Темы контрольных работ по дисциплине «История».
· Государство Киевская Русь.
· Древняя Русь и кочевники.
· Ремесло Древней Руси.
· Язычество древних славян.
· Взаимоотношения Древней Руси с Византией.
· Принятие Русью христианства.
· Культура Киевской Руси.
· Образование Московского государства.
· Формирование системы крепостного права.
· Культура Московского государства.
· Формирование абсолютизма в России. Преобразования Петра I.
· Развитие русской культуры XVIII в.
· Развитие русской культуры первой половины – середины XIX в.
· Эволюция общественной мысли в России (вторая половина XVIII – середина XIX в.), ее основные направления.
· Внешняя политика Московского государства.
· Внешняя политика России в XVIII в.
· Внешняя политика России в первой половине – середине XIX в.
· Отмена крепостного права в России.
«Великие реформы» 1860 – 1870-х гг в России.
· Внутренняя и внешняя политика императора Александра III .
· Аграрный вопрос в России в начале XX в.
· Рабочий вопрос в России в начале XX в.
· Либеральное движение в России начале ХХ века.
· Создание политических партий в России в начале XX в.
· Основные тенденции и противоречия культурного развития России в начале XX в.
· Интеллигенция и студенчество в России в начале XX в.
· Политический портрет П.А. Столыпина.
· Формирование военно-политических блоков накануне первой мировой войны.
· Революция 1917 г. в России.
· Внутренняя и внешняя политика Временного правительства.
· Политика большевиков в деревне в условиях «военного коммунизма».
· Брестский мир и его последствия.
· Белое движение и иностранная интервенция в России.
· Современные научные концепции НЭПа.
· Крестьянские восстания в 1920-е гг. в России.
· Кронштадтское восстание 1921 г.
· Новая экономическая политика (1921-1928).
· Образование СССР.
· Формирование советской тоталитарной системы.
· Борьба с внутрипартийной оппозицией 1920-1930-е гг.
· Внешняя политика советского государства в 1920-е – начале 1930-х гг.
· Политические процессы 1920-1930-х в СССР.
· Развитие образования, науки и художественной культуры в СССР в 1920-1930-е гг.
· СССР в начальный период второй мировой войны.
·
· Первый этап Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. – 18 ноября 1942 г.).
· Битва за Москву.
· Героическая оборона Ленинграда.
· Сталинградская битва.
· Коренной перелом в Великой Отечественной войне (19 ноября 1942 г. – 1943 г.).
· Курская битва.
· Завершающий период Великой Отечественной войны (1944 г. –
· май 1945 г.).
· Партизанское движение в Великой Отечественной войне.
· Развитие советской экономики в годы Великой Отечественной войны.
· Развитие науки и художественной культуры в годы Великой Отечественной войны.
· Разгром милитаристской Японии и окончание второй мировой войны.
· Послевоенное восстановление промышленности и сельского хозяйства.
· Идеологические кампании и политические процессы в послевоенный период.
· Начало холодной войны.
· Социально-экономическая политика Н.С. Хрущева.
· «Оттепель» в культуре и искусстве.
· Развитие образования и науки в СССР в 1950-1980-е гг.
· Карибский кризис 1962 г. и его последствия.
· Процесс создания международной системы коллективной безопасности в 1960-1970-е гг., его причины, проблемы и противоречия.
· Правозащитное движение в СССР.
· Культура, особенности духовной жизни страны эпохи «застоя».
· Афганская война и ее последствия.
· Перестройка в СССР: от попыток модернизации социализма к смене модели общественного развития.
· Формирование политических партий и движений в СССР во второй половине 1980–1990-е гг.
· «Августовский путч» 1991 г.
· Программа и этапы радикальной экономической реформы в 1990-е гг.
· Формирование новой общественно-политической системы в России в 1990-е годы.
· Россия в современном мире.
Методические рекомендации для студентовДля студентовзаочной формы обученияпредусмотрено обязательное выполнениеконтрольной работы в форме реферата.
Контрольная работа является результатом самостоятельного творчества студента. Она основывается на изучении учебной и научной литературы по избранной теме, желательно также ознакомление студента с относящимися к теме историческими источниками. Работа должна содержать в себе элементы научного исследования. Студент самостоятельно осуществляет подбор литературы и исторических источников по теме, проводит анализ материала, составляет план работы. Структура работы должна соответствовать основным элементам структуры научного исследования. Задачей студента является полное всестороннее раскрытие темы в соответствии с планом, формулирование и аргументированное обоснование своей (или выбранной им) позиции по рассматриваемым вопросам. Студент может получить консультацию преподавателя по всем вопросам, возникающим у него в ходе подготовки контрольной работы, в установленные часы консультаций.
Подготовка работы
Подготовка контрольной работой должна начинаться с формулировки темы и составления списка источников и литературы (библиографического списка). При выборе темы можно получить консультацию преподавателя и уточнить, скорректировать тему в зависимости от индивидуального исследовательского интереса студента. Подбор литературы осуществляется на основе пользования каталогами библиотек, ресурсами Интернета. Для формулирования цели и задач работы студент должен представлять состояние изучения избранной темы в современной науке. В связи с этим нельзя ограничиваться произвольным выбором отдельных изданий; в работе необходимо использовать труды, признанные «классическими» по избранной теме и исследования современных историков.
Структура работы
Контрольная работа должна включать в себя следующие необходимые элементы:
1. Введение, в котором содержится обоснование темы, ее актуальности, определяются хронологические рамки (или временные границы) темы. Во введении формулируются цели и задачи работы, дается краткий анализ изученной литературы. Ценность выполненной студентом работы повышается, если во введении содержится самостоятельный анализ научных трудов по избранной теме, выявляются их сильные и слабые стороны, проводится сопоставление разных взглядов, концепций по исследуемым вопросам, дается оценка степени изученности темы.
2. Основная частьделится на параграфы, соответствующие внутренней логике раскрытия темы, решению задачи установления причинно-следственных связей между рассматриваемыми историческими явлениями, процессами.
Важным умением является четкая и логичная организация собранного материала. В зависимости от темы исследования он может быть изложен по хронологическому или проблемному ил проблемно-хронологическому принципу. Все выдвигаемые автором положения должны быть аргументированы и подкреплены конкретными фактами. При этом необходимо показать навыки отбора, обобщения и осмысления фактического материала. Основная часть должна содержать следующие элементы: раскрытие исторических причин и предпосылок выбранного для изучения исторического события (явления); всесторонний анализ события (явления, процесса - по этапам), установление итогов и исторического значения изученного события (явления, процесса).
При цитировании источников и литературы следует соблюдать определенные
правила. Нельзя злоупотреблять чрезмерным, многостраничным цитированием - это затрудняет восприятие логики изложения и собственной позиции автора. Цитаты не должны быть простой иллюстрацией какой-либо мысли; их необходимо анализировать. При цитировании необходимо ссылаться на автора. Нельзя ссылаться на издания, работы, архивные материалы, если они в действительности не были изучены автором.
3. Заключение,в котором подводятся итоги работы.
Выводы, представленные в заключении, должны соответствовать цели и задачам, которые были заявлены автором во введении. Необходимо оценить результаты своего исследования и, по возможности, выявить перспективы изучения данной темы.
Список литературы
Составляется в алфавитном порядке со всеми выходными данными отдельно для исторических источников, отдельно для каждого издания. Список должны включать только те издания, которые цитируются или упоминаются в тексте работы. Литература на иностранных языках размещается также по алфавиту, но после перечня всех изданий на русском языке.