Обсуждение найденных материалов.
Учащиеся приводят материалы, найденные ими на указанных сайтах в Интернете по следующим видам права:
http://school-sector.relarn.ru/prava/konvenc/index.htm
http://www.un.minsk.by/ru/documents/convention/conv-intro.html
http://mosedu.ru/ru/tutor/documents/master/legislative/convention.php
http://www.kuzbassnet.ru/social/doc/Prava1.htm
- Право на защиту.
- Право на участие.
- Право на жизнь.
- Право на развитие.
Право на защиту
Ст. 20[1]. Предоставляет ребенку право защиты не только от внешних неблагоприятных факторов, но и от неблагоприятных условий содержания в семье. Если ребенок не может оставаться в таких условиях, он может быть помещен под особую защиту государства.
Ст. 24[1]. Обеспечивает право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства – участники принимают меры для снижения уровня смертности, обеспечения детей необходимой медицинской помощью, борьбы с болезнью и недоеданием, предоставления матерям надлежащих услуг в дородовый и послеродовой период.
Ст. 26[1]. Гарантирует ребенку право пользования благами социального обеспечения, права предоставляются с учетом имеющихся ресурсов и возможностей ребенка и лиц, несущих ответственность за содержание ребенка.
Ст. 32[1]. Государства – участники признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья, устанавливается минимальный возраст для приема на работу, определяются необходимые требования продолжительности рабочего дня и условия труда.
Право на развитие
Ст. 8[1]. Государства – участники обязуются признавать и уважать право ребенка на сохранение своей индивидуальности, включая гражданство, имя, семью.
Ст.13[1]. Ребенок имеет право свободно выражать свое мнение; свободу искать, получать и передавать информацию любого рода. Хотя это право может быть подвергнуто некоторым ограничениям.
Ст. 28[1]. Государства – участники признают за ребенком право на образование, вводят бесплатное начальное, поощряют различные формы среднего, обеспечивают доступность высшего. Принимают меры к тому, чтобы школьная дисциплина не ущемляла человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, умственных и физических способностей ребенка в полном объеме.
Право на участие
Ст. 15[1]. Государства – участники признают право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний. Ограничения этого варианта свобод не допускается, если они не угрожают государственной, общественной или личной безопасности ребенка или его нравственности.
Ст. 23[1]. Гарантирует ребенку право на участие в жизни общества, независимо от умственной или физической неполноценности. Государства гарантируют ему особую защиту.
Ст. 30[1]. Ребенку гарантируется право пользования своей культурой, языком, религией.
Право на жизнь
Ст.6[1]. Государства – участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка.
Ст. 34[1]. Государства – участники обязуются защищать ребенка от всех форм сексуальной эксплуатации и сексуального совращения, принимают меры для предотвращения похищения детей, торговли или контрабанды ими в любых целях и в любой форме.
Ст. 37[1]. Ни один ребенок не может быть подвергнут пыткам или другим жестоким, бесчеловечным или унижающим видам обращения или наказания.
Работа с плакатами по теме “Толерантность”
Учитель:Перед вами набор плакатов. Просмотрите и выберите те, которые, с вашей точки зрения, характеризуют ту норму права, с которой вы работали в Интернете.
Учащиесявыбирают плакаты и объясняют всем, почему они выбрали именно этот плакат. Основная идея их выступлений заключена в том, что ребенок имеет право на нормальное развитие в своей семье, что он не может преследоваться по причине физической неполноценности, религиозных убеждений, национальной принадлежности. Ребенок имеет право на самовыражение и развитие, он имеет право на индивидуальность и проявление ее в своем творчестве и поведении. Маленькое существо имеет право не только на жизнь, но и на ее надежную защиту со стороны семьи и государства. Общество должно быть толерантно по отношению к развивающейся индивидуальности. Главной задачей государства должна стать политика приоритетности детства. Дитя имеет право на свое видение мира, и не может преследоваться за то, что оно не похоже на других.
Учительтоже участвует в выборе плакатов и просит учащихся объяснить, почему, с их точки зрения, этот плакат тоже может быть иллюстрацией к тем статьям Конвенции, о которых они говорили.
Учащиесяанализируют содержание плаката и отмечают, что изображенный человек является символом пересечения тех норм права, о которых шла речь. Что пространство, в котором фигура находится, есть баланс между правами и обязанностями. Что человек, чтобы достичь гармонии, должен чтить и права и соблюдать обязанности.
Учитель:Этот плакат выбран не случайно. Он символизирует попытку взрослого человека создать внутреннее равновесие для себя, чтобы помочь ребенку ощутить свое внутреннее равновесие, создать свой собственный мир. Это баланс между правами и обязанностями взрослых по отношению к ребенку. Конвенция содержанием своих статей пытается сохранять этот баланс для детей всего мира.
Мы снова вернулись к понятию права. А что лежит в его основе?
Учащиеся:Мы считаем, что в основе права лежит толерантность, уважение, сохранение равновесия, справедливость.
Учитель:Сейчас мы просмотрим фрагмент из мультипликационного фильма Гарри Бардина “Адажио” и попытаемся ответить на вопрос: каким образом этот фильм может стать иллюстрацией статей Конвенции, над которыми вы работали?