. 2007 г. он назначен зам. министра юстиции РФ, президентом избран Рамзан Кадыров.

С сентября 2004 г., после захвата террористами школы в г. Беслане (Северная Осетия – Алания) с целью укрепления властной вертикали было объявлено о новом порядке наделения полномочиями глав исполнительной власти субъектов федерации – вместо выборов населением их кандидатуры с 2005 г. предлагаются президентом РФ и утверждаются региональными законодательными органами.

Поддержку Федерального центра получила выявившаяся в отдельных регионах тенденция к более эффективному использованию природных богатств, наращиванию объемов производства за счет интеграции. Результаты проведенного в апреле 2005 г. референдума в Красноярском крае, Таймырском и Эвенкийском автономных округах послужили основой их объединения в рамках одного крупного региона. Но, как отмечено в послании президента РФ Федеральному собранию (2005 г.), важно не превратить эту положительную тенденцию в «очередную политическую кампанию. При этом следует помнить, что субъекты объединяются не ради самого объединения, а ради оптимизации управления, более эффективной социально-экономической политики, а, в конечном счете, ради роста благосостояния людей».

В интересах дальнейшей стабилизации обстановки в стране исполнительной и законодательной властью был разработан и принят Закон «О политических партиях» (2002 г.), направленный на поднятие значения политических объединений в общественной жизни страны и усиление их влияния. На основе закона в 2002 г. было официально зарегистрировано 46 партий, в том числе партия «Единая Россия», созданная путем слияния «Единства» и «Отечество – вся Россия». Установленный законом пятипроцентный рубеж на выборах в Государственную Думу (7 декабря 2003 г.) преодолели 3 партии – «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и 1 избирательный блок («Родина»). Либеральные партии (СПС, «Яблоко») потерпели на выборах поражение. Меньше голосов в сравнении с предыдущими выборами было подано за КПРФ. Партия «Единая Россия» вышла на первое место и получила (вместе с примкнувшими к ней представителями других партий) 306 мандатов, ее лидер Б.В. Грызлов был избран председателем Думы.

В марте 2004 г. была проведена реорганизация правительства, которое по своей структуре стало подобно пирамиде. Ее основание – федеральные службы и агентства, вершина – федеральные министерства, число которых сокращено с 30 до 17.

14 марта 2004 г. состоялись очередные президентские выборы. Победу одержал В.В. Путин, набравший 71,3 % голосов избирателей.

В послании президента Федеральному собранию 25 апреля 2005 г. дана оценка итогов развития России в предыдущий период и определены основные направления в деятельности исполнительной власти на перспективу: «В течение последних пяти лет мы были вынуждены решать трудные задачи по предотвращению деградации государственных и общественных институтов. Но в то же время обязаны были создавать основы для развития на годы и десятилетия вперед. Мы вместе разбирали завалы и постепенно продвигались дальше. И в этой связи политика стабилизации фактически была политикой реагирования на накопленные проблемы. Эта политика в целом оправдала себя. Но к настоящему времени себя уже исчерпала.

Теперь ей на смену должна прийти политика, устремленная в будущее. И для этого нам крайне необходимо эффективное государство. Однако, несмотря на многие позитивные изменения, эта – действительно центральная проблема – в полной мере не решена… Главной политико-идеологической задачей считаю развитие России как свободного, демократического государства. Мы довольно часто произносим эти слова, однако глубинный смысл ценностей свободы и демократии, справедливости и законности – в их практическом преломлении в нашей жизни – раскрываем достаточно редко… Следующая по значимости крупная задача в сфере государственного строительства – это укрепление Федерации. При этом главный результат, которого мы добиваемся, – это построение эффективного государства в существующих границах…».

В послании президента Федеральному собранию 10 мая 2006 г. основными задачами в экономической области определены улучшение основных макроэкономических показателей, обеспечение должного уровня экономической свободы, создание равных условий конкуренции, укрепление права собственности, придание российской экономике инновационного качества («Нам в целом нужна сегодня такая инновационная среда, которая поставит производство новых знаний на поток»). Отдельно сказано о более рациональном участии России в международном разделении труда, получении полноценных выгод от интеграции в мировую экономику.

Президентом были определены задачи и подведены первые итоги реализации национальных проектов, направленных на улучшение образования и здравоохранения, развитие сельского хозяйства и строительства доступного жилья.

В социальной сфере главной проблемой обозначена демографическая, для решения которой необходимы снижение смертности, эффективная миграционная политика и повышение рождаемости. Президент предложил «программу стимулирования рождаемости, а именно: меры поддержки молодых семей, поддержки женщин, принимающих решение родить и поднять на ноги ребенка… Стимулирование рождаемости должно включать целый комплекс мер административной, финансовой, социальной поддержки молодой семьи». Предложенные президентом меры материальной поддержки женщины, родившей второго ребенка, нашли отражение в федеральном законодательстве и практически реализуются с января 2007 г.

В послании также определена программа в сфере национальной безопасности и модернизации Российской Армии, цель которой: «современной России нужна армия, имеющая все возможности адекватно реагировать на современные же угрозы. У нас с вами должны быть Вооруженные Силы, способные одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется – и в нескольких локальных конфликтах. Должны при любых сценариях гарантировать безопасность и территориальную целостность России».

Основой внешнеполитической деятельности государства на современном этапе является «Концепция внешней политики Российской Федерации» (её новая редакция была принята в 2000 г.). Основными принципами российской внешней политики в послании президента Федеральному собранию 2006 г. названы прагматизм, предсказуемость и верховенство международного права.

Будучи одним из важных звеньев мирового сообщества, Россия, как и другие страны, должна отвечать на вызовы времени. За последние годы в мире определяющими стали процессы глобализации, когда «определяется новая международная архитектура».

Укрепление позиций РФ в современном мире, дальнейшее наращивание её экономического потенциала – удвоение объёмов производства, продолжение процесса демократизации, решение социальных проблем являются главной целью правительства, первоочередными задачами всех ветвей власти и должны стать предметом постоянной заботы общества в целом.

Документы

Цели национального проекта «Образование»

(Из послания президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации 10 мая 2006 г.)

«России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае, мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований. Необходимо, в первую очередь, поддержать те высшие учебные заведения, которые реализуют инновационные программы. В том числе путем закупки для вузов новейших отечественных и зарубежных образцов оборудования.

Правительство должно навести порядок и с содержанием программ в профобразовании. Причем делать это надо совместно с представителями бизнеса и социальных отраслей, для которых, собственно, и готовятся специалисты. Следует создать систему объективного, независимого внешнего контроля за качеством получаемых знаний. И необходимо в широком, открытом диалоге с общественностью выработать принципы установления объективных рейтингов вузов.

Не нужно бояться расширить финансовую самостоятельность учебных заведений, в том числе и школ, с одновременным повышением их ответственности, конечно, за все составляющие качества учебного процесса и за его конечный результат.

Поддерживаю инициативы наших предпринимателей о финансировании крупнейших университетов посредством специальных фондов развития и о формировании системы образовательных кредитов. И здесь следует продумать вопрос о совершенствовании законодательства, стимулирующего такие расходы и создающего необходимые гарантии. Специально не говорю «государственные гарантии», но гарантии должны быть, и Правительство может организовать такую работу и создать такие механизмы».

Из послания президента РФ В.В. Путина Федеральному собранию Российской Федерации // Российская газета. 11 мая 2006 г.

Наши рекомендации