Понятие и структура механизма государства. Механизм государства– это целостная иерархическая система государственных органов, посредством которой осуществляется государственная власть
Механизм государства– это целостная иерархическая система государственных органов, посредством которой осуществляется государственная власть, реализуются задачи и функции государства.
В научной литературе понятие «механизм государства» трактуют в узком (наиболее распространенный подход) и широком смыслах.
В первом случае, в структуру механизма включают лишь государственные органы, наделенные властными полномочиями и занимающиеся управленческой, административной деятельностью. Иногда систему этих органов обозначают также термином «государственный аппарат».
Во втором случае, в структуру механизма, помимо органов государства, включают также государственные организации (вооруженные силы, тюрьмы и др.), государственные учреждения (библиотеки, музеи, больницы, театры, вузы и др.) и государственные предприятия.
К наиболее существенным признакам государственного механизма можно отнести следующие:
1)Механизм государства по своей сути есть система взаимосвязанных и взаимодействующих государственных органов.
2) Механизм государства является средством реализации государственной политики.
3) В структурном плане механизм государства состоит из государственных служащих (чиновников) – специалистов – профессионалов в области управления.
4) Механизм государства наделен особыми властными полномочиями. Они проявляются прежде всего в возможности устанавливать общеобязательные правила поведения (юридические нормы), требовать их выполнения всеми участниками социальной жизни и наказывать субъектов за нарушения установленных норм.
5) Механизм государства уполномочен распоряжаться необходимыми материальными средствами (бюджетные средства, государственное имущество, ресурсы учреждений, предприятий, организаций и др.).
Единый и целостный механизм государства дифференцируется (расчленяется) на составные части – органы, подсистемы. Между ними существует своя иерархия: различные органы и подсистемы занимают неодинаковое место в государственном механизме, находятся в сложных отношениях субординации и координации.
Структура механизма государства изменчива и разнообразна, но при всех условиях в него входят органы управления и органы принуждения. Это, разумеется, не следует понимать так, что одна часть государственного механизма занимается только управлением, а другая - только принуждением. В реальной жизни управление и принуждение переплетаются между собой.
Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием органов и учреждений, подразделяется на крупные подсистемы. Так, одну его подсистему (часть) образуют высшие органы государства: представительные, глава государства, правительство. Они обычно находятся в поле зрения общественности, средств массовой информации, вокруг них формируется общественное мнение. Другая подсистема - это органы правопорядка, суд, прокуратура, а также силовые структуры (армия, полиция, разведка). Последние выполняют решения высших органов государства, в том числе методами государственного принуждения (военное подавление, полицейские меры). Наиболее жесткие способы принуждения осуществляют вооруженные отряды людей - войско, полиция.
25. Орган государства: понятие, признаки, классификация.
Орган государства – это звено государственного аппарата, уполномоченного осуществлять государственную власть в обществе и наделенное определенными властными полномочиями, необходимых для решения конкретных задач управления.
К наиболее существенным свойствам государственного органа относят следующие:
1) основное назначение государственного органа – реализация государственной власти, решение тех или иных управленческих задач в обществе;
2) является легальным институтом, так как формируется и действует на основе соответствующих юридических документов (конституции, закона, подзаконного акта);
3) выступает легитимным институтом, поскольку его авторитет и властные полномочия добровольно или вынужденно признаются большинством людей;
4) имеет соответствующую компетенцию, под которой понимается совокупность законодательно закрепленных властных полномочий. Такие полномочия проявляются в возможности издания соответствующих юридических актов, применения в случае необходимости мер убеждения, воспитания, поощрения, а также принудительной силы;
5) состоит из государственных служащих и соответствующих структурных подразделений (отделов, управлений и проч.);
6) имеет необходимую материальную базу (здания, транспорт, техника и проч.), а также финансовые ресурсы, необходимые для реализации компетенции.
Существует несколько научных классификаций государственных органов. В зависимости от порядка образования органы государства делятся на органы, избираемые народом (парламент, президент), и органы, формируемые другими государственными органами (правительство, суды).
• По форме реализации государственной деятельности их можно подразделить на законодательные (обобщающее название – парламенты), исполнительные (правительства, министерства, службы, комитеты, администрации), судебные (конституционные, обычные, административные, военные суды) и контрольно-надзорные (прокуратура, счетная палата, ревизионные комиссии и т. п.).
• По иерархии государственные органы делятся на центральные и региональные (местные),
• по порядку осуществления компетенции – на коллегиальные (парламент) и единоличные (президент),
• по срокам реализации полномочий– на постоянные (суд, прокуратура, полиция) и временные (временная администрация),
• по характеру компетенции – на органы общей (широкой) компетенции (правительство) и органы специальной (узкой) компетенции (отдельные министерства, службы и др.).
26. Правовая политика: понятие и приоритеты.
Правовая политика –это целенаправленная, системная и планомерная практическая деятельность органов государственной власти и иных субъектов общественно-политической жизни в сфере правового регулирования, оказывающая определяющее воздействие на характеристики правовой системы общества.
Основные характерные черты (признаки) правовой политики:
1) Правовая политика – это особого рода социальная практика, специфическая форма целенаправленной практической активности, деятельности соответствующих субъектов политико-правовой жизни;
2) Правовая политика – это такая социальная практика, которая связана с правовой формой, с областью правового регулирования и правовых отношений. Правовая политика есть такая деятельность, которая связана прежде всего с воздействием на разнообразные элементы правовой системы общества, с целью достижения их необходимого качества (политика в сфере права). Кроме того, правовая политика связана с использованием элементов правовой системы в качестве средства обеспечения наиболее оптимального развития отношений в различных сферах социальной жизнедеятельности (политика посредством права);
3) Правовая политика – это деятельность, проводимая особой группой субъектов правовой жизни общества, к которым следует отнести в первую очередь высшие государственные органы власти и представляющих их должностных лиц;
4) Правовая политика – это деятельность в сфере правового регулирования, которая оказывает существенное, определяющее воздействие на формирование и функционирование элементов правовой системы общества. Результатами подобной практики всегда выступает определенная «заданность» параметров функционирования и развития этой системы;
5) Правовая политика является по своей природе организационно-регулятивной деятельностью, оказывающей определяющее регулятивное влияние на параметр правовой системы, определенные характеристики правовой жизни общества;
6) Правовая политика в её идеальном варианте – это всегда стратегически целенаправленная и тактически целесообразная деятельность, ведь в её основе всегда лежит определенная система целей и концептуальных идей, отражающих наиболее узловые моменты будущей организации социальных отношений. Как и любая политик, политика правовая немыслима без конкретных ориентиров, без представлений о конечных результатах деятельности, а также о путях, сроках, этапах их достижения, т.е. без определенной программы. Там, где нет концепции, там и не может быть никакой политики, а есть лишь видимость сознательного регулирования, по сути – анархия;
7) Правовая политика в идеале должна отличаться такими необходимыми качествами, как системность, согласованность. Если общество и государство осуществляют правовую политику, то это означает, что предпринимаемые в юридической сфере шаги взаимосвязаны внутренней логикой, правотворчество и юридическая практика развиваются непротиворечиво.
Наиболее актуальным задачами (приоритетами) современной правовой политики России являются:
· Выработка и научное обоснование стратегии правового развития на длительную перспективу;
· Разработка среднесрочных и краткосрочных программ развития отдельных отраслей правового регулирования;
· Устранение пробельности российского законодательства;
· Повышение степени согласованности в системе нормативных правовых актов;
· Совершенствование юридических гарантий, правовых механизмов, обеспечивающих реализацию стратегических и частных целей и задач правового регулирования;
· Совершенствование механизмов реального обеспечения защиты прав и законных интересов человека и гражданина;
· Создание стабильной государственности, реформа исполнительной власти;
· Совершенствование конституционной модели разделения властей в направлении перераспределения властных полномочий между президентскими структурами, парламентом и правительством;
· Дальнейшее развитие федерализма, устранение асимметрии между центром и регионами, законодательное разграничение полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти;
· Совершенствование процедур профилактики и преодоления коллизий правовых актов РФ и субъектов РФ;
· Декриминализация общественных отношений;
· Борьба с коррупцией в органах власти всех уровней;
· Вытеснение криминально-теневой экономики, пресечение противоправной корыстной экономической деятельности, поддержка честного и открытого бизнеса и добросовестной конкуренции, создание благоприятных правовых условий для стимулирования экономического роста;
· Выстраивание эффективного механизма взаимодействия между гражданским обществом и государством, стимулирование активного проявления гражданской инициативы;
· Создание правовых условий для преодоления правового нигилизма, оздоровления нравственного состояния российского общества.
Понятие и сущность права.
Термин «право» имеет множество определений. Среди многообразий значения слова «право» можно выделить его следующие наиболее распространенные трактовки:
1. Право в общесоциальном смысле предстаёт в виде свободы и обоснованности поведения личности с позиции нравственности, религии и иных социальных норм (моральное право, религиозное право и т.д.)
2. Право в юридическом смысле есть совокупность норм (правил поведения), издаваемых и охраняемых от нарушения государством.
Право – это система общеобязательных формально определенных юридических норм, выражающих общественную классовую волю (конкретные интересы общества, классов), устанавлиемых и обеспечиваемых государством и направленных на регулирование общественных отношений.
Признаки права:
1. Волевой характер права.
2. Неразрывная связь государства с правом.
3. Общеобязательность права. Только предписания права обязательны для всех без исключения граждан, должностных лиц и других участников общественных отношений.
4. Нормативность права заключается в том, что право как регулятор общественных отношений представляет собой совокупность норм, наиболее общих правил поведения важнейших сфер социальной жизни.
5. Формальная определенность права – правовые предписания (нормы права) имеют строго установленные официальные формы своего закрепления во вне (законы, указы, постановления).
6. Системность права – право представляет собой не простую разрозненную совокупность, а их единую и взаимосвязанную систему, в которой отдельно взятая норма не может функционировать без остальных и играет свою особую роль.
Под сущностью права понимают прежде всего совокупность наиболее важных свойств и отношений, выражающих глубинные закономерности права, его качественную определенность и социальное назначение.
При рассмотрении вопроса о сущности права необходимо учитывать два обстоятельства:
1. То, что любое право есть регулятор общественных отношений (формальная сторона)
2. То, чьи интересы обслуживает данный регулятор общественных отношений (содержательная сторона)
Можно выделить следующие подходы к сущности права: классовый, общесоциальный, религиозный, национальный, расовый и иные подходы к сущности права, в рамках которых соответственно те или иные интересы будут доминировать в законах и подзаконных актах, правовых обычаях и нормативных договорах:
1. Классовый (марксистский) подход. В рамках данного подхода право определяется как система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса (право используется в узких целях как средство обеспечения главным образом интересов господствующего класса).
2. Социальный (общечеловеческий) подход. В данном случае право рассматривается как выражение компромисса между классами, группами, различными социальными слоями общества (право используется в более широких целях как средство закрепления и реального обеспечения прав человека и гражданина, экономической свободы, демократии и т.п.)