Стиль руководства и поведения организации.
Стиль руководства – совокупность применяемых руководителем методов воздействия на подчиненных, а также форма исполнения этих методов. Выделяют три стиля руководства: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный стиль. Для него характерна максимальная концентрация власти и ответственности в руках руководителя, единоличное принятие решений, жесткий контроль за подчиненными с угрозой наказания, подавление инициативы подчиненных, отсутствие интереса к работнику как к личности.
Демократический стиль. Управленческие решения принимаются на основе обсуждения проблем, мнений и инициатив подчиненных, распространено делегирование полномочий, одновременно существует контроль за исполнением решений со стороны руководителя и самоконтроль сотрудников. Руководитель проявляет внимание к личности сотрудников, учитывает их интересы, поощряет инициативу.
Либеральный стиль руководства. Характеризуется минимумом ответственности у руководителя, минимумом контроля с его стороны, большими возможностями для инициативы и творчества со стороны подчиненных, необязательностью исполнения принятых решений.
Стиль и метод руководства существуют в определенном единстве. Стиль представляет собой форму реализации методов руководства, принятую данным менеджером в соответствии с его личными, субъективно – психологическими характеристиками.
Поведение человека выступает как направленная на другого активность личности, особая форма индивидуальной деятельности, связанная со взаимоотношениями людей и обусловленная культурой. Поведение направлено на удовлетворение потребностей, интересов субъектов и регулируется общественными и групповыми нормами, правилами, образцами.
Приростный стиль поведения организации, как показывает само название, характеризуется постановкой целей «от достигнутого», направлен на минимизацию отклонений от традиционного поведения как внутри организации, так и в ее взаимоотношениях с окружающей средой. Организации, придерживающиеся этого стиля поведения, «стремятся избежать изменений, ограничить их и минимизировать. При приростном поведении действия предпринимаются в том случае, если необходимость изменений стала настоятельной. Поиск альтернативных решений ведется последовательно и принимается первое удовлетворительное решение. Такое поведение исповедует большинство успешно работающих длительное время коммерческих организаций и фактически все некоммерческие организации в области образования, здравоохранения и т.п.
Предпринимательский стиль поведения организации характеризуется стремлением к изменениям, к предвосхищению будущих опасностей и новых возможностей. Предпринимательского поведения чаще придерживаются коммерческие организации, эффективность деятельности которых связана с рыночными испытаниями. Они ведут постоянный предпринимательский поиск возможностей роста за счет изменений. Организации, придерживающиеся различных стилей поведения, существенно отличаются по своим характеристикам.
Фирма, придерживающаяся приростного стиля поведения: 1) видит свою цель в оптимизации прибыльности; 2) ее организационная структура сравнительно стабильна; 3) работа ведется в соответствии с ходом технологического процесса переработки ресурсов; 4) экономия на масштабах производства считается главным фактором эффективной деятельности, а сами ее виды слабо увязаны между собой; 5) управленческие решения представляют собой реакцию организации на возникшие проблемы с запаздыванием по отношению к моменту их появления.
Те же характеристики у организации, придерживающейся предпринимательского стиля поведения, выглядят по-другому: 1) целью организации является оптимизация потенциала прибыльности; 2) организационная структура гибкая, изменяющаяся адекватно условиям среды; 3) управленческие решения принимаются через активный поиск возможностей путем предвидения проблем. До настоящего времени считалось, что стили организационного поведения могут последовательно заменять друг друга, но вероятно в будущем коммерческие организации должны будут научиться применять оба стиля одновременно, так как именно эти два стиля лежат в основе соответствующих режимов управления — стратегического и оперативного, — реализуемых в современной организации.