Понятие социальных отношений.
Тема № 7. Социальное взаимодействие и социальные отношения
Социальные взаимодействия
Социальное взаимодействие (интеракция) — это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Говоря иначе, это обмен действиями, которые сопряжены друг с другом. Именно сопряженность действий, их возобновляемость, регулярность отличают социальное взаимодействие от единичных социальных контактов, делают его основой социальной жизни.
Социальные взаимодействия могут классифицироваться по самым различным категориям. Так, П.А. Сорокин разграничивал их следующим образом:
• по количеству субъектов взаимодействия — на взаимодействия двух индивидов, одного и многих, многих и многих индивидов;
• по продолжительности — на кратковременные и долговременные;
• по характеру — на односторонние и многосторонние;
• по организованности — на организованные и неорганизованные;
• по сознательности — на сознательные и стихийные;
• по «материи» обмена — на интеллектуальные (идейные), чувственно-эмоциональные и волевые.
Социальные взаимодействия могут быть непосредственными и опосредованными. Первые возникают в ходе межличностного общения, вторые — в результате совместного участия людей в сложных системах (так, предприниматель, изменяющий оплату труда, включается в процесс взаимодействия со всеми рабочими, в том числе и с теми, об индивидуальном существовании которых он даже не знает).
Выделяют также два основных типа социального взаимодействия: сотрудничество и соперничество. Сотрудничество предполагает наличие общих, совместных целей. Оно проявляется во множестве конкретных взаимоотношений между людьми (деловое партнерство, политический альянс, торговый союз, движения солидарности и т.д.) и строится на основе взаимоподдержки, взаимопомощи, признательности, уважения, стремления учитывать интересы партнера. Особой формой сотрудничества является кооперация, основу которой составляет социальный обмен услугами (материально-хозяйственными, интеллектуальными, образовательными, управленческими и др.).
Соперничество предполагает наличие единого неделимого объекта притязаний субъектов взаимодействия (авторитет, голоса избирателей, территория, властные полномочия и т.д.). Оно характеризуется стремлением опередить, отстранить, подчинить или уничтожить соперника. Соперничество может принимать вид конкуренции и конфликта. Конкуренция — это соперничество, при котором субъекты взаимодействия пытаются только опередить друг друга (например, предложить более качественный или дешевый товар). Конкуренция не обязательно предполагает знание конкретного соперника (например, участие в творческом конкурсе, спортивных соревнованиях и т.д.). Даже если соперник известен, то главное — добиться лучших результатов на данном поприще. Конфликт — это всегда прямое столкновение соперников. Для конфликта характерны знание соперника и ожидание ответных действий с его стороны.
К условиям социального взаимодействия можно отнести:
1. Наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживание друг друга. В пустом пространстве или пространстве, заполненном растениями и там, где находится один человек, социальное взаимодействие не может возникнуть. Оно возникает при наличии двух или более индивидов, они должны обладать способностью и желанием воздействовать друг на друга и отреагировать на это взаимодействие.
2. Совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки. Взаимодействие возникает лишь тогда, когда по меньшей мере один из двух индивидов совершает какой-то поступок, действие, акт, направленный на другого.
3. Наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга. Передаваемая в ходе социального взаимодействия информация всегда запечатлена на материальных носителях (вторая сигнальная система – система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов.
4. Наличие общей основы для контактов между социальными субъектами. Эффективное взаимодействие может возникнуть лишь тогда, когда стороны говорят на одном языке, одинаково понимают нормы, правила, принципы взаимодействия.
Теории социального взаимодействия.
Концепция | Автор | Основная идея, характеризующая социальное взаимодействие |
Социальный обмен | Дж.Хоманс | Обмен материальными и нематериальными ценностями |
Символический интеракционизм | Дж.Мид, Г.Глумер | Диалог, в котором люди придают значение окружающему миру, стремятся истолковывать действия других людей |
Управление впечатлениями (социодраматический подход) | Э.Гоффман | Спектакль, где люди исполняют свои «партии», создают тот или иной образ |
Понятие социальных отношений.
На основе социальных взаимодействий формируются социальные отношения, которые являются необходимой предпосылкой образования различных социальных групп и общностей. Социальные отношения — это устойчивая система взаимодействий, предполагающая определенные взаимные обязательства партнеров.
Социальные отношения отличаются продолжительностью, систематичностью, самовозобновляющимся характером.
По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего необычайно широким диапазоном тех целей и ценностных ориентации, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты (богатство, власть, престиж, справедливость, дружба и др.).
Среди социальных отношений особое место занимают отношения зависимости. Социальная зависимость может принимать формы структурной и латентной (скрытой) зависимости. Первая связана с различием статусов в группе, что характерно для организации, где подчиненные зависят от руководителя. Вторая возникает из-за обладания социально значимыми ценностями независимо от официального статуса (так, руководитель может иметь подчиненного, от которого зависит в денежном отношении).
Наибольший интерес среди социальных отношений зависимости представляют властные отношения, в социологическом объяснении которых существуют два подхода. Первый подход акцентирует внимание на личностных способностях одних людей контролировать действия других. Второй подход, называемый «системным», вытекает из того, что основой власти в организованном сложном обществе является официальный статус руководителя, заставляющий других подчиняться ему независимо от личностных качеств руководителя и подчиненных.
Социальные отношения охватывают очень широкий круг социальных систем и подсистем. Они могут быть экономическими, политическими, правовыми, профессиональными, семейно-родственными, национально-этническими, религиозными, социокультурными и др. Из этого многообразия социальных отношений выделяют две основные их группы: материальные и идеологические. К первым относятся экономические, производственные, а также материальные отношения людей к природе; ко вторым — политические, правовые, нравственные, эстетические, религиозные и др. При этом идеологические отношения представляют собой надстройку над материальными общественными отношениями. Социальные отношения являются тем устойчивым элементом, на основе которого возникают различные социальные общности людей.