Экономика гомеровского общества.
В экономике господствовало натуральное сельское хозяйство. Основными отраслями его оставались земледелие и скотоводство. Гомер, несомненно, хорошо разбирался в различных видах крестьянского труда. Он с большим знанием дела судит о нелегкой работе землепашца и пастуха, нередко вводит поэмы сцены из современной ему сельской жизни.
Особенно часто такие эпизоды используются в сравнениях, которыми поэт обильно уснащает свой рассказ. В «Илиаде» идущие в бой герои Аяксы сравниваются с двумя быками, пашущими землю. Сближающиеся вражеские рати уподобляются жнецам, идущим по полю навстречу друг другу. Погибший герой напоминает поэту масличное дерево, выращенное заботливым хозяином, которое с корнем вырвал неистовый ветер.
1. Земледелие. Наряду с хлебопашеством греки гомеровской эпохи занимались садоводством и виноградарством. Об этом свидетельствует подробное описание в «Одиссее» сада Алкиноя, царя феаков, народа, жившего на острове Схерия, совр. Корфу:
«Был за широким двором четырехдесятинный богатый
Сад, обведенный отвсюду высокой оградой; росло там
Много дерев плодоносных, ветвистых, широковершинных,
Яблонь, и груш, и гранат, золотыми плодами обильных,
Также и сладких смоковниц, и маслин, роскошно цветущих...
Там разведен был и сад виноградный богатый; и грозды
Частью на солнечном месте лежали, сушимые зноем,
Частию ждали, чтоб срезал их с лоз виноградарь; иные
Были давимы в чанах; а другие цвели иль, осыпав
Цвет, созревали и соком янтарно-густым наливались.
Саду границей служили красивые гряды, с которых
Овощ и вкусная зелень весь год собирались обильно.
Два там источника были: один обтекал, извиваясь,
Сад, а другой перед самым порогом царева жилища
Светлой струею бежал, и граждане в нем черпали воду».
2. Скотоводство. Играло важную роль в экономике гомеровского времени. Скот считался важным мерилом богатства. Количеством голов скота во многом определяло положение, занимаемое человеком в обществе. От него зависели оказываемые ему почет и уважение. Так, Одиссей считается «первым среди героев Итаки и близлежащего материка», потому что ему принадлежало 12 стад крупного рогатого скота и соответствующее количество коз, овец и свиней.
Скот использовался и как меновая единица, поскольку настоящих денег гомеровское общество еще не знало. В одной из сцен «Илиады» бронзовый треножник оценивается в двенадцать быков. О женщине-рабыне, искусной во многих работах, сказано, что ее стоимость равна четырем быкам.
3. Ремесла. Специалисты-ремесленники, живущие своим трудом, в поэмах встречаются крайне редко. Гомер называет их демиургами - «работающими на народ». Многие из них, как полагают, не имели своей мастерской и постоянного места жительства. Они бродили по деревням, переходя из дома в дом в поисках заработка и пропитания. К их услугам обращались только в тех случаях, когда нужно было изготовить какой-нибудь редкостный вид вооружения, например бронзовый панцирь или щит из бычьих шкур или же драгоценное украшение.
Необходимость в сосудах для вина и оливкового масла стимулировала развитие гончарного ремесла. Распространенным видом тары становится амфора («сосуд с двумя ручками»).
4. Торговля. Типичная гомеровская община (демос) ведет обособленное существование, почти не вступая в соприкосновение даже с ближайшими к ней другими такими же общинами. Каждая семья сама производит почти все необходимое для ее жизни - продукты земледелия и скотоводства, одежду, простейшую утварь, орудия труда, возможно, даже оружие.
Результаты изучения гомеровского эпоса подтверждают вывод, сделанный археологами, об экономической изоляции Греции и всего Эгейского бассейна в XI-IX вв. до н. э. Нужные им чужеземные вещи греки гомеровской эпохи предпочитали добывать силой. Для этого они снаряжали грабительские экспедиции в чужие края, сухопутные и морские. Основной тип корабля в это время – пентеконтера.Он представляла собой беспалубную лодку с прямоугольным парусом и примерно полусотней весел, каждое из которых приводилось в движение одним гребцом.
Моря, омывающие Грецию, кишели пиратами. Морской разбой, так же как и грабеж на суше, не считался в те времена предосудительным занятием. В предприятиях такого рода видели проявление особой удали и молодечества, достойных настоящего героя и аристократа. Ахилл открыто похваляется тем, что он, сражаясь на море и на суше, разорил 21 город в троянских землях. Телемах гордится теми богатствами, которые «награбил» для него его отец Одиссей.
Весь мир, лежавший за пределами мира греков, даже такие сравнительно близкие к ним страны, как Причерноморье или Италия и Сицилия, казался далеким и страшным. В своем воображении они населяли эти края ужасными чудовищами вроде сирен или великанов-циклопов, о которых повествует Одиссей. Единственные настоящие купцы, о которых упоминает Гомер, это «хитрые гости морей» - финикийцы.
Как и в других странах, финикийцы занимались в Греции в основном посреднической торговлей, сбывая втридорога диковинные заморские изделия из золота, янтаря, слоновой кости, флакончики с благовониями, стеклянные бусы. Поэт относится к ним с явной антипатией, видя в них коварных обманщиков, всегда готовых провести простодушного грека.
5. Быт. Гомеровское общество знало имущественное неравенство. Тем не менее, жизнь даже самых высших его слоев поражает своей неприхотливостью. Гомеровские герои, а они все как один цари и аристократы, живут в грубо сколоченных деревянных домах с двором, окруженным частоколом. Типично в этом смысле жилище Одиссея, построенное его руками. У входа во «дворец» этого царя красуется большая навозная куча, на которой Одиссей, вернувшийся домой в обличье старого нищего, находит своего верного пса Аргуса. Супружеское ложе – пень дерева, срубленного лично Одиссеем.
В дом запросто заходят с улицы нищие и бродяги и садятся у дверей в ожидании подачки в той же палате, где пирует со своими гостями хозяин. Полом в доме служит плотно утоптанная земля. Стены и потолок покрыты сажей, так как дома отапливались без труб и дымохода. Гомер явно не представляет себе, как выглядели дворцы и цитадели «героического века». В своих поэмах он ни разу не упоминает о грандиозных стенах микенских твердынь, об украшавших их дворцы фресках, о ванных и туалетных комнатах.
Богатства гомеровских басилеев не идут ни в какое сравнение с состояниями их предшественников - ахейских владык. Этим последним нужен был целый штат писцов, чтобы вести учет и контроль их имущества. Типичный гомеровский басилей сам отлично знает, что и в каком количестве хранится в его кладовой, сколько у него земли, скота, рабов и пр. Главное его богатство состоит в запасах металла: бронзовых котлах и треножниках, слитках железа, которые он заботливо хранит в укромном уголке своего дома. В его характере далеко не последнее место занимают такие черты, как расчетливость, умение из всего извлекать выгоду. В этом отношении психология гомеровского аристократа мало чем отличается от психологии зажиточного крестьянина той эпохи.
Гомеровские цари не чураются самой грубой физической работы. Одиссей, например, ничуть не меньше гордится своим умением косить и пахать, чем своим воинским искусством. Навсикаю, дочь царя Алкиноя, мы встречаем впервые в тот момент, когда она со своими служанками выходит на взморье стирать одежду своего отца. Факты такого рода говорят о том, что рабство в гомеровской Греции еще не получило сколько-нибудь широкого распространения, и даже в хозяйствах самых богатых и знатных людей рабов было не так уж много.
Крестьяне среднего достатка не только трудились бок о бок со своими рабами, но и жили с ними под одной кровлей. Так живет в своей сельской усадьбе старец Лаэрт, отец Одиссея. В холодное время он спит вместе с рабами прямо на полу в золе у очага. И по одежде, и по всему облику его трудно отличить от простого невольника.
Следует также учитывать, что основную массу подневольных работников составляли женщины-рабыни. Мужчин в те времена в плен на войне, как правило, не брали, так как их «приручение» требовало много времени и упорства, женщин же брали охотно, так как их можно было использовать и как рабочую силу, и как наложниц.