Англия после экономического кризиса

Преодолев кризис, англия переживала его последствия. Угольная, текстильная, судостроительная промышленность до 37г так и не смогла достигнуть докризисных показателей. Рост промышленного производства происходил за счет производства моторов, за счет строительства. Безработица оставалась на высоком уровне. Говоря об экономическом развитии англии, то особенностью было то, что здесь интенсивно развивалось государственное капиталистическое регулирование. Доля англии в промышленном производстве западного мира сократилась до 11%. Сокраение также рпоихсодило во внешней торговле. Тогда в англии начала наблюдаться определнаня техническая отсталость по сравнению со странами запада.

Что касается политической сиутации, то до июня 1935г у власти в англии продолжал находиться макдональд, но его лицо значительно поблекло. С июня 1935 г образуется новое национальное правителсьтво, его возглавлет лидер консерваторов – Стэнли Болудин. Новая растсановка полит сил стала понятна, когда состоялись выборы в парламент, где победу выиграли консерваторы, но Болудин не разогнал нац собрание. Уже окрепшая исполнительная власть начала понимать, что может вмешиваться в дворцовые интриги в королевской семье. В англии в это время возник дворцовый кризис. Он был связан с тем, что в январе 1936г умирает король Георг 5. На его место встает его старший сын Эдуард 8. Он был экстравагантным человеком, посещал рабочие окраины, пытался вмешиваться во внешнюю политику вкб, это вызывало недовольство консерваторов, захотели его убрать. А он захотел жениться еще, он должен получить разрешение на брак у правительства. А решил жениться на дважды разведенной американке Симсон, а это противоречило английской традиции, тогда Болдуин говорит, либо отрекайся от престола и женись, либо оставайся одним. Он отрекается, королем стал Георг 6. Это был большой скандал, Черчилль считал, что болдуин не должен вмешиваться во внутренние дела королевской семьи. Но тем не менее к этому времени начала ощущаться приближающаяся вторая мировая война. Решили создать однопартийное правительство, это произошло в 37г, болдуин подорвал свой авторитет. Новым премьером стал Чемберлен.

Англия в этот период совершенствовала механизм владения своими колониями. В 1935 подписан акт об управлении Индии, который предоставлял индийской аристократии больше прав на управление. 15 апреля 1939г парламент впервые принял закон о всеобщей воинской обязанности, в тот же месяц вооруженные силы вкб увеличились в два раза.

США

В отличие от своих союзников по антанте сша ничего не потеряли, весьма обогатились, нажили огромный капитал. Президентом сша был демократ Вудро Вильсон (1912-1920). При нем начался курс на мировое лидерство, это явно видно в 14 пунктах Вильсона января 1918г. Тут Вильсон призывал, чтобы все страны признали принцип открытых дверей и равных возможностей. Также в 14 пунктах вильсона говорилось о создании лиги наций, через нее собирались давить на мир. Но на парижской мирной конференции. У Вильсону формируется оппозиция как у республиканцев, так и у чаи демократов. Они выступали за отказ от активной вншеней политики в европе, за невмешательство в чужие дела, за изоляционизм. В целом в сша начинает набирать политическая ситация напряженный характер. В итоге в ноябре 1920г победу одержали республиканцы. В результате новым президентом страны стал Гардинг, который начинает четко проводить изоляционистский курс. При нем были определенные позитивные результаты достигнуты. ИЗ позитивных результатов можно отметить решение вашингтонской конференции, которая прошла в конце 1921-начале 1922. В результате конференции было подписано три главных документа, принимало участие 9 государств, которые имели свои интересы на дальнем востоке, конференция касалась только дальнего востока. В ходе работы конференции был подписан Договор 9 держав, в котором провозглашался принцип открытых дверей и равных возможностей. Это был удар по японии и англии, победа америки. Далее подписали Договор 5 держав, который ограничивал вооружение в тихом океане, при этом америка добилась права иметь флот не слабее английского. По договору запрещалось строить крупные корабли типа линкоро, крейсеров.Но это не остановило гонку вооружений. В 31г япония напала на китай, в 41г напала на сша. В данном случае, хотя был подписан договор, он не сыграл важной роли. Третий документ – Договор 4 держав, который декларировал территориальные права ведущих государств мира в этом регионе. Закреплялись аз англией, японией, сша, и францией.

В данном случае, что касается внутренней политики, то в это время сша начали развивать такие принципы, как отказ от гос регулирования экономики, рыночные отношения, государственное невмешательство. Это вылилось в том, что государство Гардинга свело к минимуму все экономические и социальные функции государства. Проповедовался принцип крайнего индивидуализма. Введен новый закон, который отменял налог на сверхприбыль. Повышены ввозные пошлины на товары.

Всрылись взятки от крупных монополий админстрации президента, чтобы те продавали землю государственную за копейки. Обман вскрылся, это вызвало всеобщее негодование. Собирались начать процедуру импичмента, но гардинг внезапно умирает. Но выборы раньше проветси нельзя, должен править вице-президент – Кальвин Кулидж. Он был прямым последовталем Гардинга, говорил, что дело америки – это бизнес. США в это время обращали определнное внимание на поддержку монополий, на поддержку крупного капитала. С оппозицией шла борьба. В штатах начинается мощный подъем, это обусловило то, что Кулидж выиграл выборы 1924г. Оппозиция Кулиджу была среди демократов (кандидатом от них был Дэвис), еще появилась третья сила – Прогрессивная партия Лафалита. Итоги выборов показали, что победу одержали республиканцы.

С конце 1922г в истории сша начинается «Период (Эра) Процветания» - мощный промышленный подъем, который шел 7 лет, увеличил количество промышленного производства на 78%. Сша выпускало пром продукции больше, чем герм, англ, франц, япония и италия вместе. Монополии фактически контролирвоали всю промышленность страны, стальной трест моргана контролировал 45% производства стали в стране. Форд почти все автомобили держал. В это время развивалась идея фундаментализма (против изменений в стране). В политике не было сильных эксцессов. Забастовок почти не было. Коммунисты почти никакой роли не играли. В этот период в сша создавался культ бизнеса. Рассуждали, что сша вступили в Эру классовой гармонии.

Во внешней политике, надо учитывать то, что сша тогда имели три приоритетных направления: латинская америка, еврропа и дальний восток. По всем трем направлениям начали занимать ключевые позиции. В еровпе утвреились за счет экономической помощи, в латинской америке не стесняются использовать вооруженные силы (в никорагуая когда начались брожения в декабре 26г, кулидж обратился к конгрессу с просьбой вветси войска, чтобы поддержать интересы сша в стране). На дальнем востоке подписывают договор с Чаном Кайши о взаимопомощи, что позволило отправить туда большое количество советников и специалистов. Войны американцы не хотели в то время. США не случайно подписали пакт Бриана-Кэйлора , который отрицал войну, как метод решения международных вопросов.

В 27г состоялись выборы, выиграл респ Гувер. Говорил, что его цель – уничтожить нищету.

11 декабря 2015. Борисенко

Новый курс

У нас очень раздут миф рузвельта даже больше, чем в америке. Прежде вспомним о великой депрессии. Особенности кризиса и его протекания были прежде всего связаны с тем, что сша оказались единственным победителем в пмв, прежде всего с экономической точки зрения.Золотой запас мирно перекочевал и осел в нью йорке. После того, как он иссяк, сша стали предосталвять кредиты, связав европу кредитными обязателсьтвами, которые им было тяжело исполнять. В британии немного по-другому, сначала выкачали их золото, потом заставили британи выплачивать кредиты сша долговыми обязательтсвами сша перед британией (перед войной сша были полными должниками британии), а потом заставили и деньгами платить. Сша потеснили рынок европейцев в западном полушарии. В первую очередь в латинской америке. Сша территориально и физически очень мало потеряли в пмв. И никаких физических ращрушений своих предприятий. Это привело к периоду «просперити», это все породило экономический пузырь, который надувался в течение десятилетия, финансовый ентр переместился в сша, доступ к свободным средствам был неограничен. Темпы развития промышленности ыли перегреты, фондовый рынок промышленности был перегрет. Но что-то оттуда перепадало и населению, отсюда бум потребления 20-х гг. Еще до войны в 1913 Форд создал свою Т-13 ЖЕстяная Лизи, которая после войны стала самой популярной машиной америки. Точно так же это проявлялось в других обалстях, существовал серьезный разрыв в снабжении электроэнегиии и ценовая разница была очень велика. И потом администрация Рузвелтьа будет регулировать цены на электричество. Да, сша очень высоко взлетели, поэтому и падали куда сильнее остальных стран. Наиболее закономерно упали в европе немцы, для нее кризис тоже оказался рчет тяжелым. Другие государства в европе, втянутые в этот кризис был не таким тяжелым. Падение было не такое сильное, вышли куда быстрее.Огромное падение по отношению к 29г к докризисному уровню, причем падал отношение каждый год и каждый год превышал 50%: 30 81%, 31 – 60%, 32- 51%, 33 – 63%. В 33г начинается переход из фазы падения в фазу депрессии. США в 33г производила продукции на половину меньше, чем в 29г. На самом деле до конца из кризиса так и не выбрались. В 33г – фаза депрессия начинается, до 36г она идет, в 36г небольшой подъем, в 37г – новый кризис до 39г. Это общая цифра падения –в два раза – не отражает особенности, потому что больше всего этот кризис был крзисом системы, то есть до 29г ни один экономический кризис не совпадал вместе с дургим в одно и то же время. Сам системный характер кризиса оказывал тяжелое влияние. Больше всего пострадали отрасли, которые до начала 20в были базовыми: тяжелое машиностроение, металлургическая и сталелитейная промышленность, добыча угля, - тут падение было в 4-5 раз. В 1932 сталелитейная промышленность была на уровне 1896г. При этом кризис проходил в условиях, когда сша в отличие от европы обладали очень высоким уровнем общей монополизации промышленности. Это сильно сказалось на кризисе, потому что крупные корпорации могли долго держаться на рынке за счет снижения цен ниже себестоимости, а мелкие и средние предприятия уходили с рынка. Очень важно – недогрузка производственного аппарата, тут постоянно с 29г и по тот момент, когда кризис достигает дна – 32г, недогрузка аппарата была в 3,5 раза по сравнению с 29г. То есть не используются производственные мощности и рабочая сила. И в результате неиспользования производственный мощностей и рабочей силы, сша потеряли промышленной продукции на колоссальную сумму, общие потери промышленной продукции были в 4 раза выше, чем ВВП в 29г. Катастрофическое положение для сша было катастрофическое по безработице, в Европе такого не было. В 31г – 17 млн полностью безработных, а это значит, что безработица свыше 50%, но надо учитывать, что самый распространенный фактор – частично безработные (заработок на один день, стоят на бирже труда). И по подсчетам американской федерации труда, которой можно доверять, на 32г полностью занятыми в стране было всего 10% рабочей силы, а это уровень падения ниже некуда. Потому что частично безработные сначала проедали, что накопили, потому что пособий по безработице нет, а потом или очереди в бирже труда, или очереди за бесплатной похлебкой. В США, для которых парадигма строения государства – достижении благоденствия населения, начинаются случаи голодной смерти. Это в богатейшей стране мира. У сша традиционно сильный аграрный сектор, сила, которая определялась тем, что в сша был очень емкий внутренний рынок, который потреблял почти всю аграрную продукцию, которая производилась в стране. Еще один момент, который поддерживал с/х на плаву, то, что не съедали они сами, легко отправлялось в европу. Долгое время сша были для европы продуктовой корзиной: зерно, мясо. И европейское потребление, конечно, тоже играло большую роль. После войны европа не могла много потреблять. И американский экспорт послевоенный сократился, это уже тогда ударило по с/х. Второй момент, внутренний рынок оставался, эпоха просперити, но как только она подошла к концу, то с/х начало падать. А с кризисом продукция промышленности дял с/х (удобрения минеральные, машины) стали дороже, чем с/х продукция. А значит мелкие фермеры не могли покупать без кредитов, без долгов, без залога земли необходимую с/х технику. И к 29г почти все, кроме крупных фермерских хозяйств, были в долговой яме перед банками. И если перед кризисом кредиты давали легко, то с началом кризиса уже нет. И эта кредитная банковская задолженность губительно сказалась на экономике. С 29 по 32г только платежи процентов по фермерским кредитам седали до 40% фермерского валового дохода. И фермерство куда в большей степени начинает разоряться. С 29 по 32г к принудительной распродаже было предназначено почти ¼ фермеров. Это почти миллион фермерских хозяйств. И начинают фермеры скитаться в поисках поденной работы, потом переезжают в города, потому что там развита общественная благотворительность, потому что даже если не сможешь найти работу, то есть вероятность, что тебя накормят. Производства в городе начали перым делат ьснижать издержки за счет снижения зп рабочих. Еще одна сторона кризиса – биржевая паника и стремительное падение акций на нью-йоркской биржи. В октябре 29г 87 – млрд долларов, на 1 ноября это уже 55 млрд долларов. И это падение продолжалось более трех лет. Обычные биржевые кризисы. Стоимость акций на фондовых биржах упала в 4,5 раза. Еще сторона кризиса – кризис банковской системы, потому что американские банки очень много потеряли на биржевых операциях. Потому что в законодательстве не было разницы между инвестиционной и кредитной деятельностью банков. И банки во время эпохи просперити устраивали махинации на бирже, в итоге после кризиса они потеряли огромные средства. А оставалось вернуть деньги от должников, но должники в основном брали кредиты, чтобы тоже играть на бирже, в итоге им нечем было возвращать. Еще одна функция банка- депозитарная, то есть они должны хранить деньги и вроде не должны их трогать. Вообще надо бы им наполнять кредитный портфель, но это суды, требования и долго. Поэтому банки стали ограничивать сначала выдачу средств с депозитов, а потом вообще заморозило. То есть кидали тех людей, которые выступали кредиторами банка. А ведь это американская мечта, откладывать деньги на конец жизни мелкими вкладами, таких мелких вкладов миллионы, а банки, получается, их кинули.

В результате сша утратили свою роль экспортера промышленной и сх продукции, потому что у европейских государств не было средств, чтобы стимулировать экспорт. А американцы дают связанные кредиты – предоставление кредитов на покупку американской продукции. В межвоенный период американцы стали предлагать европейцам дешевые кредиты на свою продукцию. А военные кредиты отложили. В итоге долги европы все только росли. И естественная реакция на кризис – поддержать своего собственного производителя. И переход к протекционизму плохо сказался на внешнеторговых связях сша. Экспортная зависимость сша была не такой, как британская. Но все равно сыграла на углублении кризиса.

Перейдем к политике администрации Гувера. Он сделал себя сам, своими усилиями, очнеь способный и талантливый. Свято верил, что соц и эконом условия в сша наиболее полно позволяют реализваться человеку. В администрации Гувера было много людей из крупного бизнеса. Пришли они туда без особой корысти, повальной коррупции, как в 80-90-е, не было. Эти люди искренне верили, чт экономическая модель эффективна, она способна к саморегулированию, они верили, что только собственные усилия могут являться основными в преодолении экономических трудностей. Гувер полагал, что на самом деле, если прибегнуть к системе государственной благотворительности, если начать формриовать систему гос фондов,которые помогали бы нищим, безработным, то это приведет к смерти чувства инициативы, что вера в собственные силы исчезнет и усугубит проблемы. Поэтому Гувер полагал, что благотворительность – это не дело государства, это общественная функция и должна ихсодить из общественных фондов. Поэтому долгое время администрация Гувера сопротивлялась поддержке социальной населения. До 32г они предлагали, чтобы этим занимались общественные благотворительные фонды, или пускай этим занимаются отдельные штаты, а не федеральное правительство, потому что в отдельных штатах, на уровне отдельных графств можно активизирвоать индивидуальные ресурсы, п федеральные деньги будут разбазарены. И только в 32г, когда достиглидна, было принято решение, что федеральное правительсьвто предоставит штатам 300 млн долларов на помощь безработным.

Действия гуверовской администрации сводились к тому, чтобы предотвратить падение цен на сх продукцию, например, за счет того, чтобы выводить лишний продукт с рынка: государство будет скупать у фермеров лишний продукт, складировать его и не пускать на рынок, чтобы увеличить цены на сх продукцию. Не сработало. Больше всего расходовалось средств на пшеницу, хлопок,. Был принят акт о сбыте сх продукции, под него на скупку было выделено 500 млн долларов. Акт был принят в 29г, действовал с перерывами около 1,5 лет, прекращено было из-за того, что склады были переполнены, надо было или уничтожать, или израсходовать. С 31г перестали закупать, с 31г начинается новое более резкое падение цен на сх продукцию.

В декабре 1929 Гувер проводит в белом доме целый ряд совещаний с людьми близкими из промышленного круга по выработке мер по выходу из промышленного кризиса. Надо прежде всего по классической либеральной доктрине: 1) снизить налоги на доходы промышленных предприятий и корпораций (1929), 2) в 1930 тариф Хоувейз-Мута сверхпротекционистский, надеясь, что скажется положительно на внутреннем сбыте, 3) в 1931 правительство Гувера принимает решение ое выделении субсидий, чтобы они могли продолжать производство. 4) Наконец, в 1931 гувер выступает с инициативой создания национальной корпорацией, с капиталом, который складывается частично из федеральны средств и по большей части из корпоративных средств. Цель корпорации- финансирование промышленности. В 32г Конгресс по инициативе гувера принимает закон о создании корпорации с капиталом в 2 млрд долларов, который будет увеличиваться с увеличением ассигнований. Эта корпорация раскидала более 3 млрд долларов по промышленным предприятиям. Но если поддерживать на уровне промышленность, то еще есть банковская система, которая является кровной системой экономики, давайте дадим деньги банкам, они раздадут деньги на промышленность. Раздали деньги банкам, а банки потратили средства не на промышленность, а на свои внутренние банковские дела. 2/3 финансовой помощи осело в банках, страховых обществах, в финансовых организациях, которые занимались кредитной недвижимостью, но на прямую не пошло в промышленность.

Что бы ни говорили про Гувера, ни одно правительство в истории мира не могло справиться с кризисом, пока он идет по нисходящей линии. А в какой год приходит «великий реформатор» Рузвельт? В 1932 выборы, когда низшая точка кризиса была пройдена и началось восхождение. По сравнению с Гувером, Рузвельт был в куда более благоприятных экономических условиях.

В начале марта Рузвельт приносит присягу, низшая точка пройдена. В конгрессе демократы взли большинство, в палате представителей тоже большинство демократов, в кресле президента тоже демократы. То есть обычная ситуация, когда идет разделение власти между партиями, тут была тотальная победа демократов, только они у власти. Поэтому Рузвельту начинать было проще, он требует на 100 дней чрезвычайных полномочий от конгресса, по которым президент может принимать акты, имеющие силу закона, без одобрения конгресса. Имея поддержку и конгресса, и сената, и администрации, которую составили демократы чуть-чуть левее центра. То есть поддержка на всех уровнях. При этом либералы в америке – те, кого в еровпе зовут социал-демократы.

Рузвельт в течение 100 дней делает главное: теория Кейнса о чем гласила – начать поступательное развитие экономики возможно только за счет расширения покупательной способности населения. А значит надо установить новый паритет цен и з/п. А значит государству надо прибегать к механизму государственной инфляции. То есть она не страшна, если держать ее в рамках за счет умной государственной политики. Потому инфляционная политика, инфляционное накачивание экономики деньгами – главный метод Кейнса. Через инфляцию можно обеспечить рост зп, рост цен на продуты промышленности и сельского хозяйства.Этого придерживался и Рузвельт. 1) Реформа финансовой системы: сразу закрываются все банки системы, начинается процесс их сонации (оздоровления), в ходе которого государство пересматривает все банки, оставляет только надежные. Более того, государство начинает страховать вклады населения в банках, то есть установлена сумма, которую государство будет вкладывать если банк закроется. Оставшиеся банки могли работать, но на новых условиях., Инвестиционная и кредитная деятельность банков разделялись. И те банки, которые были инвестиционными, не имели права заниматься кредитной деятельностью. Так же были определены депозитарные условия в банках. Это давало возможность действовать в иной обстановке. 2) Федеральная резервная система. Была создана при Вудро Вильсоне как государственная компания. И комиссионная деятельность банков была поставлена под контроль федеральной резервной системы (в ней теперь представителей государства больше, чем представительства банков). 3) Отказ от золотого стандарта, потому что надо было удешевить доллар. И в результате доллар дешевеет после отказа от золотого стандарта на половину. 4) Частные финансовые организации больше не имеют права оперировать золотом, теперь продавать и покупать золото может только государство. Это опять снижает зависимость доллара от золота. 5) Внешние долги можно получать не обязательно на основе золотого паритета, а серебром, которое гораздо дешевле. Это означает, что дешевеет доллар, но чем дешевле валюта, тем выгоднее внешняя торговля. К 34г финансовая система сша окончательно стабилизировалась.

Дальше другие части Нового курса следуют. Акт NIRA и ААA (акт о восстановлении нац промышленности и акт о развитии сельского хозяйства. Первый предусматривал обязательно картелирование промышленности. Все предприятия одной отрасли должны были подписывать кодексы честной конкуренции, по которому делили между собой рынки и устанавливали конечные цены продукции. Нарушать эти условия они не могли. И крупные предприятия лишались возможности ведения демпинга, мелкие могли получать какую-то стабильность. Те, кто нарушал эти принципы, лишались поддержки государства финансовой, а поддержка была серьезной. И к 35г начинается подъем. Насчет ААА, то речь шла о поддержке сельского хозяйства, ликвидировалась фермерская задолженность, а главное – повышалась покупательная способность фермеров. Ее достигнуть можно было за счет того, что платили не за продукцию, а за непроизводство продукции. То есть за добровольное сокращение посевных площадей, или уничтожение произведенных продуктов. Была создана администрация сельскохозяйственного регулирования, которая занималась распределением дотаций по районам. В рамках ААА создавались условия, когда фермерам предоставляли длительные рассрочки, гарантировались новые кредиты, суммы займов фермерам была более 2 млрд долларов. Стабилизировало ситуацию, но не остановило распродажу имущества.

Третий комплекс мероприятий. Помощь безработным. Создание системы общественных работ: рекультивация земли, охрана земли, строительство дорог. В основном молодежь привлекали, которым было не найти работу. Выплачивали за зп символическую зп в 5 долларов в неделю, обеспечивалась бесплатная кормежка и ночлег. Плюс 3 доллара каждую неделю надо было послать своей семье. 35г – принятие закона Вагнера: бизнес обязан заключать коллективные договоры с профсоюзами, бизнесу запрещалось создавать карманные профсоюзы, запрещались стачки, устанавливался объем МРОТ в промышленности, устанавливалась максимальная продолжительность рабочего дня. Это ставило промышленников максимально жесткие рамки. Тут администрация Рузвельта пошла довольно далеко. До 35г Рузвельт чувствовал себя свободно, в 35-36гг раскол в администрации, в конгрессе, в партии, потому что правые демократы отказываются поддерживать политику Рузвельта. Правые демократы и республиканцы выступили против нира и ааа. Подали в верховный суд, который признал эти акты неконституционными. Рузвельт провел новый ааа.

В целом, Рузвельт делал то же , что делал Гувер, он не отошел от либеральных идей выхода из кризиса. Он действовал более радикально в социальной сфере, надо было найти поддержку ему населения, чтобы все проводить. Но принципиальной разницы между действиями двух администраций не было, была разная обстановка их действий.

18 декабря 2015

Наши рекомендации