Методические указания для обучающихся по освоению
дисциплины (модуля)
Практические занятия под руководством преподавателя имеют своей целью:
- Формирование умений, необходимых для решения конкретных практических задач;
- Формирование умений использования компьютерной техники при решении конкретных практических задач;
- Выполнение индивидуальных и коллективных заданий в компьютерном классе;
- Консультации преподавателя по ходу выполнения практических заданий;
Предусматривает:
- Помощь в разработке индивидуального плана работы студента;
- Разъяснение индивидуальных заданий;
- Разбор хода выполнения индивидуальных заданий;
- Консультирование по теоретическим вопросам и вопросам, связанным выполнением заданий.
Практические занятия целесообразно проводить в компьютерном классе.
Самостоятельные занятия имеют своей целью:
- изучение теоретических положений курса, необходимых для выработки умений;
- выполнение практических заданий.
Аттестация студента имеет своей целью:
- Оценку знаний студента;
- Оценку результатов выполнения практических заданий;
- Оценку умений приобретенных студентом.
В ходе изучения дисциплины основное внимание должно быть уделено усвоению методов и конкретных методик прикладных исследований в информационно-аналитическом обеспечении деятельности экономических служб.
Содержание доклада (реферата, контрольной работы)
Доклад на практических занятиях (или реферат по предмету, контрольная работа) должны соответствовать следующим требованиям:
- структурированность;
- связность;
- концептуальность.
Структурированность доклада предполагает наличие в нем двух - четырех частей (разделов). Каждая часть освещает самостоятельный вопрос (блок вопросов) и должна быть выделена в тексте доклада (реферата).
Концептуальность означает присутствие общей идеи, описывающей содержание доклада (реферата) и отражающей вашу трактовку предложенной темы. Эта идея может быть сформулирована либо в начале доклада как тезис, либо в качестве заключения.
Связность предполагает согласованность составляющих доклад частей. Основным требованием при этом является единый критерий структурирования текста доклада (реферата) и соответствие структуры концепции. Обязательно соответствие текста и, следовательно, плана предложенной теме. То же относится к заголовкам частей и их содержанию.
Принцип концептуальности предполагает выделение основной проблемы и ее освещение с опорой на теоретические постулаты.
Работа с нормативными актами и литературой предполагает последовательное достижение нескольких целей: 1) выявление существующей информации о нормах, взглядах, фактах; 2) систематизация этой информации в соответствии с поставленной проблемой (вопросом, темой доклада или реферата и т.д.); 3) обобщение систематизированной информации.
Необходимо сравнение информации, почерпнутой из различных источников. Оптимальным способом работы с литературой при этом является создание выписок, по основным элементам анализируемой проблемы.
Последовательность работы:
1. Выявление отдельных вопросов (пунктов) в рамках более общей проблемы (темы).
2. Подготовка отдельных листов (карточек) для каждого пункта.
3. Собственно работа с литературой: при чтении каждого текста делаются выписки на отдельные листы (карточки) в соответствии с отдельным вопросом. При этом обязательно указание источника.
4. Систематизация материала по каждому пункту либо по теме в целом. Здесь в зависимости от представленных источников возможно возникновение нескольких ситуаций:
А. Данные разных источников повторяют друг друга. В этом случае необходимо устранить повторения и подумать, не упустили ли вы какой-либо важный текст либо аспект; если нет - то в чем причины повторения.