Теории происхождения государства 7 страница
Юридические факты – реальные жизненные события, с наступлением которых правовые нормы связывают наступление, изменение либо прекращение правоотношений.
Классификация юридических фактов | ||||||||||||||
правообразующие | ||||||||||||||
по последствиям | ||||||||||||||
правоизменяющие | ||||||||||||||
правопрекращающие | ||||||||||||||
по характеру | правомерные | |||||||||||||
неправомерные | ||||||||||||||
по структуре | простые | |||||||||||||
сложные (юридический состав) | ||||||||||||||
абсолютные | ||||||||||||||
события | ||||||||||||||
по связи с волей субъекта | относительные | |||||||||||||
бездействия | ||||||||||||||
деяния | ||||||||||||||
действия | ||||||||||||||
состояния | ||||||||||||||
по форме проявления | положительные | |||||||||||||
отрицательные | ||||||||||||||
Юридический (фактический) состав – совокупность юридических фактов, необходимых для возникновения правоотношения.
Виды фактических составов | |||||||||
правообразующие | |||||||||
по последствиям | |||||||||
правоизменяющие | |||||||||
правопрекращающие | |||||||||
завершенные – процесс накопления закончен | |||||||||
по процессу накопления фактов | |||||||||
незавершенные – процесс накопления не закончен | |||||||||
составы с независимым (очередность) накоплением элементов (простые составы) | |||||||||
по способу накопления фактов | |||||||||
составы с последовательным накоплением элементов (сложные составы) | |||||||||
составы, в которых часть элементов может возникать независимо, а часть – последовательно (смешанные составы) |
Абсолютные события – естественные природные явления, которым придается юридическое значение в силу того, что они оказывают определенное воздействие на общественные отношения (стихийные бедствия – землетрясения, наводнения, удары молнии, смерчи и др.)
Относительные события – события, которые не связаны с волей участников конкретного правоотношения, но связаны с волей третьих лиц.
Юридические поступки | Объективно противоправные акты поведения | ||||||||||||||||||||||
Правомерные | Классификация юридических актов действий | Неправомерные | |||||||||||||||||||||
Юридические акты | Правонарушения | ||||||||||||||||||||||
Админист- ративные акты | Сделки | Право-нарушения | Преступ-ления | ||||||||||||||||||||
Админист-ративно-правовые | Дисцип-линарные | Граждан-скопра-вовые | |||||||||||||||||||||
Юридические акты – действия, совершенные с намерением породить юридические последствия.
Юридические поступки – действия, совершенные без намерения породить юридические последствия, которые возникают в силу закона.
Объективно противоправные акты поведения – действия, выражающиеся в невиновном причинении вреда, нарушении субъективных прав участников правоотношения.
Правовая презумпция –подтвержденное предшествующим жизненным опытом и закрепленное в последующем в нормах права предположение о наличии или отсутствии юридических факторов, которое основано на связи предполагаемых и наличных фактов.
Презумпции в праве | ||||||||||||||
по возможности опровержения | по сфере действия | по роли в правовом регулировании | ||||||||||||
опровержимые | общеправовые | материальные | ||||||||||||
неопровержимые | межотраслевые | процессуальные | ||||||||||||
отраслевые | ||||||||||||||
правовых институтов |
Реализация правовых норм -воплощение их предписаний в реальной деятельности субъектов права, превращение их требований в правомерное поведение.
Формы реализации права | ||||||||||
Непосредственная реализация права | Правоприменение | |||||||||
Исполь-зование | Исполнение | Соблюдение | ||||||||
Законность | ||||||||
Обоснован-ность | Принципы правоприменения | Целесооб-разность | ||||||
Справедливость | Эффективность |
Обязательна для исполнения | ||||||||
Организующая деятельность | ||||||||
Завершается вынесением актов применения права | ||||||||
Признаки правоприменения, отличающие его от других форм реализации права | ||||||||
Властная деятельность компетентных государственных органов | ||||||||
Состоит в индивидуализации правовых предписаний относительно конкретного субъекта в конкретной ситуации | ||||||||
Осуществляется в специально установленных законом формах (процессуальная форма) |
когда субъективные юридические права и обязанности не могут возникнуть у конкретных лиц без помощи государства | ||||||
в случае совершения правонарушения | Необходимость правоприменения возникает | при наличии спора о праве | ||||
когда необходимо осуществить предусмотренный законом контроль за правильностью приобретения прав и возложения обязанностей |
Функции применения права | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
право-наделительная | индивидуального регулирования общественных отношений | право-обеспечительная | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Стадии применения права | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Определение юридически значимых фактов | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I. Установление и анализ фактических обстоятельств дела | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Сбор и процессуальное закрепление | Выбор нормы права | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Исследование на предмет достаточности и достоверности | Проверка правильности текста нормативного правового акта | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Оценка с точки зрения истинности | II. Юридическая квалификация дела | Проверка подлинности нормы и ее действия в пространстве, во времени и по кругу лиц | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Подготовка проекта правоприменительного акта | Уяснение смысла и содержания нормы (осуществление толкования) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Проверка | III. Вынесение правоприменительного решения | Устранение коллизий | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Принятие право-применитель- ного акта | Преодоление пробелов в праве | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Доведение до адресата | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Структура правоприменительного акта | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Вводная часть | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Описательная (соответствует I стадии) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Мотивировочная (соответствует II стадии) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Резолютивная часть (соответствует III стадии) | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Признаки актов применения права | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Носят государственно-властный характер | Принимаются компетентными органами или должностными лицами | Индивидуализируют нормы права | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Имеют, как правило, документарную форму | Являются юридическими фактами | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||