Собенности международно-правового регулирования ведения вооруженной борьбы на море и в воздушном пространстве.
Начало регулированию боевых действий на море было положено Декларациями о праве морской войны 1856 и 1909 гг., восьмью Гаагскими конвенциями 1907 г.
Развитие методов и средств ведения вооруженной борьбы на море в ходе и после окончания первой мировой войны показало, что Гаагские конвенции и традиционное обычное право не соответствовали складывающимся во время боевых действий отношениям. Необходимость учета особенностей использования подводных лодок привела к принятию Правил о действиях подводных лодок по отношению к торговым судам в военное время 1936 г. (Приложение к Лондонскому протоколу), заключению Нионского соглашения 1937 г. Однако эти попытки регулирования новых методов ведения боевых действий на море не решили проблему, которая в дальнейшем еще более обострялась из-за широкого использования самолетов, морских мин и ракет дальнего действия. Это привело к тому, что в ходе второй мировой войны отмечались многочисленные случаи неизбирательного потопления судов, включая госпитальные [1].
Включение некоторых норм, содержащихся в документах второй Гаагской международной мирной конференции в тексты второй Женевской конвенции 1949 г. и Протокола I, к сожалению, также не устранило отставания международного права, регулирующего использование силы в военно-морских операциях, от развития методов и средств морской войны, других отраслей международного права — воздушного, морского, экологического и т.д. Например, конфликт из-за Фолклендских (Мальвинских) островов показал отрицательное воздействие на эффективность действий госпитальных судов положения, предусмотренного второй Женевской конвенцией, о запрещении госпитальным судам использовать секретный код. Замена положениями Протокола I, касающимися нападений, положений Конвенции о бомбардировании морскими силами во время войны 1907 г. урегулировала только нападения с моря, наносящие непосредственный ущерб гражданскому населению, находящемуся на суше. В то же время эти положения Протокола I не распространяются на случаи нападения морских сил на море, в частности на суда и летательные аппараты [2].
Таким образом, давно назрела необходимость пересмотра положений международного права, применимого к вооруженным конфликтам на море. Не случайно в VII резолюции XXV Международной конференции Красного Креста отмечалось, что «некоторые разделы международного гуманитарного права, применимого к военным действиям на море, нуждаются в подтверждении и разъяснении в свете существующих основополагающих принципов международного гуманитарного права» и в связи с этим призвала «правительства соответствующим образом скоординировать свои усилия на соответствующих форумах, с тем, чтобы рассмотреть необходимость и возможность приведения положений международного гуманитарного права, применимого к вооруженным конфликтам на море, в соответствие с требованиями современности».
Одним из шагов, направленных на реализацию этой задачи, явилась разработка экспертами из 24 стран и принятие в июне 1994 г. Руководства Сан-Ремо по международному праву, применимому к вооруженным конфликтам на море. Эксперты считали, что создание такого документа поможет внести ясность в существующие обычные и договорные нормы международного права, применимые к вооруженным конфликтам на море, а также наметить перспективные предложения для дальнейшей кодификации данного раздела отрасли. Таким образом, Руководство Сан-Ремо, не являясь документом, обязательным к исполнению, позволяет определить области современного обычного международного права, применимого к военным действиям на море, по которым существует согласие государств [3].
Театр морской войны включает в себя территориальные и внутренние воды воюющих государств, открытое море и воздушное пространство над ними. При этом ведение войны в открытом море не должно нарушать свободы плавания судов государств, не участвующих в данной войне, включая суда нейтральных государств.
К дозволенным методам и средствам ведения войны на море относятся: морская блокада, бомбардировка военно-морскими силами, установление зон, ракеты и другие снаряды, торпеды и мины.
В соответствии с положениями современного международного права военно-морская блокада должна отвечать таким принципам, как законность, гласность, эффективность.
Принцип законности означает, что военно-морская блокада может устанавливаться только в определенных международным правом случаях и поддерживаться сочетанием законных методов и средств ведения морской войны. Военно-морская блокада будет признана законной если она, во-первых, осуществляется государством в соответствии со статьей 51 Устава ООН как его неотъемлемое право на самооборону или, во-вторых, может предприниматься в мирное время по решению Совета Безопасности для поддержания или восстановления международного мира и безопасности.
Установление и поддержание блокады сочетанием законных методов и средств ведения морской войны должно обеспечивать ее проведение без нарушения определенных правил. Так, военно-морская блокада не должна преграждать доступ к портам и берегам нейтральных государств и применяться на равных основаниях к судам всех государств. О прекращении, временном снятии, восстановлении, продлении и иных изменениях должно объявляться, и сведения об этих изменениях должны направляться всем воюющим и нейтральным государствам. Блокирующая сторона должна разрешать пропуск продуктов питания, медикаментов для гражданского населения или раненых и больных из состава вооруженных сил.
Кроме того, объявление или установление военно-морской блокады запрещается, если:
а) ее единственная цель состоит в том, чтобы вызвать голод среди гражданского населения или лишить его других предметов, необходимых для его выживания;
б) ущерб, причиняемый гражданскому населению, чрезмерен или ожидается, что он будет чрезмерен по сравнению с прямым военным преимуществом, которое предполагается получить в результате блокады.
Выполнение принципа гласности обеспечивается объявлением блокады, уведомление о которой направляется всем воюющим и нейтральным государствам. При объявлении военно-морской блокады должно быть определено ее начало, продолжительность, месторасположение, масштабы и период, в течение которого суда нейтральных государств могут покинуть блокированное побережье [4].