Фрика в системе мировой политики

Прослеживается четкое разделение Африки на северную и южную части. Когда в мировой политике говорят «Африка» подразумевается южная тропическая часть Африки – всё, что южнее Сахары. Северные страны дистанцируются от Африки. Север, как обычно, богаче юга.

«афропессимизм» - крайне пессимистические настроения в отношении не только отдаленных, но и ближайших перспектив региона, сценарии развития обстановки, имеющие апокалиптическую тональность.

Афропессимизм имеет свои объективные причины: факторы отставания

- крайне бедственное экономич. состояние региона (на долю 11% мир. населения приходится 5% мирового производства), зависимость экономики от экспорта,

- огромный внешний долг (Общ. сумма достигла ко второй половине 90-х годов 322 млрд. дол)

- неспособность региона обеспечивать себя (с 1980 г. треть африканцев выживает только за счет международной помощи) и вместе с тем высокий прирост населения (при сохранении нынешних темпов рождаемости в 2025 г. каждый пятый человек в мире будет африканцем),

- проблема СПИДа,

- за послеколониальный период 35 войн,

- проблема беженцев – в Африке насчитывается почти 50% от общемирового количества беженцев (более 7 млн. человек)

В этой связи «афропессимисты» полагают, что социально-экономические и политические характеристики Африканского континента обрекают подавляющее большинство стран региона на постоянную нестабильность, а высокая вероятность нового витка кризисного развития блокирует и международные усилия по преодолению этой ситуации. В общем, по их мнению, Африка была, есть и будет «источником повышенной опасности» в системе международных отношений.

Факторы развития:

- за последние 10 лет урегулировано множество кофликтов (Мозамбик, Намибия, ЮАР)

- экономический рост (по оценкам, на рубеже веков африканские страны в состоянии обеспечить рост ВВП на уровне 5 - 6% в год). Наибольших успехов добились малые страны: Маврикий, Ботсвана и др.

- богатство природными ресурсами

Крупнейшие игроки в регионе:

США VS.CCCР

280 тысяч африканцев прошли через советские вузы

После распада СССР возникло франко-американское соперничество (бывшие французские колонии, зона франка – в ходу были франки), борьба за нефть (а не за «демократию»)

Место СССР успешно занял Китай (африканцы теперь ездят учиться к ним)

Российская политика в регионе

В настоящее время одним из наиболее важных направлений политики России в Африке является участие в разблокировании кризисных ситуаций. Будучи членом Совета Безопасности ООН, Россия вносит вклад в выработку основ политического урегулирования конфликтов на Африканском континенте. Во второй половине 90-х годов активизировались также и двусторонние контакты российской и африканской дипломатии, сотрудничество со структурами ОАЕ. Периодически проводятся консультации по африканской проблематике, прежде всего в сфере миротворчества, с ведущими западными странами.

Проблемы экономической и военной безопасности:

О, Африка просто кладезь проблем

В двух словах: воюют они везде и все время, наверно, им просто нравится это дело. Деньги зарабатывать из-за войны некогда, а оружие покупать на что-то надо. Поэтому берут в долг у кого только можно, но никто уже не дает. А назад-то отдавать надо. Видимо, из-за этого опять идут воевать, чтобы у соседей че-нить спереть. Замкнутый круг.

А если серьезно, то: (но там много читать)

К середине 90-х годов обстановка во многих районах резко обострилась.

Особенно драматично развивалась ситуация в районе Великих озер. Уходящие в глубь колониальной истории противоречия между хуту и тутси выплеснулись за пределы Руанды и Бурунди, где проживают эти народы. В конфликт оказались вовлечены в той или иной степени многие государства субрегиона.

Сложной является политическая ситуация во втором по величине африканском государстве - Заире (ДРК), который с осени 1996 г. переживает серьезные внутренние потрясения. Эти потрясения сказываются и на положении соседних стран. Некоторые из них оказались вовлеченными в гражданский и военный конфликт в ДРК.

Сохраняется напряженность в Сомали, где на фоне фактического распада государства противоборствующие группировки продолжают попытки достичь военно-политического превосходства. Посреднические усилия соседних государств в ряде случаев помогали снизить уровень конфронтации, однако неоднократно достигавшиеся мирные договоренности участниками конфликта не соблюдались.

Затягивается урегулирование конфликтной ситуации в зоне Африканского Рога. Она обострилась в начале 1997 г. в связи с выступлением на юге Судана оппозиционных сил, которые ведут борьбу с центральными властями. Суданское правительство обвиняет своих соседей - Эфиопию, Эритрею и Уганду в агрессии. Эти страны заявляют о своей непричастности к выступлениям южно-суданских сепаратистов, но конфликт далек от завершения. Кроме того, в 1998г. между Эритреей и Эфиопией неожиданно возник острый пограничный конфликт.

Пробуксовывает урегулирование вооруженного конфликта в Западной Сахаре, где ООН пока не удается организовать референдум о самоопределении народа этой территории. Осложнилось после военного переворота 1997 г. развитие мирного процесса в Сьерра-Леоне.

Необходимо отметить, что сохранение военно-политической конфронтации тесно связано с гонкой вооружений на Африканском континенте, которая усиливает нестабильность во внутренней политике и межгосударственных отношениях. Среди развивающихся стран Африки наибольшей военной мощью к концу 80-х годов обладали Египет, Ливия, Алжир, Марокко, Эфиопия, Ангола и Нигерия. В армиях этих стран была сосредоточена основная часть бронетанковых сил континента, большая часть военной авиации и флота. Еще в девяти странах (Сомали, Кения, Судан, Тунис, Танзания, Мозамбик, Замбия, Зимбабве и Заир) военный потенциал достигал субрегионального уровня, позволяющего вести активные боевые действия за пределами своих границ. По имевшимся на тот период прогнозам, некоторые страны Африки могли бы к 2000 г.стать обладателями ядерного оружия (Ливия, Алжир, Нигерия) и возможными производителями химического оружия (Египет, Эфиопия, Ливия, Ангола, Сомали и ЮАР). Предполагается, что биологическое оружие разрабатывается в Ливии и Египте. Одновременно Алжир, Египет и Ливия располагают баллистическими ракетами класса «земля-земля», причем в двух последних странах власти стремятся наладить их собственное производство.

Картину высокой нестабильности военно-политической обстановки во многих районах Африки дополняют практически повсеместная неурегулированность положения национальных меньшинств, сепаратистские тенденции, проявления религиозной нетерпимости, межгосударственные разногласия, питаемые планами субрегиональной гегемонии некоторых африканских лидеров. Поэтому практически во всех частях континента существуют не только реальные, но и потенциальные «горячие точки», которые могут стать самым серьезным препятствием на пути экономического возрождения и преодоления отсталости африканских стран.

Самой нестабильной страной мира в 2010 г продолжает оставаться Сомали, где не прекращается конфликт между переходным правительством и радикальными исламистами, контролирующими практически все южные и центральные районы страны

8. Латинская Америка в системе мировой политики

Основные игроки:

США, Британия, Португалия, Ватикан – иберо-американский мир

50е-60е годы – СССР, но после краха биполярной системы мира, страны Латинской Америки оказались обречены на доминирование США.

В нач. 21 века свою экспансию начал Китай (строит им крупную инфраструктуру: ГЭС, тяжелая промышленность; культурные центры)

БРИК – Бразилия, Россия, Индия, Китай.

Члены БРИК характеризуются как наиболее быстро развивающиеся крупные страны. Выгодное положение этим странам обеспечивает наличие в них большого количества важных для мировой экономики ресурсов:

· Бразилия — богата сельскохозяйственной продукцией

· Россия — крупнейший в мире экспортёр минеральных ресурсов

· Индия — дешёвые интеллектуальные ресурсы

· Китай — обладатель дешёвых трудовых ресурсов

Страны Лат. Америки не имеют больших амбиций. Только у Бразилии имеет свою космическую программу и строит самолеты.

Так называемые «пороговые страны» - Бразилия, Мексика, Аргентина – находятся на пороге вступления в число экономич. развитых стран.

факторы развития региона:

- структурные преобразования, осуществленные большинством стран региона в первой половине десятилетия. В их основе лежали меры по открытию экономики: либерализация торгового режима, приватизация, оздоровление финансовой системы.

- богатые природные ресурсы

«Инициатива для Америк», провозглашенная президентом США Дж. Бушем в 1990 г. Она предусматривает создание единого экономического пространства от Аляски до Огненной Земли. «Инициатива для Америк» уже в начале десятилетия существенно динамизировала отношения США с латиноамериканскими странами. Всего за один лишь 1991 г. Соединенные Штаты заключили рамочные соглашения о переходе к свободной торговле практически со всеми уже существовавшими субрегиональными объединениями

Группа Рио - механизм политических консультаций и коллективной дипломатии стран региона. При этом деятельность Группы Рио не ограничивается лишь рамками Западного полушария, а по сути охватывала весь спектр актуальных международных проблем.

Отношения с США:

- миграция (испаноязычная диаспора самое крупное нац. меньшинство в Америке)

- наркотики

- кубинский вопрос

Отношения с Россией:

Россия и такие латиноамериканские гиганты, как Бразилия, Аргентина, Мексика, приобрели сходные позиции в системе мирохозяйственных связей. Наряду с Китаем и Индией они составляют группу стран-гигантов, идущих вслед за «большой семеркой». Отсюда вытекают и общие вызовы безопасности, и, соответственно, новые возможности партнерства. Речь идет, в первую очередь, об опасности маргинализации в нарождающемся мире мегаблоков. В меньшей степени Мексика, а в большей - государства юга континента, так же как и Россия, оказываются в геостратегическом плане вне трех основных полюсов мирового развития - североамериканского, тихоокеанского и западноевропейского. Другой базисный фактор, расширяющий поле для партнерства, - общая незаинтересованность в однополюсном миропорядке. Государствами Латинской Америки в этой области накоплен большой опыт. Россия, как известно, в 90-е годы неоднократно испытывала на себе «силовые приемы» Вашингтона.

Наконец, в 90-е годы выявилась, хотя пока недостаточно реализовалась на практике, взаимодополняемость экономик России и ведущих государств Латинской Америки. Несмотря на все сложности, связанные с периодом становления отношений в экономической области и, в частности, с переходом на иные, соответствующие современному этапу формы делового сотрудничества, Латинская Америка в 90-е годы оказалась тем регионом, где российский экспорт рос наиболее динамично (в среднем на 30 % в год в 1994 - 1996 гг.; в 1996 г. он превысил 4 млрд. долл.).

Латинская Америка не воспринимается как источник потенциальной угрозы международной безопасности, не ставит под вопрос ни сохранение нынешней мировой экономической и финансовой системы, ни нынешний международный военно-политический баланс.

Наши рекомендации