Рекомендации по выполнению заданий для самостоятельной работы и подготовке к практическому занятию

Раскрытие и усвоение вопросов практического занятия необходимо начать с изучения рекомендованной учебной и научной литературы. Особое внимание следует обратить на книгу Уланова В.Я. «Власть Московских государей в XVII в. Три века» Т.1. – М., 1991, где доходчиво изложены вопросы, вынесенные в семинарское занятие.

В первом вопросе студентам необходимо дать анализ внутренней и внешней политике России в годы царствования Бориса Годунова. Лжедмитрия I и роль иноземного вмешательства.

Во втором вопросе следует дать характеристику крестьянским выступлениям под предводительством Ивана Болотникова и борьбы русского народа против польских интервентов. Необходимо рассказать об оккупации Москвы поляками и организации в Нижнем Новгороде народного ополчения, в котором историческая роль отводится Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому. Показать итоги смутного времени и начало правления династии Романовых.

Затем, в третьем вопросе надо рассмотреть Соборное Уложение 1649 г. в отношении крестьян, посадских людей, центрального и местного управления, формирование сословной системы организации общества и завершение оформления крепостного права, ликвидация «белых» слобод и создание «государева» посада. Закончить необходимо исследованием крестьянской войны под предводительством Степана Разина. Также следует рассмотреть реформу местного управления, возрастание роли бюрократии в жизни страны: расцвет приказной системы и изменения в составе правящей элиты. Необходимо раскрыть судьбу Земских соборов. Показать развитие городов, ремесла и торговли и складывание единого всероссийского рынка и появление мануфактурного производства в России. Необходимо закончить анализом социальных противоречий в российском обществе: соляной и медный бунты, крестьянская война под предводительством Степана Разина.

В начале ответа на четвертый вопрос определяются задачи внешней политики России во второй половине XVII в. Необходимо остановиться на правовом положении украинского народа в составе Речи Посполитой и деятельности Богдана Хмельницкого-лидера антипольского казацкого восстания. Рассказать об этапах освободительной борьбы украинского народа против польского гнева, об историческом решении Переяславкой Рады и войне Российского государства с Польшей и Швецией, Кардисском и Андрусовском мирных договорах; о Русско-турецкой войне за Украину и её итоги, о «Вечном мире» с Речью Посполитой. Следует рассказать о территории расселения и занятия коренных народов Сибири и Дальнего Востока, о создании опорных пунктов и освоении новых земель русскими переселенцами, о вкладе русских землепроходцев и мореходов в великие географические открытия.

В пятом вопросе студентам следует раскрыть новые явления в развитии русской культуры XVII в. идеологии самодержавия в общественно- политической мысли страны; в создании первых трудов по истории Российского государства. Уделить внимание возникновению сатирических повестей, светскому началу в храмовой архитектуре, характерным чертам «московского барокко», развитию реалистических тенденций в русской живописи, распространению грамотности и просвещению в российском обществе, открытию в Москве новых учебных заведений.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Сформулируйте причины смутного времени в России.

2. Назовите цели интервентов в годы смуты.

3. Какие сословия приняли участие в народных ополчениях?

4. Почему возникла необходимость сбора второго народного ополчения?

5. Назовите новые отрасли хозяйствования, появившиеся в XVII веке.

6. Назовите формы борьбы государства с недовольными категориями населения.

7. Охарактеризуйте церковный раскол.

8. Назовите перемены в управлении страной в центре и на местах в XVII в.

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

Основная литература: 8.2 (1-2);

Дополнительная литература: 8.3 (1-5).

Наши рекомендации