Состояние полиграфической базы
В годы первой пятилетки было построено много новых полиграфических предприятий, продолжалась реконструкция старых. Создается ряд специализированных газетных типографий в Москве и в республиканских и областных центрах. Заложена полиграфическая база в национальных республиках. Новые крупные полиграфические предприятия построены на Кавказе и в Средней Азии, в Башкирии, Татарской АССР и в других автономных республиках. Развитию районной печати способствовало создание в 30-х гг. небольших газетных типографий в районных центрах, при политотделах МТС и на транспорте (к 1934 г. их насчитывалось более 500).
В годы первых пятилеток положено начало отечественному полиграфическому машиностроению. В 1940 г. в СССР насчитывалось 4942 полиграфических предприятия (в 1913 г.-2654).
С 1927-1928 гг. начинается перестройка советской брошюровочной и переплетной базы. Улучшается качество переплетов, их художественное оформление.
В 30-е гг. создаются новые гарнитуры (рисунки) шрифтов (школьная, журнальная, обыкновенная новая и др.). Крупнейшие советские художники-оформители и графики создают рисованные шрифты для оформления переплетов, обложек, титульных листов, заголовков и т.д.
Благодаря усовершенствованию репродукционной техники улучшилось оформление книг, журналов и газет.
Перестройка издательского дела. Создание ОГИЗа (1930 г.)
В развитии книгоиздательского дела в первое десятилетие Советской власти, в деятельности ряда издательств наряду с достижениями были и недостатки: неправильное определение тиражей и недостаточно критический отбор книг для издания, невысокий идейный, научный и художественный уровень ряда книг.
Вопрос о типизации и реорганизации издательского дела на основе объединения издательств вокруг Госиздата ставился еще в 20-е гг., но в то время не был реализован. Теперь в новых условиях решено было к нему возвратиться.
До 1929 г. наблюдался параллелизм в. издании литературы. Большинство крупных издательств были универсальными. Это и приводило к неизбежному дублированию продукции. Например, Госиздат и «Работник просвещения» параллельно издавали учебники и педагогическую литературу; ЗИФ дублировал Госиздат в выпуске художественной литературы и т.д. Это приводило в конечном счете к затовариванию книгами. Все эти недостатки объяснялись в значительной мере наличием в стране множества самостоятельных, независимых друг от друга издательских единиц. В 1929 г. в РСФСР насчитывалось около 1 тыс. издательств. При этом крупных издательств, дающих основную массу печатной продукции, было около 40, остальные — мелкие и мельчайшие.
2 января 1929 г. Совет Народных Комиссаров РСФСР принял постановление «О мероприятиях по рационализации работы книгоиздательств и упорядочению книгопроводящей сети». Постановление типизировало работу основных издательств, определив, какую литературу должно выпускать каждое из них, чтобы устранить нездоровую конкуренцию и параллелизм в их деятельности. Одновременно необходимо было объединить все типизированные издательства единым руководящим центром, осуществляющим единое планирование, финансовое руководство, техническую реконструкцию в полиграфической промышленности и пр.
В июле 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление «О работе Госиздата РСФСР и объединении издательского дела».
Отметив успехи Госиздата в последние годы, ЦК партии указывал, что развитие издательского дела отстает от требований культурной революции. «...Задачи, стоящие перед издательским делом в эпоху социалистической реконструкции, — говорилось в постановлении, — требуют организационной его перестройки на основе дальнейшей типизации издательств, целиком себя оправдавшей» .
Было решено образовать Объединение государственных книжно-журнальных издательств РСФСР (ОГИЗ) на базе Госиздата путем объединения его отраслевых отделов и редакций с наиболее крупными типизированными издательствами.
В систему ОГИЗа вошли Гостехиздат, Госмедиздат, Сельхозгиз, издательства «Земля и фабрика», «Московский рабочий», «Молодая гвардия», «Работник просвещения», «Советская энциклопедия», «Транспечать» и др. (всего 27 издательств). На основе этого объединения в составе ОГИЗа было образовано 13 типизированных издательств.
При ОГИЗе были созданы Книгоцентр — книготорговое объединение, управление типографиями ОГИЗа — Полиграфкнига и ряд учебных и научно-исследовательских учреждений (Редакционно-издательский институт. Научно-исследовательский институт полиграфии и издательской промышленности, Библиографический институт и др.). В задачи ОГИЗа входило прежде всего планирование книжно-журнальной издательской деятельности, а также техническое руководство предприятиями, вошедшими в объединение. Кроме того, на ОГИЗ были возложены организация снабжения издательств, их финансирование и кредитование, сбыт печатной продукции, подготовка и распределение кадров. Объединение издательств не нарушило отраслевого принципа, так как отраслевые издательства не сливались в единое издательство, а лишь организационно объединялись, сохраняя самостоятельность. Значение реформы издательской системы состояло в том, что она завершила взятый еще в 20-е гг. курс на типизацию советских издательств.
Председателем правления и заведующим ОГИЗа был назначен А.Б. Халатов, ранее руководивший Госиздатом.
В 1931 г. было проведено массовое обследование книжно-журнальной продукции ОГИЗа с участием деятелей науки и техники, инженеров, врачей, агрономов, аспирантов, студентов вузов и втузов и т.д. В работе ОГИЗа были вскрыты существенные просчеты, как организационные, так и политические. Недостаточными тиражами издавались произведения классиков марксизма-ленинизма. Выпускались книги, содержащие серьезные политические и теоретические ошибки, извращавшие сущность диалектического материализма. Выходили такие вульгаризаторские «труды», как «Диалектика двигателя внутреннего сгорания», «Диалектика синхронной машины» и т.п. ОГИЗ не справлялся с задачами, поставленными перед ним ЦК партии по созданию технической и производственной литературы. Значительная часть технических книг и учебников не отвечала новым требованиям социалистической техники и промышленного производства. Гостехиздат задерживал выпуск книг советских ученых и специалистов и переводных трудов о новых достижениях науки и техники. Свыше 300 книг по технике, выпущенных в 1930 г., были признаны не соответствующими современному научному уровню, требованиям развивающейся социалистической промышленности.