Методические рекомендации к подготовке ВКР

I. Введение – ключевой элемент ВКР, представляющий собой замысел исследования, его стратегию и аналитический инструментарий, отражающий четкое видение выпускником заявленной научной проблематики и научно-практической значимости проводимого исследования.

Во введении должно содержаться обоснованиеактуальности избранной темы, т.е. ответ на вопрос – насколько данная проблема значима и важна для управленческой науки и практики. Объяснение должно быть конкретным, четким, логичным и хорошо аргументированным. Необходимо также выявить научную новизну исследования и представленность изучаемой проблемы в мировой и отечественной науке.

Введение должно включать обзор научной литературы, так или иначе затрагивающей избранную тему с определением степени ее важности и ценности для ВКР. Студент должен избегать подробного и детального описания каждой литературной единицы. На основании отобранных критериев, студент разбивает литературу на группы, сопровождая классификацию небольшим резюме – для чего, зачем и какие аспекты проблемы выявляет тот или иной пласт материалов. Аналитический обзор литературы рекомендуется начинать с работ общего характера, затем переходя к исследованиям частным, специальным. Необходимо отметить вклад каждого автора в изучение избранной темы. По итогам анализа литературы следует указать, насколько полно исследована данная проблема, какие вопросы остались нерешенными или решены неверно, что еще предстоит сделать.

Введение может содержать характеристику понятий, используемых автором. Эта характеристика предполагает определение круга ключевых дефиниций (определений, терминов, категорий), используемых в ВКР, и описание их содержания. При этом, из всего многообразия трактовок одного и того же понятия, студент должен выбрать интерпретацию, максимально приближенную к целям и задачам ВКР.

Важной частью введения является описание и определение объекта и предмета исследования. Объект – это общая научная проблема, имеющая широкие рамки; предмет – это конкретизация, уточнение, подробное раскрытие какого-либо аспекта / аспектов объекта.

Например:

Тема – Отраслевая система оплаты труда: оценка эффективности (на примере учреждений образования Пермского края).

Объект: система оплаты труда работников бюджетных учреждений.

Предмет: результаты внедрения отраслевых систем оплаты труда в бюджетных учреждениях Пермского края.

Следующим важным шагом работы над введением ВКР является постановка цели и задачисследования. Студент определяет единую, генеральную цель, отвечающую заявленной проблеме, исходя из вопроса – зачем он изучает тот или иной объект и, что он должен сделать для раскрытия проблемы. В постановке цели рекомендуется использовать формулировки, которые демонстрируют завершенность исследования и показывают, что достигнут желаемый результат – «выявлено», «охарактеризовано», «раскрыта суть», «определена» и т.п.

Впоследствии цель разбивается на несколько логических задач, решение которых пошагово позволяет достичь установленную цель, отражая при этом логику последовательного анализа. Задачи должны быть взаимосвязаны с целью и друг с другом. Как правило, число задач соответствует количеству глав.

Например:

Цель: оценка эффективности отраслевой системы оплаты труда и определение результатов ее внедрения в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального и начального профессионального образования Пермского края.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

а) выявить предпосылки и причины перехода к новым системам оплаты труда работников бюджетных учреждений;

б) охарактеризовать правовые основы внедрения новых систем оплаты труда на федеральном и региональном уровнях;

в) определить критерии эффективности отраслевой системы оплаты труда;

г) определить этапы и основные результаты внедрения отраслевой системы оплаты труда в Пермском крае.

Во введении могут быть указаны пространственные (географические) и временные (хронологические) рамки исследования, при этом они должны быть обоснованы.

Выбор методологии исследования. Под методологией, прежде всего, понимается теория, концепт, парадигма или совокупность теоретических подходов, с помощью которых осуществляется анализ объекта и предмета исследования. Методология позволяет структурировать алгоритм исследования, поместив объект в когнитивные рамки, очерчивающие круг понятий, принципов, закономерностей. Методология должна выступать в качестве эффективного механизма, способствующего более полному и глубокому осмыслению научной проблемы, установлению причинно-следственных связей. При выборе методологии студент может опираться на знания, полученные им в ходе освоения учебных дисциплин общепрофессионального цикла. При этом, избрав методологию, студенту необходимо описать особенности данной теории или совокупности подходов, применительно к заявленному им объекту исследования – какие категории данной теории/теорий он использует и для чего, в чем преимущества данной теории / теорий и т.п.

Например:

Тема – Управление инвестиционной привлекательностью муниципальных образований на примере Чайковского и Пермского муниципальных районов.

Методологической базой исследования является ситуационная модель «путь-цель» Т. Митчела и Р. Хауса. В целом ситуационный подход основывается на том, что эффективность управления определяется уникальностью ситуации как в самом муниципальном образовании, так и в окружающей его среде (регионе, стране). Ситуационный подход предполагает, что хотя общий процесс привлечения инвестиций в исследуемые муниципальные образования одинаков, тем не менее специфические методы и приемы могут значительно варьироваться и играть если не основополагающую, то по крайней мере весьма важную роль. Ситуационная модель «путь-цель» Т. Митчела и Р.Хауса подразумевает, что руководитель, в данном случае органа местного самоуправления может повлиять на принятие решения инвестора о размещении капитальных вложений в пользу выбора собственного муниципалитета, воздействуя на решающие аргументы (составляющие инвестиционной привлекательности).

Выбор методов исследования. Метод – конкретный способ достижения цели, который помогает в раскрытии отдельных (но не комплексных, как методология) свойств, аспектов и сторон заявленной научной проблемы. Как правило, при написании ВКР используется несколько методов – как количественных (статистические, математические), так и качественных (эталонный, аналогий, сравнение, контент-анализ и др.).

Характеристика источников. В данной части введения студент должен провести анализ источников (т.е. – первичной информации), привлекаемых им для анализа объекта, с последующей классификацией таких источников по видам (нормативные правовые документы, статистические данные, экспертные интервью, мемуары / автобиографии, программы / уставы политических партий, социологические материалы, блоги государственных служащих и политических деятелей, справочные издания (словари, энциклопедии) и т.п.). Анализ каждой группы источников должен проводиться по следующему алгоритму:

- значение данной группы источников в решении поставленных перед исследователем задач, возможность изучения конкретных проблем с помощью анализа источников данной группы;

- особенность информации, содержащейся в источниках данной разновидности (влияние социально-экономических и политических условий, характера самого документа, автора и т.д.);

- оценка полноты информации, заключенной в источниках этой группы, какими источниками других привлекаемых в исследовании групп возможно дополнить эту информацию;

- наиболее важные источники этой группы для данного исследования.

В конце введения желательно раскрыть структуру ВКР, т.е. дать перечень ее основных структурных элементов.

II. Основная часть ВКР. Выпускная квалификационная работа может состоять из нескольких глав, каждая из которых имеет относительно самостоятельное значение. Глава, как правило, начинается с постановки проблемы (или части проблемы, обозначенной во введении). Изложение изученного материала должно быть последовательным, логически стройным, ясным, лишенным повторений. Желательно избегать перегруженности цифрами, цитатами, именами. Приводимые в тексте цифры, факты и цитаты должны в обязательном порядке сопровождаться ссылками на источники или литературу. Не рекомендуется цитировать очень большие фрагменты текста. Не следует, приведя одну цитату, сразу же давать другую. Каждая глава должна содержать выводы по данной части работы.

Общие требования к цитированию:

1. Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.

2. Пропуск слов, предложений, абзацев при цитировании допускается без искажения цитируемого текста и обозначается многоточием.

3. Каждая цитата сопровождается ссылкой на источник.

4. При непрямом цитировании (при пересказе, изложении мыслей других авторов своими словами) следует быть предельно точным в передаче мыслей автора и корректным при оценке излагаемого, а также давать соответствующие ссылки на источник.

5. Цитирование не должно быть избыточным (чтобы не возникло впечатления компилятивности) и недостаточным (чтобы не снизилась научная ценность излагаемого материала).

III. Заключение ВКР:

В заключении должны быть представлены итоговые результаты исследования, сформулированы выводы по работе в целом. Они должны быть соотнесены с общей целью и конкретными задачами, заявленными во введении. В общих выводах по работе не рекомендуется повторять выводы по главам. В заключении должны содержаться также рекомендации по практическому и научному применению результатов работы. Объем заключения не должен превышать 5-8 страниц.

Правила оформления ВКР:

Текст работы должен быть подготовлен машинописным способом (с помощью компьютерного набора и распечатки на принтере с одной стороны) на стандартных листах белой бумаги (формат А4). Шрифт – Times New Roman, кегль – 14, интервал – 1,5. Страницы работы должны иметь поля: левое – 3 см, правое – 1 см, верхнее и нижнее – 2,5 см.

Оглавление, введение, все главы, заключение, а также приложения печатаются с новой страницы. Они должны иметь заголовок, который оформляется прописными буквами по центру симметрично текста. Точки в конце заголовков не ставятся. Расстояние между заголовком и текстом составляет 2 интервала.

Все страницы работы, включая иллюстрации и приложения, нумеруются по порядку с титульного листа до последней страницы без пропусков, повторений. Первой страницей считается титульный лист, который не нумеруется. Порядковый номер ставится в середине нижнего поля страницы.

Графические материалы (схемы, рисунки, фотографии, диаграммы, графики) следует размещать только после ссылки на них в тексте. Любые карта, график или диаграмма обозначаются сокращением «Рис.» (обозначающим слово «рисунок»), после которого указывается его сквозной порядковый номер (первая цифра – номер главы; вторая цифра – собственно номер рисунка по порядку в самой работе), название (отражает его содержание) и экспликация (объяснение), если это необходимо. Если в работе приводится один рисунок, то его номер не указывается. Если рисунок скопирован с какой-либо иной работы, то на нее необходимо сделать ссылку. Для цифровых и буквенных значений элементов указывается их размерность. Подписи к рисунку набираются кеглем 12, меньшим, чем основной текст, полужирным курсивом (расположение – по центру). Точка в конце наименования рисунка не ставится.

Небольшие таблицы (не более формата А5) помещают внутри текста сразу после ссылки на них. При этом расстояние между текстом и таблицей сверху и снизу должно быть не менее 1,5 интервала. Таблицы большего формата, но не более А4, помещают на отдельной странице. Иные громоздкие табличные формы включают в приложения. Таблицы формата А4 могут располагаться как по горизонтали, так и по вертикали. Все таблицы выполняются компьютерными редакторами кеглем 12 – меньшим, чем основной текст.

Любая таблица имеет свои нумерационный и тематический заголовки, отражающие ее местонахождение в тексте и основное содержание данных. Нумерационный заголовок таблицы состоит из двух цифр: первая обозначает главу (раздел) работы, вторая – собственно порядковый номер таблицы в данной главе (разделе). Нумерационный и тематический заголовки таблицы располагаются в разных строках друг под другом.

Список источников и литературы.

1. В списке выделяются следующие основные разделы:

2. Источники

3. Литература (исследования указываются в алфавитном порядке по фамилиям авторов или по названиям заглавий работ).

4. Издания на иностранных языках приводятся после списка публикаций на русском языке.

Для удобства при чтении работы и соблюдения ее объема наиболее громоздкие таблицы, графические материалы и картографическая информация могут быть вынесены в приложение, которое помещается в самом конце работы и отделяется от нее листом бумаги формата А4, где по сере-дине и в центре листа обозначено «ПРИЛОЖЕНИЯ» без кавычек (прописные буквы, полужирный шрифт, кегль 14).

На каждое приложение в тексте работы обязательно должна быть ссылка. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и нумероваться по порядку арабскими цифрами. В правом верхнем углу листа печатается «Приложение» с прописной буквы и указывается его номер.

Оформление библиографических ссылок в тексте ВКР соответствует указанным выше ГОСТам:

1. Подстрочные ссылки располагаются на каждой странице.

2. Нумерация ссылок – сквозная (единая нумерация на протяжении всего текста).

3. Сноски оформляются шрифтом Times New Roman, кегль – 12, интервал – одинарный.

4. Обязательными элементами библиографического описания являются сведения о выходных данных, т.е. указание места издания – города, в котором находится издательство или издающая организация. Название города не сокращается, за исключением Москвы (М.), Санкт-Петербурга (СПб.) и его прежних названий (Петербург - Пб., Петроград – Пг., Ленинград – Л.). Названия остальных городов пишутся полностью (Пермь, Екатеринбург, Самара и т.д.)

5. Обязательным является указание года издания в выходных данных, которое отделяется от предшествующих сведений запятой (М., 2008; СПб., 2011).

6. Первичная и повторная ссылка на одно и то же произведение на одной странице выглядит следующим образом:

1. Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление. М., 2004. С. 56.

2. Там же. С.85.

Повторные ссылки на это же произведение на последующих страницах могут выглядеть так:

Глазунова Н. И. Указ. соч. С. 68.

или:

Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление ... С. 68.

7. Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому документу, то в начале ссылки приводят слова: «Цит. по: » (цитируется по), «Приводится по: », с указанием источника заимствования.

Например:

Цит. по: Флоренский П. А. У водоразделов мысли. М., 1990. Т. 2. С. 27.

8. В тех случаях, когда мысль автора приводится не дословно и, следовательно, не в кавычках, ссылки на источник предполагают употребление сокращенного слова «Смотри» – См.

Например:

См.: Рейтинг субъектов РФ по уровню внедрения Электронного правительства на 1 апреля 2011 года [Электронный ресурс] // ГосМенеджмент. URL: http://www.gosman.ru/electron?news=13777 (дата обращения: 20.01.2012).

9. Название сборника статей или журнала дается после двух косых линий (//), отделяющих от него фамилию и инициалы автора и название статьи.

Например:

Сморгунов Л.В. Сравнительный анализ административных реформ в западных странах // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2000. № 1. С. 47.

10. Ссылки на нормативно-правовые акты имеют следующий вид:

О саморегулируемых организациях: федеральный закон от 01.12.2007 г. № 315-Ф3 // Российская газета. – 2007. – 6 дек.

11. Библиографическое описание web-страницы включает следующие обязательные элементы: автор; заглавие страницы; указание типа документа; электронный адрес (URL); дата обращения.

Например:

Качанов Ю. Л. Социология и государство: к вопросу о легитимных практических схемах // Sociologos [Электронный ресурс]. URL: http://sociologos.narod.ru/textes/katchanov/Katchanov2.htm (дата обращения: 25.02.2012).

12. Ссылки на экспертное интервью, проводимое лично автором:

Экспертное интервью с руководителем департамента государственного управления Администрации губернатора Пермского края Я.В. Дорофеевой // Из личного архива автора (03.02.2012).

Фамилии, названия учреждений и другие имена собственные в тексте ВКР приводят на языке оригинала. Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия учреждений в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании) оригинального названия. Имена следует писать в следующем порядке: фамилия, имя, отчество или – фамилия, инициалы через пробелы, при этом не допускается перенос инициалов отдельно от фамилии на следующую строку.

Сокращение русских слов и словосочетаний в тексте ВКР выполняется по ГОСТ Р 7.0.12-2011, сокращение слов на иностранных европейских языках – по ГОСТ 7.11-2004.

Не допускаются сокращения следующих слов и словосочетаний: «так как», «так называемый», «таким образом», «так что», «например». Если в ВКР принята особая система сокращения слов и наименований, то перечень принятых сокращений должен быть приведен в структурном элементе ВКР «Определения, обозначения и сокращения».

В тексте ВКР, кроме общепринятых буквенных аббревиатур, допускается использовать введенные их авторами буквенные аббревиатуры, сокращённо обозначающие какие-либо понятия из области управленческой науки. При этом первое упоминание таких аббревиатур указывается в круглых скобках после полного наименования, в дальнейшем они употребляются в тексте без расшифровки.

Текст ВКР должен быть переплетен либо скреплен пружиной.

Подготовка и защита ВКР

Подготовка и защита ВКР состоит из следующих этапов:

1) определение темы ВКР,

2) организация работы над ВКР,

3) предзащита,

4) допуск к защите,

5) защита ВКР,

6) передача ВКР и сопутствующей документации на хранение.

1) Тематика ВКР по направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата) утверждается Советом историко-политологического факультета.

Темы ВКР определяются кафедрой государственного и муниципального управления. Студенту может предоставляться право выбора темы ВКР, вплоть до предложения своей тематики с необходимым обоснованием целесообразности её разработки. Закрепление за студентом темы ВКР производится по его личному письменному заявлению (приложение 2), представлению заведующего кафедрой государственного и муниципального управления и оформляется распоряжением декана историко-политологического факультета в течение месяца со дня доведения до сведения студентов тем ВКР. Для подготовки ВКР заведующим кафедрой государственного и муниципального управления студенту назначается руководитель и, при необходимости, консультанты.

2) Организация работы над ВКР

В соответствии с выбранной студентом и утвержденной на Совете историко-политологического факультета темой выпускной квалификационной работы руководитель выпускной квалификационной работы по­могает студенту составить план работы над ВКР, контролирует его выполнение, осуществляет консультирование студента, дает заключение о возможности представления работы к защите (отзыв руководителя ВКР – Приложение 3).

3) Предзащита ВКР

1) Организуется кафедрой государственного и муниципального управления не позднее чем за месяц-полтора до защиты.

2) Предзащита проводится в форме предварительного прослушивания студента по теме.

3) Решается вопрос о предварительном допуске студента к защите ВКР.

4) Допуск к защите ВКР:

1. Законченная выпускная квалификационная работа распечатывается и подписывается студентом; представляется вместе с электронной версией руководителю ВКР. Руководитель проверяет ВКР на объем заимствований через систему «Антиплагиат». Наличие в ней менее 75 % оригинального текста ведет к рекомендации неудовлетворительной оценки. Если после проверки ВКР в системе «Антиплагиат» работа содержит от 75 % оригинального текста и более, она допускается к защите.

2. Обучающийся предоставляет выполненную выпускную квалификационную работу руководителю в срок, не позднее, чем за 2 недели до даты защиты.

Декан факультета своим распоряжением имеет право не допустить обучающегося к прохождению государственного итогового испытания в форме защиты выпускной квалификационной работы в случае нарушения обучающимся требований к срокам выполнения выпускной квалификационной работы.

Основание: приказ № 1194 от 12 декабря 2016 г. «О введении в действие Положения о порядке проведения государственной итоговой аттестации».

3. Затем ВКР проходит проверку на соответствие требованиям, прописанным в настоящих методических рекомендациях (п. 7) сотрудником кафедры, осуществляющим нормоконтроль.

4. После прохождения ВКР нормоконтроля руководитель ВКР размещает электронную версию работы и своего отзыва в ЕТИС ПГНИУ. Выпускная квалификационная работа в бумажном варианте и письменный отзыв руководителя предоставляются ответственному представителю кафедры.

4. Работа с отзывом хранится на кафедре до дня защиты.

5) Защита ВКР

К прохождению государственных аттестационных испытаний допускается обучающийся, не имеющий академической задолженности, в полном объеме выполнивший учебный план или индивидуальный учебный план по соответствующей образовательной программе высшего образованияпо направлению подготовки 38.03.04 «Государственное и муниципальное управление» (уровень бакалавриата), разработанной в ПГНИУ в соответствии с требованиями ФГОС ВО.

Допуск оформляется распоряжением декана факультета, реализующего ОП, за 6 рабочих дней до даты государственного аттестационного испытания.

Для подготовки выпускной квалификационной работы не позднее, чем за 5 месяцев до дня защиты выпускной квалификационной работы, приказом ректора закрепляется руководитель выпускной квалификационной работы из числа работников университета

Защита ВКР проводится на открытом заседании ГЭК с участием не менее 2/3 ее состава, а также всех желающих. Общее время работы комиссии по защите одной ВКР – не более 30 минут.

ГЭК возглавляет председатель, который организует и контролирует деятельность по процедуре защиты, обеспечивает единство требований, предъявляемых к выпускникам. Защита ВКР каждым студентом оформляется протоколом заседания ГЭК по защите ВКР.

Порядок защиты ВКР

1) перед началом заседания ГЭК всем его членам раздается сводная информация об аттестуемых, защита ВКР которых запланирована на данном заседании;

2) секретарь ГЭК передает ВКР вместе с отзывом руководителя председателю ГЭК, который доводит до сведения членов ГЭК и присутствующих тему ВКР, фамилию, имя, отчество аттестуемого и фамилию, имя, отчество руководителя;

3) представление выпускником ВКР (7-15 минут). Допускается использование презентации ВКР в формате Power Point;

4) вопросы членов ГЭК и присутствующих к автору ВКР (вопросы должны быть связаны с темой защищаемой работы, кратко и четко сформулированы);

5) ответы аттестуемого на эти вопросы;

6) председательствующий объявляет об окончании защиты ВКР.

Если комиссия принимает решение о том, что выпускник работу не защитил, то соответствующие записи делаются в протоколе заседания ГЭК.

Повторная защита ВКР проводится не ранее, чем через 10 месяцев и не позднее чем через пять лет после срока проведения государственной итоговой аттестации, которая не пройдена обучающимся. Повторная защита ВКР не может назначаться более двух раз. При повторном прохождении государственной итоговой аттестации по желанию обучающегося ему может быть установлена иная тема выпускной квалификационной работы.

Обучающиеся, не прошедшие защиту ВКР в связи с неявкой на государственное аттестационное испытание по неуважительной причине или в связи с отрицательным результатом защиты, отчисляются из ПГНИУ с выдачей справки об обучении как не выполнившие обязанностей по добросовестному освоению образовательной программы и выполнению учебного плана.

Лицам, не проходившим защиту ВКР по уважительной причине (по медицинским показаниям или в других, документально подтвержденных, исключительных случаях), предоставляется возможность защитить ВКР без отчисления из университета в течение 6 месяцев после завершения государственной итоговой аттестации. Обучающийся должен представить в организацию документ, подтверждающий причину его отсутствия.

После защиты секретарь ГЭК передаёт ВКР и сопутствующую документацию на хранение в методический кабинет кафедры государственного и муниципального управления. ВКР регистрируются в журнале регистрации и хранятся в фондах кафедры в течение 5 лет согласно утвержденной номенклатуре дел, по истечению которых передаются по акту в архив ПГНИУ.

Критерии оценивания.

Результаты защиты обсуждаются на закрытом заседании ГЭК и оцениваются простым большинством голосов членов комиссии, участвующих в заседании. При оценивании ВКР учитывается отзыв руководителя ВКР. При равном числе голосов мнение председателя является решающим.

Результаты защиты ВКР определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», или устанавливается факт отрицательного результата защиты. Итоги защиты объявляются в тот же день после оформления в установленном порядке протоколов заседаний ГЭК и зачетных книжек.

При оценке ВКР могут быть приняты во внимание публикации, отзывы сторонних экспертов по тематике исследования.

Общие критерии оценки ВКР:

1) обоснованность актуальности темы исследования, соответствие содержания теме, полнота ее раскрытия;

2) уровень осмысления теоретических вопросов и обобщения собранного материала, обоснованность и четкость сформулированных выводов;

3) четкость структуры работы и логичность изложения материала, методологическая обоснованность исследования;

4) комплексность использования методов исследования, их адекватность задачам исследования;

5) эффективность использования избранных методов исследования для решения поставленной проблемы;

6) владение научным стилем изложения;

7) научная новизна, практическая значимость результатов исследования;

8) соответствие формы представления ВКР всем требованиям, предъявляемым к оформлению работ;

9) орфографическая и пунктуационная грамотность;

10) качество устного доклада, свободное владение материалом ВКР;

11) глубина и точность ответов на вопросы, замечания и рекомендации во время защиты работы.

Все организационные процедуры, связанные с защитой выпускной квалификационной работы, оговорены в Приказе Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 июня 2015 года N 636 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (с изменениями от 28 апреля 2016 года)».

Приложения

Приложение 1

Пример оформления титульного листа

Наши рекомендации