Понятие прокуратуры и история ее развития в Республике Беларусь

Народные заседатели

Граждане принимают непосредственное участие в рассмотрении судами первой инстанции отдельных категорий уголовных дел в качестве народных заседа­телей. В таких случаях правосудие осуществляется колле­гиально - в составе судьи и двух народных заседателей. Правовой статус народных заседателей регламентиро­ван главой 15 Кодекса Республики Беларусь о судоус­тройстве и статусе судей. Народными заседателями могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 25-лет­него возраста и владеющие белорусским и русским язы­ками.

Не привлекаются к осуществлению правосудия лица:

· в отношении которых имеется вступивший в за­конную силу обвинительный приговор суда;

· признанные ограниченно дееспособными или не­дееспособными решением суда, вступившим в законную силу;

· состоящие на учете в наркологических и психо­неврологических диспансерах;

· депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республи­ки Беларусь, руководящие работники государ­ственных органов и иных организаций, должно­сти которых включены в кадровый реестр Главы государства Республики Беларусь, судьи, про­курорские работники, работники судов, учреж­дений юстиции, сотрудники органов внутрен­них дел, органов финансовых расследований Ко­митета государственного контроля Республики Беларусь и органов государственной безопасно­сти, нотариусы, адвокаты, а также лица, зани­мающие выборные должности в органах местно­го управления и самоуправления;

· священнослужители.

Подбор кандидатов и составление списков народных заседателей осуществляется соответствующими исполни­тельными комитетами сроком на пять лет. Списки со­ставляются на основании списков граждан Республики Беларусь, имеющих право участвовать в выборах, рефе­рендуме, голосовании об отзыве депутата. Включение граждан Республики Беларусь в названные списки про­изводится с их согласия.

Народный заседатель привлекается к осуществле­нию правосудия на срок не более 21 дня в году. При исполнении обязанностей по осуществлению правосу­дия, народным заседателям предоставляются равные с профессиональными судьями права и обязанности.

Понятие прокуратуры и история ее развития в Республике Беларусь

Прокуратура Республики Беларусь - это совокупность специализированных государственных органов и долж­ностных лиц, осуществляющих на основании Консти­туции Республики Беларусь особую форму (вид) государственной деятельности - надзор за точным и единообразным исполнением законодательства, а так­же иные функции.

Правовой основой организации и деятельности прокуратуры является Конституция Республики Бе­ларусь (ст.ст. 125-128), Закон «О прокуратуре Респуб­лики Беларусь» от 8 мая 2007 г., УПК, ГПК, ХПК и другие нормативные правовые акты, в том числе при­казы и указания Генерального прокурора Республики Беларусь.

Как государственный орган, прокуратура в респуб­лике была учреждена 26 июня 1922 г. Положением о про­курорском надзоре, утвержденным третьей сессией ЦИК ССР Белоруссии. Однако фактически институт прокуратуры действовал уже с января 1922 г. (в лице органов охраны революционной законности; прокуро­ров кассационного трибунала, революционного трибунала и товарищей прокуроров)". На прокуратуру воз­лагалось осуществление ряда функций, которые в це­лом сохранились за ней до настоящего времени.

Органы прокуратуры первоначально не имели ор­ганизационной самостоятельности и долгое время (до 1936 г.) находились в составе Народного комисса­риата юстиции БССР. Народный комиссар юстиции од­новременно являлся Прокурором Республики.

В дальнейшем, в связи с образованием СССР, происходит процесс централизации органов прокурату­ры. В 1923 г. учреждается и по 1933 г. действует Прокура­тура Верховного Суда СССР, затем — в июне 1933 г. образовывается Прокуратура ССР, осуществлявшая общее руководство деятельностью прокуратур союзных республик. В 1936 г. органы прокуратуры союзных и ав­тономных республик выделяют из структуры соответ­ствующих наркоматов юстиции и передают в подчине­ние Прокуратуре СССР.

Вплоть до распада СССР прокуратура БССР остава­лась составной частью единой и централизованной сис­темы органов Прокуратуры СССР. Ее организация и деятельность регулировалась Положением о Прокурор­ском надзоре в СССР, утвержденным 24 мая 1955 г., а затем Законом о прокуратуре СССР от 30 ноября 1979 г. С распадом СССР была образована Прокуратура Рес­публики Беларусь. 29 января 1993 г. был принят Закон «О Прокуратуре Республики Беларусь», который дей­ствовал до 1 июня 2007г., вплоть до вступления в дей­ствие с 1 июня 2007 г. Закона «О Прокуратуре Респуб­лики Беларусь» от 8 мая 2007 г.

Наши рекомендации