Проблемы требующие решения

АКТИВНОСТЬ

Считается, что социальная сфера, развитие территорий, формирование патриотических чувств – это сфера деятельности государства, которое отвечает за реализацию внутренней политики. Однако в последнее время можно с определенной уверенностью говорить и о заметной роли социально-ориентированных некоммерческих организаций, инициативных граждан в данном вопросе.

Важно поддержать гражданскую инициативу и помочь (методически, информационно, финансово) тем, кто готов подключиться к решению этих проблем – старостам, НКО, волонтерам.

В 2015 году продолжил свою историю ежегодный областной конкурс «Лучший староста года». Роль старост в 2015 году стала ещё более значимой на фоне масштабного укрупнения поселений.

Количество претендентов на конкурс – а именно - официально избранных старост - возросло на 20% по сравнению с 2014 годом.

Конкурс 2015 года подтвердил, что мы имеем рост числа социально значимых мероприятий с участием старост, а также увеличение полноты охвата территории работой старост.

В результате, 20 участников из 12 муниципальных районов области стали победителями конкурса и получателями премий от 15 до 49 тыс. рублей. Общий призовой фонд конкурса составил 500 тыс. рублей.

Наиболее активными участниками конкурса, обеспечившими 45 % победителей конкурса, стали 3 муниципальных района: Сокольский, Кирилловский и Устюженский.

Рост числа официально избранных старост и усиление социальной значимости роли старост свидетельствует о развитии института старост в области, что также будет способствовать не только повышению доступности власти для населения, но и повышению качества управленческих процессов в территориях.

Проект «Народный бюджет» как способ взаимодействия власти и институтов гражданского общества

Общая стоимость проектов составила 20 миллионов рублей. 50% из этой суммы – субсидии областного бюджета, еще 50% – средства жителей, индивидуальных предпринимателей, бюджетов поселений.

Инициатива по выбору проектов исходила от самих жителей поселений. К реализации предлагались те проекты, которые являются социально значимыми для конкретного поселения, деревни, населенного пункта. Поддержка проектов осуществлялась за счёт совместного участия населения, бизнеса, областного и местного бюджетов, что говорит о развитии гражданской активности и высокого чувства ответственности жителей, местных предпринимателей за судьбу своих поселений, о желании сделать жизнь на своей малой родине достойной и комфортной.

С каждым годом увеличивается общая сумма субсидий из бюджетов. В социально значимую работу вовлекается все большее количество граждан. Через воплощение гражданских инициатив в результате совместной работы Правительства области и общественных организаций решаются многие острые социальные проблемы: сохраняются сотни семей, помощь получают тысячи людей с инвалидностью, дети и подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, получают необходимую поддержку и внимание, а пожилые люди – заботу и избавление от одиночества.

Осознавая, что не все инициативные люди, а особенно молодежь, входят в составы юридически зарегистрированных общественных объединений в области проводятся конкурсы проектов физических лиц в рамках направлений государственной молодежной политики. За счет средств областного бюджета на реализацию важных и актуальных социальных проектов, авторами и исполнителями которых стала активная молодежь или инициативные группы. При этом, спектр проблем и задач разнообразен – это проекты, направленные на решение экологических проблем, профилактику негативных явлений в молодежной среде и работу с молодежью группы риска, способствующие социальной адаптации и занятости молодежи, содействующие включению молодежи в разнонаправленное добровольческое движение, воспитывающие патриотов.

Одним из индикаторов активности населения является развитие добровольческого движения в нашем регионе.

Увеличивается число лиц участвующих в добровольческой деятельности, а также расширяются масштабы реализуемых добровольческих программ и проектов.

Особую роль в партнерстве общества и власти играет Общественная палата области, члены которой ведут диалог с органами государственной власти и органами местного самоуправления, выдвигая предложения по решению вопросов социально-экономического развития региона. Например, это участие гражданского общества в общественном обсуждении бюджета.

Общественной палатой и Общественными советами ежедневно проводится колоссальная работа: налажено взаимодействие с Общественными советами и общественными объединениями, организуются социально-значимые мероприятия и общественное обсуждение актуальных вопросов. Общественная палата поддерживаете неразрывную связь с органами власти и органами местного самоуправления. И в итоге сейчас уже мы с уверенность можем констатировать тот факт, что Общественная палата области и Общественные советы стали конструктивной и важной площадкой для построения диалога между органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления и общественностью.

Молодежное правительство области - созданный по инициативе Губернатора коллегиально-совещательный орган.

Молодежное правительство позволяет вовлечь в сферу деятельности региональных органов исполнительной государственной власти широкую молодежную аудиторию, прежде всего молодежный актив территорий, профессиональные молодежные сообщества; познакомиться с проблемами, стоящими сегодня перед муниципальными районами области, совместно обсудить возможные варианты их решения; объективно и неискаженно донести информацию до широкой аудитории; получить быструю адекватную обратную связь от населения области.

Молодежным правительством области при поддержке Департамента реализован ряд социально значимых областных проектов, таких как: «Знамя Победителей», «Единый день молодежного самоуправления», «КиберДесант», «Открытый бюджет для граждан», «Информационный портал Вологодской области «Бесплатная юридическая помощь»; инициирован экологический проект, поддержанный Губернатором области и разрабатываемый сейчас как «Зеленый регион 35» и многое другое.

Под РАЗВИТИЕМ мы понимаем не только развитие территорий. Департаментом реализуются проекты, направленные на развитие молодежи нашего региона, на ее самореализацию.

Работа с гражданским обществом возможна только в том случае, если жители
ориентированы на вовлечение в решение вопросов территории, на которой
проживают, а значит, каждый из них должен ощущать себя гражданином страны,
проявлять свою заботу и любовь к малой Родине через участие в общественно-
политических процессах, происходящих в области. Патриотическое воспитание направлено не только на молодежь, но касается вологжан всех возрастов. Наша задача, чтобы воспитанники детских садов и школьники знали и гордились историей своего города, района, области, страны, уважительно относились к старшим поколениям; молодые люди морально и физически были готовы защищать нашу Родину, студенты после учебы возвращались в регион; работающее население осознавало, что каждый из них на своем рабочем месте, добросовестно работая, вносит вклад в развитие своей малой родины; чтобы наши ветераны уверенно чувствовали себя, понимая, что рядом находятся молодые люди, готовые оказать любую необходимую помощь, и которым необходимо передать их опыт и знания; чтобы вологжане сохраняли историю, гордились достижениями соотечественников, чтили память о защитниках Отечества, трудились на благо родины.

В области сформировались и работали региональный и 28 муниципальных штабов Всероссийского волонтерского корпуса.

Справочно (на слайде): По итогам работы вологодских волонтеров Корпуса Победы в течение года благоустроено 466 памятных мест, 247 воинских захоронений. В данной работе приняли участие более 2000 добровольцев области.

В течение года волонтерами проведено более 1000 различных областных и районных акций, реализовано более 30 Всероссийских акций, таких как: «Свеча памяти», «Аллея Победы», «Георгиевская ленточка», «Бессмертный полк» и другие. Около 10 000 волонтеров активно включились в проведение и организацию этих мероприятий.

Совместно с ветеранскими организациями 13 февраля в малом зале Правительства области состоялся мероприятия в формате «Встреча поколений», а также митинги посвященные памятными датам.

Адресная работа с допризывной молодежью. «Призывник года» , «Зарница»; военно-спортивные сборы, соревнования и другие.

Несомненно гражданское общество не может существовать без гражданского единства в Вологодской области в 2015 году осуществлялась в соответствии с планом мероприятий по реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года.

В соответствии со Стратегией государственной национальной политики РФ на период до 2025 года с учетом геополитических и этноконфессиональных особенностей региона разработана региональная Концепция участия Вологодской области в реализации государственной национальной политики РФ (далее – Концепция).

Фестиваль вепсской национальной культуры «Древо жизни» с участием вепсских творческих коллективов Республики Карелия и Ленинградской области;

Спартакиада «Движение», включающая в себя проведение турниров по футболу, волейболу, настольному теннису, лыжным гонкам и мини-футболу;

Смена «Диалог культур» в период летней оздоровительной кампании;

Благотворительные акции (концерты в домах престарелых и инвалидов, организация подарков детям из малоимущих семей к Новому году, Рождеству и 1 сентября и др.);

Социально-значимые мероприятия (тушение лесных пожаров, посадка саженцев деревьев, благоустройство детских площадок, участие в городских субботниках и др.);

Особое внимание на территории области уделяется сохранению этнокультурной самобытности коренных малочисленных народов (вепсов).

В целях поддержки экономического и социального развития коренных малочисленных народов Вологодской областью привлечены федеральные денежные средства в размере 289 520 рублей, которые были направлены на ремонт вепсского музея МБУК «Культурно-досуговое объединение сельского поселения Пяжозерское Бабаевского муниципального района Вологодской области» в сельском поселении Пяжозерское Бабаевского муниципального района Вологодской области.

Проблемы требующие решения

1. Ряд организаций существует только на бумаге, не ведет по тем или иным причинам деятельность, предусмотренную уставами. В результате искажается представление о потенциале некоммерческого сектора, его ресурсах и способности решать социально значимые задачи.

Конкретная оценка реально действующих НКО возможна при осуществлении специальных социологических исследований, проводимых опросными методами.

2. Поддержка НКО, оказывающих социальные услуги: т.е. постепенно осуществляется переход от проведения фестивалей и праздников – к предоставлению адресной помощи тем, кто в ней нуждается, к решению конкретных социальных проблем.

3. В странах Западной Европы в деятельность третьего сектора вовлечено до 10 % экономически активного населения. В России в общественную деятельность сегодня вовлечено всего около 1 % активного населения, но все равно это уже около 1 млн человек – тех, кто участвует в гражданских инициативах на постоянной основе.

4.Необходимо законодательное выделение категории социально ориентированных НКО повышенной социальной пользы. Приоритетом этой работы является упорядочение государственной поддержки тех НКО, которые на практике занимаются реализацией социальных и благотворительных проектов.

5. Многие НКО слабо ориентируются в существующих формах и направлениях государственной поддержки третьего сектора, не знают о преимуществах работы с общественными палатами, что особенно характерно для сельской местности.

Справочная информация:

В 2015 году при взаимодействии Правительства области и СО НКО:

× реализован 81 проект СО НКО на средства субсидий, предоставленных Правительством области,

× проведено 2 конкурса по отбору СО НКО для предоставления субсидий на общую сумму 24 735,0 тыс.руб., по итогам которых:

× получили финансовую поддержку Правительства области 93 проекта СО НКО, из них:

51 – за счет средств областного бюджета (14800,0 тыс.руб. – подпрограмма 3 Госпрограммы),

Наши рекомендации