Рекомендации по подготовке ответов. Совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел
Совокупность международно-правовых норм, устанавливающих режим космического пространства и небесных тел, регулирующих отношения субъектов международного права (государств и международных организаций), в связи с исследованием и использованием космоса,принято называть международным космическим правом. Студенту необходимо знать перечень источников (норм), регулирующих данные отношения. Главным, среди которых является Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г. (Договор по космосу), а также другие акты, включая региональные, двусторонние договоры и нормы внутригосударственного права.
В названном договоре содержатся основополагающие принципы деятельности государств в космическом пространстве, а также нормы, характеризующие его правовой режим. Деятельность субъектов МКП должна осуществляться в интересах поддержания мира и безопасности, развития международного сотрудничества и взаимопонимания. Достоянием всего человечества являются и результаты деятельности, связанной с исследованием и использованием космоса.
Луна и другие небесные тела, на основании подписанного Соглашения о деятельности государств на Луне и других небесных телах в 1979 г. было установлено, что Луна и ее природные ресурсы являются общим наследием человечества (как добытые ресурсы, так и не добытые).
На Луне провозглашается принцип свободы исследования и использования всеми государствами без какой-либо дискриминации, на основе равенства, при свободном доступе во все районы небесных тел. Научные исследования, могут проводиться с учетом равенства между всеми участниками Соглашения (сбор образцов, вывоз, распоряжение ими с возможностью предоставления части образцов в распоряжение других участников Соглашения.
Государства - участники обязуются установить международный режим для урегулирования эксплуатации природных ресурсов Луны (когда эксплуатация станет возможной) – «справедливое распределение между всеми государствами-участниками благ, получаемых от этих ресурсов, с учетом интересов и нужд развивающихся стран, а также усилий тех стран, которые прямо или косвенно внесли свой вклад в исследовании Луны.
Кроме того, важным элементом МКП является принцип частичной демилитаризации космического пространства и полной демилитаризации небесных тел (не выводить на орбиту любые объекты с ядерным оружием, другими видами оружия массового уничтожения, не устанавливать на небесных телах и не размещать в космическом пространстве). В названном Соглашении установлены дополнительные ограничения военной деятельности государств (угроза силой или применение силы, любые враждебные действия или угроза их совершения; запрещается использование Луны для совершения подобных действий или применения подобных угроз в отношении Земли, космических кораблей, их персонала, искусственных космических объектов). Для научных и иных мирных целей использование военного персонала допускается.
Государства на Луне (и на др. естественных небесных телах) руководствуются правилами нахождения космических объектов: посадка и запуск, размещение персонала, космических аппаратов, оборудования, установок, станций, сооружений в любом месте и её недрах, создавать обитаемые и необитаемые станции (без создания помех для других).
Принципом МКП также является и содействие международному сотрудничеству в мирном исследовании и использовании космического пространства. В связи с чем, участники Договора по космосу обязаны в максимально возможной и практически осуществимой степени информировать Генерального секретаря ООН, общественность, международное научное сообщество о характере, ходе, местах и результатах космической деятельности. К принципам МКП также относится недопущение вредного загрязнения космоса, а также неблагоприятных изменений земной среды вследствие доставки внеземного вещества.
Студент должен знать, что к субъектам МКП также относятся международные неправительственные организации, чья деятельность в космосе должна осуществляться только с разрешения государства-участника. В связи с чем, ответственность за свою деятельность в космосе будет нести как сама организация, так и участвующие в ней государства.
Под космическим объектами (КО) понимаются: искусственные тела, которые создаются человеком и запускаются в космос, а также их составные части и средства доставки. Разновидностью космических объектов являются космические корабли – транспортные средства, предназначенные для перевозки (доставки) людей, (животных, насекомых и др.), грузов. КО запускаются для сбора и передачи информации, служат также и целям производственных процессов.
КО могут принадлежать одному или нескольким государствам, неправительственному юридическому лицу, международной межправительственной организации. Регистрация КО, запускаемых в космическое пространство для её участников является обязательной в соответствующем регистре запускающего государства (определяющий содержание регистра и условия его ведения). При этом государство обязано проинформировать об учреждении такого регистра Генерального секретаря ООН, который ведер Реестр (для записи предоставляемой информации).
В случае обнаружения КО или его составной части при возвращении на Землю существует правило (в Договоре по космосу), если таковые обнаружены за пределами государства-участника, они должны быть возвращены государству, занесшего в их свой регистр. В Соглашении о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство отмечено, что государство, которое получает сведения или обнаруживает, что космический объект или его составные части при возвращении на Землю оказались вне юрисдикции запускаемого государства, обязано проинформировать власти государства, осуществившего запуск и Генерального секретаря ООН, при этом принимает меры для спасения этого объекта и его возвращения.
Студент также должен знать и о существовании принципа абсолютной ответственности запускающего государства за выплату компенсаций за ущерб, причиненный его космическим объектом на поверхности Земли или воздушному судну в полете. Если ущерб причинен КО, лицам на борту и имуществу на борту КО за пределами Земли, то запускающее государство несет ответственность в том случае, когда ущерб причинен по его вине или по вине лиц, за которых оно отвечает.
Вопросы для самоконтроля:
а) Дайте определение международного космического права (МКП).
б) Назовите нормативные правовые акты (универсальные, региональные, двусторонние и акты, содержащиеся в национальном законодательстве в сфере МКП.
в) Отличие правового режима космического пространства, небесных тел от правового режима космических объектов.
г) Раскройте правовые формы сотрудничества государств и иных субъектов МКП в космосе.
д) Каковы правовые основания ответственности субъектов МКП за причинение ими вреда.
е) Особенности подготовки и освоения космического пространства в современных условиях.
Примерные темы для докладов, сообщений, рефератов:
1. Особенности освоения дальнего космоса.
2. Актуальные вопросы освоения Луны.
3. Правовые аспекты взаимодействия субъектов МКП по развитию и использованию космических станций.
4. Особенности взаимодействия РФ с Республиками Казахстан, Франция по запуску космических аппаратов.
5. Некоторые проблемы в освоении космического пространства (организационно-правовые, материально-технические, психологические и др. включая гибель космонавтов и астронавтов).
6. Освоение космического пространства и НЛО.
7. Некоторые вопросы спасания космонавтов в открытом космосе и на поверхности Земли.
8. Особенности использования искусственных спутников в космическом пространстве.
9. Ответственность в МКП за причиненный вред.
10. Внутригосударственные акты о МКП и др.
_________________________________________________
План