Процесс формирования Комиссии включает 5 этапов:.

1. Выдвижение кандидатуры Председателя Комиссии Советом на основе

квалифицированного большинства.

2. Утверждение кандидатуры Председателя Комиссии Европейским парламентом.

3. Далее, на основании консультаций с назначенным Председ-м Комиссии, Совет называет других лиц, которых он намерен сделать членами Комиссии. Перечень кандидатов формируется в соотвествии с предложениями каждого государства-члена.

4. Получение парламентской инвеституры: состав Комиссии «в качестве единого органа» должен получить «вотум доверия» со стороны Европарламента.

5. Окончательное утверждение Председ-ля и других членов Комиссии Советом на основе квалифицированного большинства.

Члены Комиссии могут быть отрешены от должности только Су­дом Европейских сообществв случае, если они перестают соответство­вать установленным требованиям или совершат серьезный просту­пок. Возможна также принудительная отставка отдельных комисса­ров по требованию Председателя 34. (при условии поддержки этого требования большинством членов Комиссии).

Отправить в отставку Комиссию в целом может лишь Европей­ский парламент путем вынесения ей вотума недоверия, причем в ус­ложненном порядк е (абсолютное большинство депутатского корпуса и 2/з поданных голосов).

Комиссия формируется сроком на пять лет совместно Советом ЕС и Европейским парламентом: назначениечленов Ко­миссиипроизводит Совет (квалифицированным большинством), а утверждение Комиссии в форме «вотума доверия» — Европейский парламент (простым большинством).

Председатель Комиссии назначается первым, отдельно от других комиссаров, и также отдельно утверждается Европейским парламен­том. (Согласно проекту Конституции назначение этого должностного лица должно будет производиться с учетом результатов выборов в Европарламент, вероятно, из представителей той «европейской литической партии», которая сформировала наибольшую по численности фракцию в представительном институте Союза.)

*Становясь членом Комиссии, каждое лицо должно действовать исключительно в «общих интересах Сообщества, быть полностью не­зависимым в осуществлении своих обязанностей». Принцип незави­симости членов Комиссии от любых других, кроме «общего интере­са Сообщества», частных или публичных интересов получил в До­говоре о ЕС подробную регламентацию. «Соблюдать этот принцип и не стремиться оказывать влияние на членов Комиссии в процессе осуществления их обязанностей» должно каждое государство-член.

Членам Комиссии в свою очередь запрещено «искать или при­нимать инструкции» от любых субъектов, а также в период своего пребывания в составе этого органа заниматься какой-либо иной дея­тельностью, оплачиваемой или нет. Более того, вступая в долж­ность, каждый из них дает «торжественное обещание» соблюдать эти обязанности как во время своего пребывания в Комиссии, так после этого, в частности, «вести себя осторожно и благоразумно в отношении принятия определенных назначений или выгод после прекращения своих полномочий» (ст. 213).

*В отличие от Комиссии в целом, ее отдельные члены несут только юридическую ответственность. Решение об «импичменте» комисссаров вправе принимать исключительно Европейский суд на основании обращения Совета или самой Комиссии. Принудительная отставка от должности члена Комиссии возможна при наличии одно из двух оснований: если он а) «более не выполняет условий, требумых для выполнения его обязанностей» или б) «виновен в серьезном проступке» (ст. 216). В рамках первого важнейшую роль имеет нарушение собственной независимости, за что лицо (в том числе бь ший комиссар) по усмотрению Суда может быть лишено прав пенсию или иные материальные выгоды (ст. 215).

Наши рекомендации