Фома Аквинский (1225-1274) - ср.век. ученый-богослов, попытался синтезировать учения Аристотеля о государстве с христ., церковными канонами.
Государство – порождение не греха, а результат общественной природы человека, наделенного свыше свободной рациональной волей. Цель гос-ва - «общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни человека и приближении его спасения. Но оговаривает, что подчинение человека человеку должно иметь место только относительно телесных действий, а во внутренних движениях души человек должен повиноваться только Богу. Лучшая форма правления - монархия.
Гл. вывод в полит. учении Аквинского - необходимость подчинения светской власти владычеству церкви, ибо последней принадлежит забота о конечной цели – цели спасения.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИДЕИ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ.
Никколо Макиавелли (1469-1527) «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «История Флоренции» и др.
Люди в целом неблагодарны, лживы, лицемерны, малодушны, алчны и дурны. Поэтому тот, кто хочет добиться успеха в политике, не может руководствоваться в своих поступках только законами нравственности; часто он просто вынужден поступать дурно. Государь должен обладать силой духа и творить добро, насколько это возможно, и зло – насколько это необходимо. В основе политического поведения лежит выгода и сила: необходимо уподобиться лисице, чтобы обходить капканы, и льву – чтобы отпугивать волков. Смелость, гибкость и самоуверенность – вот составляющие политического успеха.
Власть - необходимое средство для достижения общего блага, т.е. стабильности и единства государства, не благо отдельных людей, а общественное благо делает государство великим, будь то республика или монархия.
Жан Боден (1530-1596) «Шесть книг о государстве» - первым дал толкование суверенитета как важнейшего признака государства. Суверенитет– это высшая власть над обществом, не ограниченная законом.
Государство произошло из насилия: сильнейшие становятся господами. Суверенитет вечен и неделим, его существенными признаками является власть издавать и изменять законы без чьего-либо согласия; а также право суда в последней инстанции; право войны и мира; право чеканки монеты и др. Суверенитет принадлежит королевской семье и должен передаваться по праву наследования.
ПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ
Гл. в этот период - десакрализация гос-ва и становление идей естественного права.
Томас Гоббс (1588-1679). Человек - существо разумное, но эгоистичное, наделенное сильными «естественными» страстями (властолюбие, корыстолюбие, чувственные желания), что влечет его к соперничеству, раздорам, вражде, мести: это – «война всех против всех». Для обеспечения мира и безопасности необходимо создание единой власти, превышающей власть индивидов. Гос-во основывается на договоре, признающем полит. власть, полное и всеобщее повиновение власти, чтобы покончить с хаосом естественного состояния. | Джон Локк (1632-1704) люди - добрые и разумные существа. Гос-во - логическое развитие природ-ного состояния, устраняющее его недостатки при помощи беспристраст-ного суда, правительственного авторите-та и справедливых законов. Люди добровольно соглашаются и учреждают государство для обеспечения естественных прав и справедливого правосудия. Они отказываются от своей свободы лишь настолько, насколько это нужно для достижения цели охранения свободы и собственности. |
Ш.-Л. Монтескье (1689-1755) - классик фр. полит. мысли, основатель европейского конституционализма. Его главная книга «О духе законов» (1748) была признана современниками самым выдающимся произведением 18 в. Гл. тема его полит.теории: политическая свобода – это не вседозволенность, а право делать лишь то, что дозволено законами.
Форма гос-ва должна соответствовать величине страны, гео-климатич. условиям, образу жизни, нравам, религии и др. Небольшие государства должны быть республиками, государства ср. величины – монархиями, а большие государства – деспотиями.
Свобода там, где правит закон и нет злоупотреблений властью. Необходимо разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать и дополнять друг друга.
Ж.-Ж Руссо (1712-1778) «Об общественном договоре». Предложил концепцию, корпоративной демократии: «Все люди от природы добры и только из-за общественных институтов становятся дурны». Цивилизация - продукт чел. разума, - принесла людям только зло, породив своекорыстие и погоню за собственностью.
Предлагает модель гос. устройства, где заключается обществ. договор, когда каждый отдает себя и все свои права в пользу всего общества, становясь нераздельной его частью. Возникает «общественный человек», т.е. гражданская община, основанная на принципе народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Только так можно согласовать сохранение свободы с требованиями общежития: человек не лишается свободы, ибо подчиняясь целому, т.е. общей воле, соучастником которой он является, он, в сущности, подчиняется самому себе.
Для эффективного действия общей воли необходимы условия: социальное и политическое равенство, единство (для поддержания которого необходимо принуждение и прямое народное правление. Т.е. народ не должен передавать законодательную власть индивиду или группе, действующих в его интересах, выступил против представительной формы демократии.
Джон Локк (1632-1704), «Два трактата о правлении» (1690), «Письма о терпимости» (1685) – подвел итог «Славной революции» 1688г., закрепившей путь эволюционного развития британской политической системы. Считается теоретиком парламентской демократии, разработавшим принципы конституц. ограничения абс. власти.
Локк, как и Гоббс, исходит из понятия природного (естественного) состояния, но в диаметрально противоположном смысле: это дополитическое состояние, в котором люди жили в мире, будучи добрыми и разумными существами. «Естественное общежитие» основано на принципах равенства и обладания естественными правами, в т.ч. право на жизнь, на невмешательство окружающих, свобода от какой бы то ни было вышестоящей власти. В естественном состоянии люди руководствовались только законом природы, т.е. разумом, а также правом собственности, мерой которой являлся труд человека.
Государство и власть, по Локку, возникают как логическое развитие природного состояния, устраняющее его недостатки при помощи беспристрастного суда, правительственного авторитета и справедливых законов. Люди добровольно соглашаются образовать политическое сообщество и учреждают государство в целях обеспечения естественных прав и справедливого правосудия: они отказываются от своей свободы лишь настолько, насколько это нужно для достижения цели охранения свободы и собственности. Поэтому власть получает лишь столько прав, сколько требуется для общего блага, т.е. для охранения личности и имущества граждан. При нарушении этих условий договора со стороны государства члены гражданского общества вправе его расторгнуть и установить новую законодательную и исполнительную власть.
Считал наиболее безопасной для свободы индивида представительную демократию, т.е. правление при помощи законодательной деятельности народных избранников, на выборах периодически отчитывающихся перед избирателями.
Локку принадлежит заслуга разработки теории разделения властей. Приоритет отдается законодательной власти, исполнительная власть должна только реализовывать законы, принятые парламентом, не навязывая собственных правил, независимых от его воли. Судебная власть растворялась в исполнительной:
Так, в отличие от Гоббса, Локк, поставив в центр своей политико-философской концепции личность, ее права и свободы, отдает ей приоритет перед государством и обществом: государство не может быть могущественнее личности, ибо личности образуют общество, а государство, в свою очередь, является функцией общества.
Фр. мыслитель Ш.-Л. Монтескье (1689-1755). Его гл. книга «О духе законов» (1748) была признана современниками самым выдающимся произведением 18 в., а ее автор стал одним из авторитетнейших классиков политической мысли, прежде всего, в качестве основателя европейского конституционализма.
Гл. тема всей полит. теории Монтескье – политическая свобода, которая не есть вседозволенность, а право делать то, что дозволено законами. Поэтому что именно потребность людей в общих законах обусловила в свое время необходимость возникновения государства.
По его мнению, на выбор формы правления и характер законов влияет целый ряд факторов: величина страны, географические и климатические условия, а также образ жизни, нравы, религия и др. Так, небольшие государства должны быть республиками, государства средней величины – монархиями, а большие государства – деспотиями.
Он различает три формы правления: монархия, республика (демократическая или аристократическая) и деспотия (правление, где отсутствуют политическая свобода и законы). Подчеркивал, что государства следует различать не только по внешним проявлениям, но, прежде всего, в соответствии с доминирующим принципом (т.е. нравственным началом!), который они выражают, и разрушение которого ведет к гибели государства.
Свобода там, где правит закон, а не люди, т.к. человек по своей природе склонен злоупотреблять властью. Поэтому свобода может быть гарантирована только лишь разделением властей на законодательную, исполнительную и судебную, с тем, чтобы различные власти могли взаимно сдерживать и дополнять друг друга. Теория Монтескье, была почти буквально воспринята отцами-основателями США и легла в основу американского конституционализма.
Др.фр. философ Жан-Жак Руссо (1712-1778) - радикально-демократическое направление политич. мысли, противник англ. парламентской системы, и в трактате «Об общественном договоре» (1762) изложил свою концепцию, которую можно назвать теорией корпоративной демократии
«Все люди от природы добры и только из-за общественных институтов становятся дурны». Цивилизация - продукт человеческого разума, принесла людям только зло, породив своекорыстие и погоню за собственностью.
Разрабатывает модель общественного устройства, где человек связан с себе подобными, и вместе с тем сохраняет в неприкосновенности первобытную свободу и данные ему природой права. С этой целью заключается общественный договор, когда каждый отдает всецело себя и все свои права в пользу всего общества, становясь нераздельной частью этого целого: возникает «общественный человек», т.е. гражданская община, основанная на принципе народного суверенитета как власти, направляемой общей волей. Только так можно согласовать сохранение свободы с требованиями общежития: человек не лишается свободы, ибо подчиняясь целому, т.е. общей воле, соучастником которой он является, он, в сущности, подчиняется самому себе. Так, начав с крайнего индивидуализма, Руссо заканчивает коллективизмом, полностью подчиняя индивида государству.
Для эффективного действия общей воли Руссо считал необходимым три внешних условия:
1) социальное равенство (не отрицая частной собственности, он выступал лишь против ее неравного распределения в обществе);
2) политическое единство, для поддержания которого им предлагается целый ряд мероприятий, в том числе и на основе принуждения;
3) прямое народное правление. Общая воля неделима и не может быть делегирована кому-либо без отчуждения. Значит народ не должен передавать законодательную власть индивиду или группе, действующих в его интересах, т.е. Руссо выступил противником представительной демократии и защищает прямую форму демократии.
Учение Руссо еще при жизни имело огромное влияние на современников, оказало воздействие на идеологию и политическую практику Французской революции 1789 г.
Публикация в 1790 г. памфлета «Размышления о революции во Франции» англ. политического философа Эдмунда Берка (1729-1797), считается актом рождения современного консерватизма. Критикуя идеологию и практику револ.событий во Франции, защищая общество, его институты и традиции, Берк создает политико-философскую систему, направленную против абстрактного рационализма в политике.
Общество - целостная органическая система, совокупность институтов, норм, моральных убеждений, традиций, обычаев, которые уходят корнями в историю и которые невозможно обосновать чисто рациональными доводами. Рациональные политические принципы - это абстракции, урезанные варианты исторического опыта. Они способны привести к общественному хаосу и гибели государства, если не будут адаптированы к историческим обычаям и национальным традициям, к утвердившимся в результате долгой эволюции общественно-политическим институтам.
Отстаивая святость традиции, Берк не отвергает ценности человеческого разума. Он призывает действовать не против т.наз. предрассудков, аккумулирующих вековую мудрость и сохраняющих преемственность поколений, а в одном с ними направлении, чтобы достичь успеха в сфере политики.
Общество, обладающее иерархической структурой, отдельные части которого обеспечивают жизнеспособность и целостность общественного организма, может постепенно расти, изменяться и умеренно реформироваться, сохраняя в то же время свой общий характер, традиции.
Наследие Берка является одним из краеугольных камней в фундаменте англо-саксонской политической традиции и в современных условиях. Его аргументы составляют основу консервативной политической философии, повторяясь с определенными дополнениями и изменениями и во Франции и в Германии.
Либеральная политическая теория в качестве основной цели выдвигает обоснование свободы индивида. «Я защищал один и тот же принцип – свободу во всем: в религии, философии, литературе, в промышленности, в политике, разумея под свободой торжество личности над властью, желающей управлять посредством насилия, и над массами, предъявляющими со стороны большинства право подчинения себе меньшинства», - утверждал один из идеологов либерализма во Франции Бенжамен Констан (1776-1830), которого считают духовным отцом европейского либерализма.
Предприняв попытку выявить фундаментальное различие между свободой в современном и античном мире, выделил два типа свободы – свобода гражданская (известная независимость частной жизни индивида от политической власти: неприкосновенность личности и частной собственности, свобода совести, слова, печати, занятий и др.) и свобода политическая (право участия в осуществлении полит.власти). Если древние знали только политическую свободу, то ядро свободы у современных народов составляют личные права, а политическая свобода – средство для обеспечения гражданской свободы, которая является границей государственной власти в обществе.
Другой либеральный автор – англ.философ и обществ.деятель Джон Стюарт Милль (1806-1873) в своей книге «О свободе», поставив вопрос «о пределах власти, законно осуществляемой обществом над индивидом», выступил с критикой форм представитель-ной власти, принимающих решения без обсуждения с обществом, к которому, с его точки зрения, должна перейти власть, порожденная свободно выраженным согласием.
В интересах свободы общества правительство должно иметь два основных ограничения своей власти: законы и общественное мнение. Но есть еще одно условие – дух терпимости, который первоначально закрепился в религиозной сфере, а затем уже начал завоевывать позиции в политике. Кроме того, Милль сделал акцент на ответственность человека за свои действия, утверждая, что свободная личность одновременно и законопослушная личность. В общественной жизни люди должны учиться принимать во внимание взаимные интересы, дисциплинируя свой природный эгоизм.
Эти теоретически разработанные либеральные принципы были развиты Алексис де Токвилем (1805-1859), фр. социологом и политическим деятелем в книге «О демократии в Америке» (1840), которая явилась итогом его наблюдений, сделанных во время путешествия по США. Вместе с тем либерализм Токвиля возник и как результат изучения опыта фр.революции, позволившего сформулировать фундаментальный для современной политической теории вопрос: как совместить свободу и равенство, как в условиях победы демократического начала в политической жизни спасти свободу?
Отвечая на этот вопрос, Токвиль предлагает свой анализ американской демократии, в которой реализуются, по его мнению, новые принципы равенства, совместимые с индивидуальной свободой. Благодаря редкой комбинации религиозного духа пуританизма и духа свободы здесь возникло стабильное «социальное» государство, основанное на «равенстве условий», которое предполагает действительную социальную мобильность и открытость. Гарантиями политической свободы в американском обществе, как от правительственного деспотизма, так и от тирании большинства, служат отсутствие административной централизации при развитости местного самоуправления и принципа федерализма, сила и независимость судебной власти, свобода прессы и ассоциаций.