Понятие функций государства

Научное, познание функций государства предполагает рассмотрение его основных направлений деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом.

В функциях государства зеркально отражается его сущность. Сущность это главное, глубинное субстанциональное ядро любого явления. В том числе и государства. Поэтому объективное, всесторонне познание и исследование государства, его внутренней природы невозможно без изучения его функций.

Функции государства наукой рассматриваются с различных точек зрения. Изначально оно возникло как организация, основным предназначением которой является обязательное выполнение разнообразных функций публичного характера.

Теория государства для описания, объяснения и прогнозирования деятельной стороны государства использует понятие функции государства - характеристики именно того, что и как государство «делает»[1]. Функция, не является юридическим и политическим понятием. Оно заимствовано из иных наук.

И так, что же означает само понятие функция. Функцией (от лат. funcito - исполнение, осуществление) обозначают роль, которую выполняет субъект или объект в определенной сфере деятельности.

Понятия функция в общественно-социологическом плане понимается как: роль, которую выполняет определенный социальный институт или процесс по отношению к целому. Советский энциклопедический словарь определяет понятие функция как деятельность, обязанность, работа, или внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.

В правовой науке также отсутствует единое толкование изучаемого

понятия функция.

Под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, которые вытекают из его социальной природы и связаны с решением задач, стоящих перед обществом на том или ином этапе его развития. Большинство авторов юридической литературы считают, что функции государства - это основные направления деятельности государства, определяемые его социальной сущностью и стоящими перед ним задачами. Л.И. Спиридонов отмечает, функции государства - это основные направления его деятельности, обусловленные объективной потребностью объединенными отношениями людей решать общие дела, содержание которых задано характером исторически определенного общества[2].

Как выяснилось выше, в научной литературе нет единого мнения о понятии функции государства. Однако имеется общее представление о них. Среди общих черт и особенностей функций государства необходимо указать, прежде всего, на следующие черты:

1. Функции государства имеют комплексный, характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов. К примеру, в политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.

2. В функциях государства прослеживается взаимосвязь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития. Когда цель общества — то, к чему стремится государство, а задачи — цель и средства ее достижения, то функции — лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач, следовательно, цели и задачи определяют функции.

Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий:

- потребностей и интересов населения;

- экономических возможностей общества;

- нравственного и культурного уровня общества;

Цель представляет собой желаемый конечный результат деятельности. Достижение цели предполагает необходимость согласованных и системных действий всех субъектов процесса. При изменении цели изменяется и характер действий всех взаимодействующих структур. Так, в условиях войны, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны.

3. Функции государства не следует сопоставлять с функциями его отдельных органов. Функции отдельных его органов, предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности[3].

Функции отдельных органов охватывают собой деятельность, лишь отдельных его частей, обладают узким характером. Так, если функцию охраны прав и свобод человека гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять, лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение[4].

4. Функции государства отличаются своими методами и формами регулирования. Форма осуществления функций характеризует связь государства с правом как одним из основных средств властвования, могут быть использованы властно-принудительные средства и методы воздействия. Через право государство реализует функции, экономические, политические и идеологические задачи. Значит, государство не только создает юридические нормы права, но и организует их исполнение, обеспечивает и охраняет.

Функции государства объективны, они обусловлены закономерностями взаимодействия общества и государства, связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. Их конкретная реализация воплощается в жизнь с учетом политических компромиссов. Здесь проявляется субъективный (человеческий) фактор определения функций государства и его деятельности (функционирования).

Государство функционирует плодотворно только в том случае, если его функции в полной мере соответствуют объективным потребностям общества, а соответственно и людей, являющимися членами общества. Значит, изначально должны быть осознаны объективные общественные потребности, а затем определены функции государства и механизм их осуществления. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином этапе историческом этапе своего развития.

Каждая функция государства имеет свой объект воздействия и своё содержание. Объект это определённая сфера общественных отношений (экономика, культура и др.), на которую направлено государственное воздействие. Объекты и служат критерием разграничения функций государства. Содержание функций показывает, что делает государство, какие управленческие действия в данной сфере оно совершает, чем конкретно занимаются его соответствующие органы. Функции государства различны, порядок их возникновения и изменения зависит от очередности задач, которые встают перед обществом в ходе его эволюции, и целей, которые оно преследует. Задача — это то, что требует разрешения, а функция — вид деятельности, направленной на такое разрешение[5].

Наши рекомендации