Этапы появления PR профессии
СО в современном мире
Связи с общественностью (СО) являются дисциплиной, которая соединяет в себе как социологические, так и экономические аспекты. Основная задача СО заключается в налаживании отношений между различными аудиториями, зачастую противоположными по своим интересам и задачам. В начале ХХ столетия коммуникативной функции не уделялось достаточного внимания, а ее реализация считалась абсолютно естественной вещью. Однако уже в 1913 г. американский экономист Томас Вейл пришел к выводу, что «компании могут жить и развиваться только с согласия их аудитории». Так зародились связи с общественностью — коммуникативная наука, изучающая различные социальные группы и их представления о том или ином явлении. При этом следует отметить, что СО не просто исследует явления и их общественную природу, но и создает методы, позволяющие скорректировать ситуацию в зависимости от намеченных целей.
Сегодня предметом связей с общественностью как науки являются:
· особая область деятельности (поведение людей в реальных социально-экономических процессах);
· коммуникационные процессы (принятие решений в сфере коммуникативного пространства, социально-психологическая деятельность);
· функции менеджера по связям с общественностью (создатель концепции управления коммуникативной сферой, инициатор, организатор, эксперт, консультант, принимающий решения);
· структура его профессиональных качеств (коммуникативность, лидерство, ответственность, гибкость мышления, высокая общая культура).
Целью связей с общественностью как науки является разработка и применение на практике различных подходов и методов, обеспечивающих установление взаимоотношений между различными социальными группами, основанных на информированности и, как следствие, доверии.
Подходы к определению PR
Эдвард Бернайз : пиар как деятельность управления известностью.
Сэм Блэк: пиар как искусство и науку достижения гармонии посредствам взаимопонимания.
Шишкина Марина «Связи с общественностью как соиальной институт»: формирование эффективной системы коммуникаций социального субъекта с его общественностью, обеспечивающий оптимизацию социальных взаимодействий со значительными для него сегментами среды.
Чумиков: пиар – это бит информационного бизнеса.
СО – система информационно-аналитических действий (обеспечение реализации целей субъекта управления на основе честного и уважительного отношения к общественности).
История возникновения PR как вида деятельности
1913 г. американский экономист Томас Вейл пришел к выводу, что компании могут жить и развиваться только с согласия их аудитории.
Связь с общественностью – коммуникативная наука, изучающая связь с общественностью.
Технологии пиар обеспечивают адаптацию организации к меняющимся условиям внешней среды, обеспечивая ее дальнейшее развитие.
СО – система информационно-аналитических действий (обеспечение реализации целей субъекта управления на основе честного и уважительного отношения к общественности)
Цели СО:
1.всестороннее разъяснение существующих социально-экономических проблем.
2.создание положительного образа субъекта управления.
3.обеспечение благоприятной социальной атмосферы.
4.завоевание и сохранение высокого авторитетного менеджмента для принятия решений.
5.создание доверительных отношений к явлению, личности или проекту.
Предметом СО как науки:
1.особая область деятельности (поведение людей в реальных социально=экономических процессов).
2.коммуникационный процесс (принятие решений в сфере коммуникативного пространства)
3.функции менеджера по СО.
4.структура его профессиональных качеств.
Этапы появления PR профессии
1)Эра манипулирования: начало 19в.
На начальном этапе его существ-я СО носили скорее политический характер. Основной задачей СО было разъяснение действий различных политич институтов, направленное на повышение лояльности в национальном масштабе. Данный период отличался односторонней коммуникацией. Это означает, что работа с общественностью предполагала не установление диалога, а информирование о деятельности правительства.
2)Эра информирования: начало 20в.
В этот период в общественной жизни США происходят серьезные изменения, что отражается и на характере деятельности в сфере СО. Крупные промышленники США на тот момент не стремились к установлению диалога с общественностью. Развитие экономики США на тот момент характеризовалось возникновением крупных предприятий. Интересы общ-ва в большинстве случаев не принимались в расчет, главная цель – извлеч-е прибыли. Именно в данным момент на внутр арене США появляется группа журналистов, занимающихся поиском фактов и преданию их широкой общественной огласке. Как рез-т представители крупных компаний начинают более активно использовать пресс-агентов, чтобы объяснить точку зрения компании или представляющих ее лиц. Однако, в данный период, коммуникация по-прежнему выстраивалась в одностороннем порядке. Общественность не вовлекалась в диалог, главной задачей являлось информирование.
3)Эра убеждения: середина 20в.
Коммуникационный процесс перестает быть односторонним, постепенно налаживается диалог. СО начинают рассматриваться, как наука и искусство управления, появляются первые профессиональные объединения.
4)Эра взаимовлияния
Деятельность СО, на данном этапе направлена на выстраивание отношений взаимопонимания и сотрудничества, а также на разрешение кризисных и конфликтных ситуаций. Коммуникационный процесс двусторонний, возрастает кол-во используемых коммуникационных каналов, что связано в т.ч. и с технических прогрессом. СО используются на разных ур-нях: международном, национальном, региональном и локальном. В каждой крупной компании, в этот период, присутствует отдел по СО. В малом и среднем бизнесе отдел заменяется менеджером по СО.