Постепенное отделение истории от религиозного влияние, зарождение светской исторической школы.
Основные этапы историографии Отечественной истории.
Термин историография (от греч. – писание истории). В средние века в З. Европы историографами называли художников, создававших исторические миниатюры, а с ХVI в. это звание закрепилось за всеми, кто стал изучать историю. В России звание историографа одним из первых получил немецкий исследователь, находящийся на русской службы Г.Ф. Миллер, один из автором нормандской теории. Историографами так же были кн. М.М. Щербатов и Н.М. Карамзин, который внес огромный вклад в популяризацию исторического знания. Как писали современники, С легкой руки Н.М. Карамзина читающее российское общество заболело историей.
В настоящее время выделяют пять этапов историографии Отечественной истории, все они имеют свою специфику.
Первый – ХII – н. ХVIII.вв.За основу начальной даты взято зарождение русского летописания, выбор конечной даты связан с формированием светской науки и распространением ее влияние на познание прошлого.
Для данного этапа, который часто называют начальным (или летописным) периодом характерны следующие черты:
1) Отсутствие единого обобщающего труда по Отечественной истории.
2) Развитие исторической науки неразрывно связано с Православием. Именно монастыри в это время являются главными центрами по созданию истории.
3) Отсутствие в летописях и хрониках и исторических работах критики и научного анализа.
4) Появление в к. ХVII века первого прообраза учебника по Отечественной истории. «Синопсис» - обозрение Российской истории, созданное на основе летописей и современных для того времени документов, впервые в этой работе была представлена концепция дружбы русского и украинского народа. Неизвестный автор на 200 стр. излагал основные события прошлого. С 1672-1836 гг. вышло 30 изданий. По «Синопсису» изучал Историю России М.В. Ломоносов.
5) Историческая картина представлена порой противоречивыми сведениями, из-за использования разных летописей.
6) Относительная самостоятельность автора от власти. Главная цель истории – изучение прошлого своей страны, пробуждение патриотизма. В эпоху Петра I история будет подчинена решению иных задач.
7) Основные труды. Летописи (Лаврентьевская, Ипатьевская, Воскресенская, Никонская, История о Казанском царстве, Многочисленные хроники, Степенная книга царского родословия, Лицевой свод Ивана Грозного – 10 томов) Сказания – Сказание о Мамаевом побоище, Астраханские сказания П. Золотарева» и др. «Синопсис», Лызлов А.И. «Скифская история» на 800 стр. борьба руссов и кочевников, идея единства).
Второй - н. ХVIII – н. ХIХ вв.
1. Заметное влияние на историческое познание оказывает власть.Цель истории не объективное освещение прошлого, а показание необходимости и неизбежности абсолютизма.
1. Инициатором создания обобщающего научного исторического труда выступает монарх. По поручению Петра I дьяк Ф. Поликарпов подготовил историю Отечества, но когда Петр I ее прочитал, заметил: «История твоя России не очень благоугодна была». Работа, где была критика петровских реформ так и осталась не опубликована.
Постепенное отделение истории от религиозного влияние, зарождение светской исторической школы.
3. Первые попытки критического анализа и систематизации исторических источников.( В.Н. Татищев, М.М. Щербатов, Байер).
4. Формирование нормандской теории и первая ее критика.Зарождение исторической дискуссии .
Третий период н. ХIХ – 1917г.
1) Окончательное оформление истории в науку. Большой вклад в ее развитие внесли (Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев. Н.И. Костомаров, В.О. Ключевский, М.М.Погодин).
2) Формирование различных исторических школ и направлений
3) Оформление исторической методологии и методики.
4) Широкое развитие метода периодизации.
5) Появление трудов, содержащих сравнительный и критический анализ.
6) Цель истории – развитие патриотизма, воспитание монархически настроенных граждан, обоснование неизбежности для России монархии.
Четвертый марксистский 1917 –1991.