I. этапы развития римских публично-правовых институтов 22 страница
ый брак: вдовы в течение двух лет после смерти мужа, разве ден-- в течение 18 месяцев (Ульпиан, Ер. 14).
§ 92. Конкубинат
Постоянный союз мужчины и женщины без обоюдного намерения вступить в брак рассматривается юристами как сожительство, или конкубинат". В том случае, если стороны не обладают правом заключения брака (conubium), то их союз считается незаконным браком, или сожительством, то есть конкубинатом. Таковы были общественные представления и реалии, и союз с определенными лицами, стоящими ниже по своему положению в обществе, отличает брак от конкубината. На сожительницу, или конкубину, не распространяется, в отличие от жены, достоинство положения ее мужа, и она не входит в его семью (honor matrimonii), их дети являются незаконнорожденными. Брак между рабами или в случае, если рабом является один из супругов, считается contubernium, и он влечет за собой только определенные следствия морального характера.
Конкубинат, видимо, приобретает юридическое значение после брачного законодательства Августа. Закон Юлия о прелюбодеяниях (lex lulia de adulteriis) карает любые сексуальные отношения вне брака как нарушение супружеской верности (adulterium) или разврат (stuprum) и перечисляет целый ряд женщин низшего класса, связь с которыми не влекла за собой наказаний, предусмотренных за такого рода преступления32. Законом Папия Поппея (lex Papia Рорраеа) было установлено, что браком не могли считаться союзы с определенными женщинами, для которых более подходящим считался конкубинат. На практике конкубинат имел место также со свободнорожденными женщинами. Общественные обычаи и цель, с которой создавались эти союзы, отличали их от брака.
§ 93. Брак в постклассическом праве
Новые общественные представления о семье, основанной на естественном, кровном родстве (cognatio), приводят к тому, что институт брака переживает значительные изменения33.
Павел, 19 resp. D. 25.7.4: «Является ли женщина конкубиной, - этот вопрос разрешается лишь на основании направления воли (сожителя)»; Сентенции Павла, 2.20.1; Ульпиан, 32 Sab. D. 24.1.3.1.
32 В этот перечень входили рабыни, вольноотпущенницы, проститутки и осужденные в публичных судах актрисы, неверные жены.
Об ограниченном успехе христианского воздействия см.: Garcia Garrido. Relaciones Personales у patrimoniales entre esposos у conyuges en el derecho imperial tardio // Atti Ace. Costantiniana. 1986.
I
§93
Римскийбрак
Прежде всего, согласие (consensus или affectio) приобретает новое значение: обоюдное желание супругов, благодаря которому существует брак, теперь рассматривается как изначальное волеизъявление. Принцип «согласие создает брак» (consensus facit nuptias) означает в новых условиях то, что выражение сторонами своего желания вступить в брак создает супружеские узы независимо от того, какие изменения это желание претерпит в будущем34. В соответствии с новым значением, которое приобрело начальное согласие, императорские конституции особую важность придают свадебным обрядам, которые публично оповещают о союзе: вручение приданого и составление документа о предназначении имущества, данного в приданое, означают очень часто обмен согласием и начало супружеской жизни.
Распоряжения императоров направлены против тайных брачных союзов, и начиная с IV в. появляется такое преступление, как двоеженство, в котором обвиняются те, кто заключает новый брак, предварительно не расторгнув прежний.
Императорское законодательство занимает враждебную позицию в отношении концепций классической эпохи и выступает против развода и заключения второго брака. Брак, который существует в силу начального согласия, остается действительным даже при потере правоспособности одним из супругов. Поэтому пленение, рабство, изгнание не расторгали брак, в отличие от классического права.
Константин в 331 г. н.э. намеревается ввести новую регламентацию для развода, особенно для развода в одностороннем порядке, ограничивая возможность добиться его тремя основаниями и для мужа, и для жены. Наказание для того, кто развелся по иным причинам, представляло собой денежный штраф, касавшийся и приданого, и имущества инициатора развода, а также изгнания для женщины, оставившей своего мужа35. В более позднем законодательстве эти законы считаются чрезмерно суровыми и допускается развод по желанию одной из сторон, при
, ппстклассическом праве
§93
34 Юстиниан (Nov. 74.5) предписывает, что если мужчина клянется на Евангелии взять женщину в жены, развестись он потом не может. См.: Volterra. Istituzioni, cit. P. 656.
35 Константин (CTh. 3.16.2) указывает в качестве оснований, по которым муж может развестись с женой, обвинения в супружеской измене, отравлении или сводничестве. Жена могла развестись с мужем, если он был виновен в убийстве, отравлении или осквернении могил. Если муж отвергал жену по иным причинам, он должен был вернуть приданое и лишался возможности заключить новый брак. Если муж не соблюдал запрет, жена имела право вторгнуться в его дом и завладеть приданым новой супруги. В случае, если вина за неоправданный разрыв лежала на женщине, она была обязана оставить у мужа приданое и свадебные дары, вплоть до самых мелких предметов, - даже шпильки для волос, - и, кроме того, ее ждало изгнание. См.: Garcia Garrido. Relaciones personates, cit.
том что спектр законных оснований для развода стал достаточно широк36.
Юстиниан издает новые указы, направленные против развода, и
выделяет следующие формы и основания:
1. Развод на законных основаниях. Среди них: супружеская измена или недостойное поведение жены, уход из дома мужа, провокация со стороны другого супруга, ложное обвинение в измене со стороны мужа, сводничество или сексуальная связь мужа с другой женщиной в доме супругов или вне него.
2. Развод без основания: когда разрыв происходит без законных оснований.
3. Развод по обоюдному согласию (communi consensu).
4. Развод bona gratia основан на причине, не зависящей от желания или виновности одного из супругов, в частности: неспособность иметь детей, пленение на войне, рабство, сумасшествие, уход в монастырь или обет целомудрия.
Наказание для того, кто разводится без законных на то оснований или является виновным при разводе на законных основаниях, заключается в потере приданого и свадебных даров или, если данного вида имущества не существует, в потере '/4 части своего собственного имущества. Кроме того, ему угрожает наказание личного характера, например удаление в монастырь. В Новеллах санкции усиливаются и распространяются также и на развод по обоюдному согласию37.
В отношении второго брака законодательством поздней Империи также вводятся запреты и ограничения, особенно при учете интересов детей от первого брака. Срок, после которого вдова или разведенная женщина может снова выйти замуж, увеличивается с 10 до 12 месяцев (CI. 5.9.2). Законную силу имеют в завещании распоряжения, обеспечивающие интересы вдовы при условии, что она снова не выйдет замуж. Юстиниан в 22-й новелле предписывает, что все, приобретенное тем из супругов, кто умер первым, как при жизни (inter vivos), так и на случай смерти (mortis causa), переходит в собственность детей от первого брака, сохраняя за оставшимся в живых и вступившим в новый брак супругом только узуфрукт. Кроме того, вдовец или вдова при заключении нового брака не могут оставить новому супругу долю имущества, превышающую наименьшую из долей, доставшихся детям от первого брака (CI. 5.3.6).
36 По предписанию Феодосия II (CI. 5.17.8) односторонний развод был необходим для расторжения брака с целью защиты интересов законных сыновей.
37 CI. 1.3.52(53); 5.17.8-13. См.: Caes. La dissolution voluntaire sur manage sine manu en droit romain d'August a Justinen. Louvain, 1935; Volterra. Istituzioni. P. 673 e sgg.
I. 27?
§93
Римский брак
После отмены семейного законодательства Августа исчезают некоторые основания, по которым определенные брачные союзы рассматривались в качестве конкубината. Всякий постоянный союз с женщиной рассматривается как такой, которому сопутствовало четко выраженное заявление о нем. К последствиям этого союза подходят с теми же критериями, что и к браку, и к нему предъявляются те же требования моногамии и препятствий, связанных с узами родства и свойства. Юстиниан оценивает конкубинат в качестве союза ступенью ниже, чем брак (неравный брачный союз - inaequale coniugium) (CI. 5.27.5). Рабыня-конкубина господина и ее дети получают свободу, если их господин не оставляет противоположных распоряжений (CI. 7.15.3). Определенные проявления щедрости mortis causa в пользу конкубины и ее детей разрешены в тех пределах, о которых условятся с законными детьми умершего38.
В интересах детей, рожденных в конкубинате, законодательством поздней Империи предусмотрены три формы их легализации в качестве законных детей:
- через последующий брак (per subsequens matrimonium), когда отношения конкубината переходят в законный брак (Константин, CTh. 4.6.2-3);
- через обещание в курии (per oblationem curiae), чтобы облегчить тяжелые обязанности декурионов (CTh. 5.27.3);
- через решение императора (per rescriptum principis - Nov. 74.2).
Если живы родители или законные дети, конкубине можно выделить половину унции ('/м) или ей и ее детям одну унцию (V|2) из имущества; если же нет законных детей или родителей, конкубине следует 6 унций (половина имущества). При наследовании по закону конкубине и ее детям следует 2 унции (V6 имущества); если есть законные дети, она имеет право на содержание.
IV. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ СУПРУГАМИ
§ 94. Традиционная организация семейного имущества
В архаическом римском праве отношения между супругами основывались на принципе целостности семейного имущества, управлявшегося высшей властью отца семейства (paterfamilias). Первоначально имущественное положение женщины, перешедшей под власть мужа (conventio in manum), определялось соответствующим набором принципов, хорошо отработанных в римской юридической практике. К жене применялись общие правила, установленные для подвластных лиц; тем не менее высокий статус жены в браке и в доме (domus) как матери семейства (materfamilias) очень рано привел к введению некоторых особых норм1.
Когда женщина входила в дом мужа, она приносила с собой более или менее многочисленное имущество в форме приданого, которое чаще всего paterfamilias ее семьи передавал главе той семьи, в которую она вступала, в качестве итогового вклада, либо она приносила с собой все имущество, которое ей принадлежало, если она была лицом «своего права» (sui iuris). Все это становилось собственностью носителя супружеской власти (manus) и входило в состав имущества семьи. Всем этим свободно распоряжался глава семейства (paterfamilias), который обычно предоставлял определенное имущество в пользование женщины. В соответствии с римскими обычаями в распоряжении женщины оставались предметы домашнего обихода, которые она приносила с собой (вначале как часть приданого) в качестве пекулия и количество которых увеличивалось за счет подарков от мужа или за счет рабов или домашней утвари, бывших в ее распоряжении. Занятия жены, принятой в семью, заключались в заботах о предметах домашнего обихода и домашнем хозяйстве, в частности о тканье одежды или о хранении и распределении припасов из кладовой, что обычно доверял ей муж.
По древнему обычаю муж должен был в завещании позаботиться о жене и передать ей в качестве легата приданое и пекулий (см. § 240). Для решения вопросов, возникавших в связи со значением и целью этих распоряжений в завещании, юристы эпохи Республики установили принципы и нормы, благоприятные для жены, среди которых выделяется так называемая Муциева презумпция (praesumptio Muciana), согласно
Подробно об этом см.: Garcia Garrido. El patrimonio de la mujer casada en el derecho civil. I: La tradicion romanistica. Madrid, 1982.
I
§95
Имущественные отношения между супругами
схема разделения имущества
§95
которой, принимая во внимание имущественное положение женщины и требования строгой общественной морали, предполагалось, что все, приобретенное женщиной в браке, поступало к ней от мужа2. С другой стороны, муж назначал в завещании жене опекуна, который должен был быть одним из ближайших агнатов (см. § 99). Поэтому женщина оставалась под властью семьи мужа и была связана с ней, владея частью ее имущества. Все эти установления относительно имущественного положения жены составили стройную и последовательную юридическую систему, которая обслуживала особую область семейных отношений.
§ 95. Классическая схема разделения имущества
Новые обстоятельства в общественной жизни, разрушившие древние обычаи и имевшие своим следствием участившиеся разводы, потребовали введения определенных мер для защиты положения женщины, в результате чего и были установлены специальные нормы для разделения имущества. Тем не менее режим имущественных отношений между супругами в классическую эпоху может рассматриваться в качестве системы принципов, которые, с одной стороны, сохраняют верность существующей юридической традиции, а с другой - являются неизбежным следствием общественных изменений. Традиционные нормы в отношении положения женщины продолжают применяться, даже когда из-за введения в действие системы регулирования приданого одновременно сосуществуют разные принципы. Приданое по-прежнему считается взносом, осуществляемым в интересах лишь мужа, которым он распоряжается на правах собственника. Это положение не теряет силы на протяжении всей классической эпохи, несмотря на все ограничения и гарантии возвращения приданого. По-прежнему муж в завещании заботится о средствах существования для вдовы, оставляет ей приданое в виде легата и делает распоряжения в ее пользу обо всем имуществе, которое передал ей в течение жизни, обеспечивает дальнейшее положение вдовы в семье и в управлении домом посредством отказа по завещанию узуфрукта или последством наследственного фидеикомисса. Все эти особые нормы, действующие в интересах жены, образуют традиционное «право жен» (ius uxorium), которым обладает только жена и которое (право), по мнению Касцелия и Требация, нельзя применять к сожительнице (конкубине)3.
2 Помпоний, 5 ad Q. Muc. D. 24.1.51; Александр Север, CI. 5.16.6. См.: Garcia Garrido. El patrimonio, cit. P. 113 у sigs.
3 Касцелий и Требаций, цитируемые Лабеоном (2 post. lav. D. 32.29 pr.). См.: Garcia Garrido. El patrimonio, cit. P. 129 у sigs.
Сосуществование традиционных и новых правил для защиты имущества жены приводят к введению переходных норм, таких, как эдикт об одном из двух (edictum de alterutro), который обязывает жену сделать выбор между щедростью, проявленной мужем в завещании, и предъявлением иска о приданом (actio rei uxoriae)4.
Мы можем выделить различные виды имущества, которые юристы рассматривали в рамках имущественных отношений между супругами:
A. Приданое.
B. Имущество, не входящее в приданое. >•••
C. Брачные дарения. •
А) Приданое
Приданое имеет собственную структуру. Входящее в его состав имущество составляет одно целое в плане управления, и всякое увеличение или уменьшение имущества рассматривается применительно к приданому в целом, а не к его составляющим5. Следовательно, ясно, что речь идет об особом типе имущества, предназначенном для брака. Как муж, так и жена осуществляют свои права и являются субъектами обязательств в отношении приданого, но если муж занимает ясное положение владельца и распорядителя брачного имущества, то роль жены в этой области второстепенна. Женщина рождена и живет для брака, и для этого же предназначена наиболее значительная доля ее имущества, то есть приданое, поэтому оно ей принадлежит настолько, насколько оно служит браку и его нуждам6. Когда под давлением общественных обстоятельств это назначение приданого может меняться, в обществе возникает тенденция сохранить и упрочить это назначение, ограничивая права распоряжения мужа.
В формирование классической концепции приданого в процессе эволюции права внесли свой вклад различные факторы: частные соглашения, юриспруденция, претор и императорское законодательство. В римском обществе эпохи Империи приданое рассматривается как имущество жены, предназначенное для брака, относительно которого даны
4СТН. 4.4.7 pr.; CI. 5.13.1.3 а; Теренций Клемент, 4 ad leg. lul. et Pap. D. 31.53 pr.; Ульпиан, 19 ed. D. 10.2.20.8; Павел, 3 Sab. D. 36.2.6. Эдикт об одном из двух (de alterutro) касается всех легатов в пользу жены, так как предъявление иска о приданом (actio rei uxoriae) влекло за собой отказ от легатов любого типа, включенных в завещание ее мужа. См.: Garcia Garrido. El patrimonio, cit. P. 129 у sigs.
Краткое изложение проблематики, связанной с приданым, и библиографию этого вопроса см.: Lauria. Matrimonio-dote in diritto romano. Napoli, 1952.
Приданое теснейшим образом связано с браком, так как оно недействительно, если недействителен брак (Ульпиан, 63 ed. D. 23.3.3; 33 ed. D. 23.3.39.1).
т
§95
Имущественные отношения между супругами
необходимые гарантии с целью обеспечить его возвращение7. Такое представление отражается прежде всего в многочисленных частных соглашениях, направленных на то, чтобы сохранить за женой возможность пользоваться приданым и иметь право на часть доходов от него8.
а) Установление приданого
Оно устанавливается в следующих формах:
1. Dotis datio - фактическая передача мужу имущества, которое входит в состав приданого.
2. Обязательство передать приданое через следующие акты:
1) dictio dotis - торжественное заявление того, кто предоставляет приданое, то есть женщины, если она лицо «своего права» (sui iuris), ее отца или деда по отцовской линии или кого-либо, кто действует по ее поручению;
2) promissio dotis - обещание приданого, которое может быть дано любым лицом в форме стипуляции.
Акт установления приданого, как в форме передачи, так и в форме обязательства, рассматривается как зависящий от условия, что имеет место заключение брака.
В терминологии юристов постклассической эпохи приданое делится на:
-dos profecticia: предоставленное отцом женщины или родственником по восходящей линии, чьей власти она подчинена;
-dos adventicia: предоставленное посторонним лицом или самой женщиной. Этот вид называется также dos recepticia, когда тот, кто дает приданое, ставит четкое условие о его возвращении при прекращении брака.
Имущество в составе приданого обычно служило объектом оценки или учета (dos aestimata). Это могло быть сделано по двум причинам:
- для определения максимума (taxationis causa) или как способ учета, чтобы зафиксировать верхний предел суммы, по которой отвечает муж в случае возврата приданого;
- для определения продажной цены (venditionis causa) или как способ установить его ценность в денежной форме. В этом случае муж рассматривается как должник в отношении этой цены, как если бы он был покупателем приданого.
ческая схема разделения имущества
§95
b) Приданое в течение существования брака
Хотя приданое находится в распоряжении мужа, который является его владельцем, как управляющий брачным имуществом, в правопорядке классической эпохи существовали некоторые принципы, позволявшие предоставить жене определенные права на ее приданое. Из решений юристов можно легко заключить, что оно предназначено для жены, пока она состоит в браке. Так, Сцевола упоминает о часто заключавшихся частных соглашениях, по которым муж не претендовал на обещанное приданое и, наоборот, отец жены или она сама заботились о ее нуждах и о нуждах обслуживающих ее рабов9. С другой стороны, обязанностью мужа является предоставление жене всего необходимого.
Что касается управления приданым, которое осуществляет муж, то он отвечает за допущенную вину, но жена должна представить свое согласие на отчуждение находящихся в составе приданого земельных владений на территории Италии и рабов, так же как и на полезные затраты10; муж не может по личной инициативе поменять назначение земельного участка, но только с разрешения или по просьбе жены. Все эти и другие принципы, которые учитывают правовые возможности женщины в отношении приданого, больше направлены на то, чтобы обеспечить ей его возвращение, чем на то, чтобы ограничить полномочия мужа. Собственный интерес жены в сохранении приданого на протяжении брака приводит к совершению определенных актов, в частности к иску об эвикции купленного ею земельного участка, если возникает опасность, что уменьшится стоимость ее приданого или что она останется вообще без приданого".
c) Возвращение приданого
О правах женщины на ее приданое можно говорить прежде всего в связи с его возвратом, и с этим намерением жена предъявляет иск из стипуляции (actio ex stipulatione), если возвращение приданого было стипулировано, или иск о приданом (actio rei uxoriae) в любом другом случае. Юристы утверждают, что жена, которой возвращается приданое, получает свое12.
7 Плавт, Stich. 204; Trin. 778; Цицерон, pro Caec. 4.111; Ad Alt 14.13.5; Ливии, 27.37.9;
Валерий Максим. 1.1 А.
* Павел, 5 quaest. D. 23.4.28; Сцевола, 3 quaest. D. 23.4.31.
t Сцевола, 1 resp. D. 15.3.20 pr.; 5 dig. D. 15.3.21; 27 dig. D. 44.4.17 pr.; 1 resp. D. 17.1.60.3.
В ответах юристов фигурируют точные ссылки на продукты питания, на одежду, духи и т.д. (см. в том числе: Помпоний, 4 var. lect. D. 24.1.18; 14 Sab. D. 24.1.29.1; Павел, 71 ed. D. 24.1.14). См.: Garcia Garrido. El patrimonio, cit. P. 75 у sigs.
Жена, которая не дает своего согласия, оспаривает отчуждение своего имущества посредством иска о приданом (actio rei uxoriae). 2 Алфен Вар, 3 dig. a Paulo epit. D. 23.5.8.
т
§95
Имущественные отношения между супругами
ческая схема разделения имущества
§95
Если брак прекращается из-за смерти жены, то муж сохраняет приданое, данное самой женщиной или посторонним лицом, исключая тот случай, когда о возвращении приданого было заключено соглашение с тем, кто его предоставил, то есть в случае с dos recepticia. Если имели место развод или смерть мужа, жена могла требовать возврата приданого, если она лицо «своего права» (sui iuris), или ее отец. В случае ее смерти после развода иск о приданом переходит к ее наследникам или наследникам ее отца, если муж виновен в том, что допустил просрочку (тога)13. Муж, пользующийся beneficium competentiae, согласно которому он может быть обязан к возвращению приданого только в пределах, соответствующих его имущественным активам, также имеет право при возврате вычесть из приданого определенную часть, принимая во внимание содержание детей, необходимые расходы, дарения и т.д.'4
В) Имущество, не входящее в приданое, или парафернальное
Общее наименование «вещей вне приданого» (res extra dotem) или «сверх приданого» (praeter dotem), использованное в текстах, чтобы дать определение в целом имуществу жены, не вошедшему в приданое, подразумевает разные виды этого имущества:
a) предметы домашнего обихода или утварь, которую жена приносит в дом мужа (illatio);
b) собственное имущество (недвижимость, кредиты и т.д.), которое жена вручает мужу (traditio), или которым она управляет сама, или доверяет управление ему.
а) Что касается той практики, когда жена вносит определенное собственное имущество в дом мужа, то Ульпиан (31 Sab. D. 23.3.9.3) определяет это имущество как «те вещи, которые жена обычно имеет в своем распоряжении в доме мужа и которые она не включила в приданое», и уточняет, что они не становятся собственностью мужа. Единственным юридическим вопросом, который обсуждался, была попытка определить, каково то имущество, которое жена внесла в супружеский дом, помимо указанного в качестве приданого. По этой причине, во избежание сомнений при расторжении брака, обычно составляли список. Эта практика, видимо, была наиболее привычной, а положение данного имущества как собственности жены, находящейся в ее пользовании, наиболее распространенным в римских обычаях.
Ь) Относительно имущества, которое жена вручает мужу (traditio) не в качестве приданого, а как не входящее в приданое, или парафернальное, Ульпиан приходит к выводу, что если оно было передано с тем, чтобы перейти в собственность мужа, то оно становится его собственностью и может служить объектом истребования (condictio) в суде при расторжении брака. Это имущество, которое являлось вкладом, параллельным приданому, также превращалось в собственность мужа на время существования брака и должно было быть возвращено при разводе. Ульпиан в данном случае придерживается точки зрения, отраженной также в решениях Папиниана и Павла15, на которую, скорее всего, повлияли идеи о парафернальном имуществе, позаимствованные из провинций. Представления о parapherna, которые можно обнаружить в греко-египетских папирусах, подразумевают под этим предметы пользования, которые дополняют приданое и находятся в собственности жены.
Помимо указанных видов - в форме взноса (illatio) или передачи (traditio), - жена могла стать владелицей также и другого имущества, не входящего в приданое, которым она свободно распоряжалась, управляя им сама или поручая это доверенному лицу, причем управление обычно доверялось также и мужу, который в отношении этого имущества находился на положении настоящего управляющего16.
На завершающем этапе эволюции Юстиниан отделяет друг от друга имущество, не входящее в приданое, как имущество жены, которым она продолжает управлять, состоя в браке, и парафернальное имущество, которое она поручает управлению мужа. По этому поводу вводится новый правовой режим, основанный на ответственности мужа за сохранность этого имущества и управление им".
С) Брачные дарения
«В силу наших обычаев принято, что дарения ме-
, j жду супругами не имеют силы. Это введено для того,
;< чтобы в силу взаимной любви (супруги) не отнимали
" Гай, 18 ed. prov. D. 35.2.81.1; Папиниан, 8 resp. D. 31.77.12; Сентенции Павла. 4.1.1. 14 Ульпиан, Reg. 6.4-5.
Папиниан, 12 resp. D. 39.5.31.1; Frag. Vat. 254; Сентенции Павла. 5.11.1. См.: Garcia Garrido. El patrimonio, cit. P. 34 у sigs.
Этим имуществом жена иногда распоряжалась в завещании в пользу мужа, даже в том случае, если он извлекал выгоду из приданого, как это следует из замечания Павла (D. 33.4.11) и из похвалы Мурдии (laudatio Murdiae).
CI. 5.14.11. В этой конституции Юстиниан разделяет имущество, не входящее в приданое, и имущество на положении парафернального, понимая под этим некоторое собственное имущество жены, которое она передает в управление мужу, с тем чтобы на доходы с него муж позаботился о семейных нуждах, гарантируя его возврат под общий залог своего имущества. При управлении им муж несет ответственность за конкретную вину (culpa in concrete), поскольку от него требуется та же бережливость, как в отношении его собственного имущества (diligentia quam in suis). См.: Garcia Garrido. El patrimonio, cit. P. 38 у sigs.
§95
Имущественные отношения между супругами
путем дарений (имущества) друг от друга, не соблюдая меры в дарении и (действуя) с легкомысленной расточительностью в отношении себя».
Улъпиан, 32 Sab. D. 24.1.1
Запрещение дарений между супругами было практическим и логичным следствием норм и принципов, действовавших в отношении супружеского имущества. Все рассмотренные виды имуществ - вещи, не входящие в приданое, пекулий или приданое - предполагают в силу своего происхождения и функций четкое отделение от имущества мужа, что могло иметь место только в том случае, если была исключена возможность проявления со стороны супругов взаимной щедрости, которая привела бы к их слиянию. Ни пекулий замужней дочери не должен был уменьшиться из-за ее дарений мужу, ни тем более жена не могла отказаться единственно в пользу мужа от имущества, входящего или не входящего в приданое. В принципе, начиная с права классической эпохи и до Юстиниана, в имущественных отношениях между супругами преобладают обременительные положения18. Вся классическая система супружеской собственности вдохновляется исключением любого проявления щедрости, которая может нанести ущерб интересам мужа или жены.
Существуют серьезные сомнения относительно происхождения и оснований запрещения дарений между супругами. Мнения разделяются в вопросе о происхождении этого знаменитого запрета: имеет ли он свое начало в обычаях или в законодательстве. Закон Цинция о дарах и подношениях (lex Cincia de donis et muneribus) 204 г. до н.э. допускал дарения между супругами и исключал их в пределах, установленных для дарений в целом".
ческая схема разделения имущества
§95
18 В Юстиниановом праве приданое начинает рассматриваться в качестве встречного предоставления в отношении обязанностей или тягостей брака (onera matrimonii), наподобие цены при продаже (D. 20.6.8.13: интерполяция).
19 Если исследовать первоначальную организацию супружеского имущества, то мы придем к заключению о невозможности существования этих дарений. При переходе под власть мужа (conventio in manum) положение жены препятствовало дарениям, которые выходят за рамки обычных передач вещей в пользование. Если мы обратимся к следующему этапу широкого распространения свободного брака, то увидим тенденцию, направленную против проявления щедрости в браке; поскольку общественные изменения вынуждали при возвращении приданого к четкому разделению собственности, то ясное и конкретное запрещение дарений между супругами было необходимо. Порча прежних обычаев, начавшаяся в эпоху Пунических войн, и чрезмерное стремление к прибыли и богатству неизбежно препятствовали обогащению одного из супругов в ущерб другому. Таким образом, стало обязательным гарантировать жене возвращение ее приданого; также сочли целесообразным ограничить супружескую щедрость, которая в связи с увеличением количества разводов становилась опасной. Первые меры, направленные против брачных дарений, хотя точно ничего не известно, видимо, были приняты в том иске о приданом