I. этапы развития римских публично-правовых институтов 3 страница
Победа Константина над Максенцием на Мульвиевом мосту снова способствовала унификации Империи. Император Константин (правил с 307 по 337 г. н.э.), которого Аммиан Марцеллин охарактеризовал как новатора и реформатора древних установлений (novator turbatorque priscarum legum), опубликовал известный Миланский эдикт о терпимости к христианской религии, после чего христианство постепенно становится официальной религией Империи47, а божественное право - основой монархии. Константин перенес столицу в Византии, который позднее был назван в его честь Константинополем. После смерти Кон-
В эдикте о рыночных ценах (edictum de rerum venalicium) Диоклетиана устанавливались максимальные цены на товары первой необходимости, услуги и транспорт. Аранджио-Руиц (Arangio Ruiz. Historia, cit. P. 383) пишет: «Это самый подробный и мелочный ценовой режим из всех, что были когда-либо разработаны властью. Смертная казнь, являвшаяся наказанием для нарушителей этого закона, показывает нам, до какой степени самонадеянности дошел Диоклетиан в своем стремлении подчинить императорской власти законы развития экономики».
См.: Salvatoretti. Costantino il Grande. Profili. 1928. P. 48 e sgg.; Voigt. Constantin der Grosse und sein Jahrhundert. Mimchen, 1948. P. 192 ff.
§4_____________Этапы развития римских публично-правовых институтов
стантина Империя вновь была разделена между его сыновьями. Раздел Империи был окончательно закреплен только в 395 г. н.э., когда император Феодосии I передал управление восточной частью Аркадию, а западной - Гонорию. Западная Римская империя постоянно подвергалась варварским вторжениям. В 476 г. Одоакр низложил последнего императора Ромула Августула и Западная империя прекратила свое существование.
В дальнейшем римское право продолжало развиваться на Востоке, в Византийской империи, достигшей своего расцвета при императоре Юстиниане (правил с 527 по 565 г. н.э.) и окончательно завоеванной турками в 1453 г. Юстиниан родился в семье крестьянина Сабация в местности Terensium в Иллирии, которая уже дала Империи нескольких императоров. Он обладал терпением и упорством горца и земледельца. Юстин, его дядя по матери, служивший в гвардии императора Анастасия, привез его в Византии, где и воспитал его. Заняв трон Анастасия, Юстин разделил его со своим племянником, получившим имя Юстиниан. Он женился на цирковой плясунье Феодоре, которой Юстин, как и самому Юстиниану, присвоил титул Августы (Augusta)48. Захваченный идеей о величии Рима, Юстиниан лелеял мечту о восстановлении былого могущества и единства Империи. Этому способствовали победы византийских полководцев Велизария и Нарцисса, а также унификация законодательства49. Умирая, Юстин передал престол Юстиниану, а Фео-дора стала соправительницей. Правление Юстиниана было основано на твердой религиозной вере и на стремлении к правовому «классицизму». Он провел гигантскую работу по созданию Свода цивильного права (Corpus luris Civilis), в котором объединил iura, труды классических юристов, и законы (leges) или конституции императоров.
48 Чтобы разрешить Юстиниану брак с Феодорой, Юстин отменил распоряжение Августа о запрете браков высших особ с артистками и дочерьми артисток, что и было сделано в конституции 553 г. н.э. (CI. 5.4.23). Историк эпохи Юстиниана, Прокопий Кесарийский, который в своих трудах о войнах и великих стройках VI в. спел немало дифирамбов Юстиниану и его соратникам, в другой своей книге - Anecdota, или «Тайная история», - написал о преступлениях Феодоры и Юстиниана и подверг их жесточайшей критике. Однако Прокопий не занимал однозначно негативную позицию. Хорошо известна история о восстании «Ника» (победа). В тот момент, когда восставшие, совершив множество насильственных действий, в том числе и поджог базилики св. Софии, уже считали себя победителями, а Юстиниан готовился к бегству, Феодора остановила его словами: «Император не должен стать беглецом» и «Трон царя — это отличный саван». См.: Archi. L'Imperatore Giustiniano: Storia e mito. Milano, 1978.
49 Ученые расходятся в вопросе о значении личности и деятельности Юстиниана. Де Франчиши (De Francisci. Storia, cit. Vol. III. 1 ed. P. 240) утверждал, что, каковы бы ни были недостатки в деятельности Юстиниана, к исторической реальности, безусловно, ближе образ, созданный Данте, который поместил его в зал Славы своего «Рая», чем тот портрет, что описан в скандальной византийской хронике. См. также Bonini II Lineamenti, cit. P. 715esgg.
' f.
II. ИСТОЧНИКИ ПРАВА
Слово «источник» используется для обозначения места, откуда берет начало родник, дающий воду. Если оно встречается в юридической лексике, то это-выражение служит для метафорического указания на средства создания права1. Источниками создания выступают органы, наделенные функцией создавать юридические предписания в самых различных формах. Поскольку эти предписания материализуются в текстах или документах, их называют также «источниками познания», позволяющими нам реконструировать право, применявшееся на различных исторических этапах2.
Римский юрист Гай так пишет об источниках права:
«Цивильное право римского народа состоит из законов, решений плебеев, постановлений сената, эдиктов тех магистратов, которые имеют право издавать распоряжения, и из ответов знатоков права».
Гай. 1.2
Эти источники обладали неодинаковым значением на разных этапах римской правовой истории. В древнем и предклассическом римском праве необходимо прежде всего выделить свод, составленный децемвирами, - Законы XII таблиц. В классический период преобладающее значение получает римская юриспруденция. Поэтому следует уделять особое внимание фигуре римского юриста, его усилиям по творческому толкованию права (interpretatio) (см. главу III). В праве постклассического периода императорские конституции с присущей им ролью общих законов (leges) занимают доминирующее место по отношению к прочим
В трудах античных авторов также можно встретить это выражение - fons: Тит Ливии (3.346.6) характеризовал Законы XII таблиц как fons omnis public! privatique iuris. Этот же термин встречается у Авла Геллия (N.A. 10.27.7) и Цицерона (de leg. 1.6.20). См.: Mossini. Fonti del diritto: contribute alia Storia di una metafora guiridica, en Studi Seneci. 1962. P. 139. При входе в Византийскую школу права в период правления Юстиниана над дверями была помещена надпись: «Здесь - священное место права. Отсюда берет начало обильный и непрестанно струящийся для всех источник римского права, родник знаний для собранной здесь молодежи». Ср.: Cerami et al. Storia, cit. P. 371.
Различие между пониманием терминов «источник создания» и «источник познания» основано на одной из авторитетных концепций права, отраженной уже у Папиниана (D. 1.1.7), проводящей различие между органом, создающим норму (источник создания права в материальном смысле, например сенат, принцепс, народ и т.д.), и результатом его Деятельности (источником создания права в формальном смысле, например сенатускон-сультом, императорской конституцией, законом). Ср.: Cerami. Storia, cit. P. 372.
Источники права
источникам, превращавшимся, по мере исчезновения правотворческих органов, в исторические источники. Сведениями об источниках права классического периода мы обязаны Юстиниану и его Своду цивильного права (Corpus luris).
§ 5. Источники древнего и предклассического права
Обычаи предков (mores maiorum), регламентировавшие быт древнейшей римской общины, состояли из сложившихся в силу традиции социальных обыкновений и религиозных правил, причем уходившие в них своими корнями юридические нормы от них не обособлялись. В ту пору правовые предписания (ius) тесно были связаны с fas - порядком отношений с богами. При такой тесной связи юридического и религиозного начал и сложились так называемые царские законы (leges regiae), издание которых предание приписывает римским царям, предложившим их центуриатным комициям, и в которых содержались религиозные или сакральные нормы, сведенные воедино понтификом Папирием (ius Papirianum). Первое четкое разграничение между нормами ius и fas было произведено децемвирами в Законах XII таблиц. Согласно преданию, предложение создать такие законы исходило от плебейского трибуна, по имени Терентилий Арса, в 461 г. до н.э. и послужило памятной вехой в стремлении плебеев уравнять свое положение с положением патрициев. В 451 г. до н.э. была назначена коллегия децемвиров (decemviri legibus scribundis consulare potestate), на которую была возложена задача составления законов. Десять патрициев, вошедших в ее состав, были утверждены в центуриатных комициях. В 450 г. до н.э. вторая децемвиральная комиссия, в состав которой вошли и плебеи, составила еще две таблицы, в которых были изложены нормы, покровительствовавшие патрициям. После отстранения децемвиров от власти, последовавшего за злоупотреблениями властью со стороны их главы, Ап-пия Клавдия, комиции по предложению консулов Валерия и Горация одобрили оставшиеся две таблицы в 449 г. до н.э. Законы XII таблиц, написанные точным, простым и кратким слогом, содержали предписания подчеркнуто формального характера, которые относились: к процессу закабаления должника кредитором, к наследственным распоряжениям, к вопросу обращения в рабство, к деликтам, к регулированию отношений, связанных с погребениями и содержанием мест захоронений, а также к запрещению браков между патрициями и плебеями. Законы XII таблиц принято считать основой всего древнего римского права. Цицерон в своем труде «Об ораторе» (1.43) считает их tola civilis scientia (то есть всей наукой о государстве и праве. - Примеч. пер.). Школьники
Источники права классического периода
§6
заучивали их положения наизусть и читали их как стихи (ut carmen necessarium).
Хотя текст Таблиц был запечатлен в бронзе и выставлен на форуме, до нас дошли лишь отдельные его отрывки, ставшие нам известными лишь благодаря цитированию и комментированию их.
Главным достижением Законов XII таблиц стало закрепление принципа равенства всех граждан перед законом (aequare legibus omnibus), а также обнародование и распространение норм, которые ранее старательно скрывались понтификами. Кроме того, Таблицы считаются основой и отправной точкой для труда по толкованию права (interpretatio), что послужило развитию юриспруденции. По словам Помпония (D. 1.2.2.6), из Законов XII таблиц начало проистекать цивильное право (fluere coepit ius civile).
S '.f ;:' ' , '.. t? A
§ 6. Источники права классического периода
А) Закон и плебисцит ,, >.,
Закон (lex) представлял собой декларацию власти, утвержденную народом, обязывавшую всех граждан. Наиболее удачное определение этого понятия, обнаруживаемое в памятниках римского права, принадлежит римскому юристу Атею Капитону: «Закон есть общее постановление народа или плебса, внесенное магистратом»*. При принятии публичного закона магистрат делал заявление (rogatio) перед комициями, которые давали на него свое согласие (iussum)4.
Закон считается публичным актом потому, что провозглашается перед лицом народа, собравшегося в комициях, а впоследствии его текст выставляется на всеобщее обозрение. Закон может быть также частноправовым актом, - таковым является закон, который относится к тем распоряжениям, которые высказывают те, кто распоряжается своим имуществом посредством частных сделок (lex rei suae dicta).
Комиции созывались для одобрения законов, предложенных или провозглашенных магистратом. Положительное голосование по внесен-
Авл Геллий. 10.20.2. В памятниках можно обнаружить и иные, чрезмерно общие, определения закона, не отражающие его существенных черт. Так, Папиниан (D. 1.3.1) говорит: «Закон есть общее для всех предписание, решение опытных людей, обуздание преступлений, совершаемых умышленно или по неведению, общее для всех граждан обещание государства». В следующем фрагменте Дигест вновь выделяются общие положения, высказанные Демосфеном и Хрисиппом. Гай же (1.3) утверждает: «Закон есть то, что римский народ одобрил и постановил».
По мнению Д'Орса (D'Ors. La ley romana, acto de magistrado // Emerita. 1969. P. 137), populus не создает закона, не предлагает его и не изменяет; он может лишь отклонить его своей властью. Rogare не означало «просить», но означало «огласить», «зачитать» (rogare соотносится с терминами rex и regere). См. также: D 'Ors. Derecho Privado Romano. § 33.
§6
Источники права
ному предложению облекалось в формулу: «да будет так, как ты зачитал» (uti rogas); голосование противоположного содержания выражалось формулой: «возвращаюсь к предыдущему» (antique). Закон, для которого требовалось предварительное одобрение богов в ходе процедуры auspicatio, подлежал затем ратификации со стороны сенаторов (auctoritas patrum).
Lex состоял из трех частей: 1) praescriptio, в которой указывались имя магистрата, его предложившего, народное собрание, которое его приняло, дата первого собрания комиций, на которой он голосовался, а также имя первого гражданина, который подал за него свой голос; 2) rogatio, представлявшая собой текст закона, предложенного для голосования; 3) sanctio - заключительная часть, содержавшая указание на то, что закон не имеет силы, если противоречит leges sacratae, либо закону, изданному в пользу плебеев, либо ранее принятым правовым актам.
Законы подразделялись на совершенные (leges perfectae), не вполне совершенные (leges minus quam perfectae) и несовершенные (leges imper-fectae) (Ульпиан, Ер. 1.2). К числу первых относились те, которые устанавливали недействительность сделок, противоречащих этому закону в силу самого права (ipso iure); вторую группу составляли законы, которые не объявляли о недействительности или ничтожности сделок, а лишь налагали санкцию или предусматривали наказание за нарушение содержащихся в них предписаний; наконец, к третьей группе относились законы, которые не содержали никаких предписаний, но могли служить основанием для обращения к преторской юрисдикции (посредством эксцепции: ope exceptionis)5. Отмеченная дифференциация законов утратила значение с тех пор, как Феодосии II (CI. 1.14.4) провозгласил в порядке общего правила недействительность любой сделки, противоречащей закону.
Плебисцит - это предложения трибунов, одобренные на собраниях плебеев (concilia). Первоначально плебисциты обязывали только плебеев; впоследствии они были уравнены с законами и стали обязательными в равной мере и для патрициев, и для плебеев6. После такого уравнения
Источники права классического периода
5 Терминология памятников римского права позволяет разграничивать, с одной стороны, сделки несуществующие, а с другой — существующие, которые, однако, могут не привести к ожидаемым последствиям ввиду запрещений, содержащихся в ius civile или в претор-ском праве (см.: Di Paola. Contributi ad una teoria della invalidita e della inefficacia in diritto romano. 1966).
6 Гай. 1.3: «Плебс же отличается от народа тем, что словом «народ» обозначаются все граждане, включая сюда и патрициев; наименованием же плебса обозначаются все прочие граждане, за исключением патрициев. Вот поэтому патриции некогда утверждали, что постановления плебеев для них не обязательны, так как они составлены без их соизволения и участия. Но впоследствии издан был закон Гортензия, которым было определено,
различие между понятиями leges и plebiscita исчезло, а их обязывающая сила стала одинаковой для всех граждан.
В) Сенатусконсулыпы
«.Сенатусконсульт есть то, что сенат повелевает и устанавливает; он имеет силу закона, хотя это было спорно» (Гай. 1.4). Прежде сенат участвовал в отправлении законодательной функции исключительно тем, что ратифицировал посредством своей auctoritas законы, принятые комициями. Под конец республиканской эпохи, когда законодательная деятельность комиций стала сходить на «нет», сенат приступил к законодательной деятельности в полном смысле этого слова и начал издавать сенатусконсульты. Его законодательная власть получала признание постепенно и была окончательно признана лишь в период принципата, когда Август передал сенату функции, принадлежавшие ранее комициям7. Гай говорит, что признание силы закона за сенату-сконсультами было спорным, а Ульпиан (D. 1.3.9) настаивает: «Нет сомнения, что сенат может творить право». Эти два мнения отражают противоречивость процесса, приведшего в итоге к признанию того, что «советы», даваемые сенатом, могут считаться источником гражданского права8. В республиканский период тексты сенатусконсультов начинались с указания магистрата, который давал разъяснение, отраженное в сенатусконсульте. Решения сенаторов, разбитые на капитулы, заканчивались словами censuerunt или censuere. Именовались они по имени консула либо выдвинувшего их лица, либо наименование давалось в зависимости от содержания документа. Со времен Адриана текст сенатских постановлений отражал речь принцепса (oratio) в сенате, а функция сената была сведена к одобрению воли императора. В этой форме принцепс проводил через сенат то, что в действительности было не чем иным, как императорским законотворчеством.
чтобы постановления плебейских собраний были обязательны для всего народа. Таким образом, решения плебеев поставлены были наравне с настоящими законами».
Тацит. Art. 1.15. Последние из известных законов относились к эпохе Клавдия.
Сенатусконсульт, будучи лишь советом, который давал сенат, не считался источником ius civile. Его положения первоначально подлежали исполнению через посредство преторской юрисдикции, при помощи эксцепции или фикций. Однако со временем он также был признан источником ius civile. Некоторые же новые подходы, введенные принцепсами, считались противоречащими ius. Так, Ульпиан (D. 7.5.11), касаясь сенатского постановления, которым разрешалось устанавливать узуфрукт на потребляемые вещи, такие, в частности, как шерсть, благовония, приправы, отмечал: «Согласно ius civile узуфрукт, установленный на такого рода вещи, ничтожен, следует прибегнуть к сенатуконсулъту, говорящему об их обеспечении». См.: D 'Ors. Derecho Privado Romano. § 41.
T' ™""
§6
Источники права
Источника права классического периода
§6
С) Императорские указы
«Указ императора есть то, что постановил император или декретом, или эдиктом, или рескриптом; и никогда не было сомнения в том, что указ императора имеет силу настоящего закона, так как сам император приобретает власть на основании особого закона (который придавал императорским распоряжениям силу закона)». (Гай. 1.5). Наименование императорских указов конституциями появляется в конце классического периода истории римского права и становится в постклассический период общим наименованием актов императорского законотворчества9. Императоры составляли послания (epistulae), которые выступали обычной формой объявления самых разнообразных решений. В их число могли входить: edicta, или предписания, издаваемые в силу ius edicendi, то есть так же, как издавали эдикты другие магистраты; decreta, то есть решения, которые император принимал в рамках экстраординарного судебного процесса, в порядке первой инстанции или в результате апелляции; mandata, то есть поручения и приказы, которые отдавались чиновникам либо наместникам провинций. Центральное место в законотворческой деятельности принцепса занимали рескрипты (rescripta). Они представляли собой ответы на вопросы из императорской канцелярии, в состав которой входили наиболее выдающиеся юристы. Вопросы в канцелярию направляли участники процесса или магистраты и судьи. Рескрипты записывались внизу, под прошением (subscriptio), или отражались в отдельном послании (epistula). Ответ принцепса имел силу исключительно в отношении конкретного спора и обязывал единственно того судью, который ставил вопрос, при условии, что все изложенные в вопросе сведения соответствовали действительности. Разумеется, римские юристы широко пользовались ответами принцепсов при рассмотрении аналогичного рода дел, извлекая из отдельных рескриптов общие правила и принципы. Настоящими источниками права рескрипты стали при Адриане, который повысил уровень юридической техники рескриптов тем, что стал привлекать к их составлению юристов и новых чиновников10. Адриан положил начало порядку, при котором юристы хотя и продолжали свою работу по подготовке ответов на юридические вопросы, однако толкование законов и ответы
на вопросы давались не от имени юристов, а от имени принцепса11. Тем не менее именно юристы в решающей степени влияли на создание нового права для Империи, и средством такого влияния выступала их деятельность по обоснованию и изданию рескриптов. До нас дошли различные частные и официальные собрания рескриптов. Многочисленные императорские конституции цитируются в трудах римских юристов, другие известны нам по литературным, эпиграфическим и папирологи-ческим источникам. Имеются также специальные сборники, содержащие настолько сжатое изложение текстов таких указов, что фактически преобразуют их в правила права12. Юстиниан поместил ранее изданные императорские конституции в том разделе своего Свода, который посвящен leges, в противопоставлени iura, или решениям правоведов, расположенным в Дигестах.
D) Эдикты
«Право же издавать эдикты предоставляется магистратам римского народа; самое важное значение, однако, имеют в этом отношении эдикты двух <• преторов — городского и перегринского, юрисдикция которых в провинциях принадлежит их наместникам. То же самое относится к эдиктам курульных эдилов, юрисдикцию которых в провинциях римского народа имеют квесторы. В императорские же провинции квесторов вообще не назначают, а потому в этих провинциях такой эдикт не обнародуется».
Гай. 1.6
Магистрат был наделен правом издавать эдикты (ius edicendi) no вопросам, относившимся к его компетенции. В 367 г. до н.э. была учреждена должность претора по делам отправления правосудия (iurisdictio), что тем самым исключало такую функцию из-под высшей власти консулов. Позднее, когда получила достаточное развитие торговля с иностранцами, была создана - в 242 г. до н.э. - еще одна преторская должность, занимавший ее претор рассматривал споры, возникавшие между римскими гражданами и иностранцами, либо споры иностранцев между
9 Ульпиан, 1 inst. D. 1.4.1.1: «Таким образом, все, что император потановил посредством послания или подписи, или предписал, исследовав дело, или вообще высказал, или предписал посредством эдикта, как известно, является законом. Это и есть то, что мы обычно называем конституциями».
10 См.: D'Ors. La signification de 1'oeuvre de Hadrien dans 1'histoire du droit roman, en Les empereurs remains d'Espagne // CNRS. 1965. P. 151.
Римские юристы дополняли императорские рескрипты собственными ответами на юридические вопросы. О ссылках на рескрипты в их работах см.: Gualandi. Legislazione impe-riale e giurisprudenza, 2 vol. Milano, 1963. Иногда тексты рескриптов воспроизводятся без Указания их происхождения. См.: Garrido, Reinaso. Digestorum Similitudines (DS). 11 vols. Madrid, 1994.
Один из сборников такого рода содержится в Колумбийском папирусе (123). См.: Westermann, Schiller. Aprokrimata: Decisions of Septimius Severus on Legal Matters. 1956.
Источники права
собой. Первый претор стал называться городским претором, поскольку объявлял решения в городе перед лицом граждан; второй - претором Перегринов, ибо «объявлял право, касавшееся отношений между пере-гринами или между римскими гражданами и перегринами». В тот же период были учреждены должности курульных эдилов, в обязанности которых входило осуществление полицейских и судебных функций на улицах, площадях и рынках.
В эдикте (edictum), издаваемом магистратом, содержалась программа деятельности, которую он намерен был осуществлять в течение годичного срока своих полномочий. Такой содержащий программу эдикт именовался edictum perpetuum, в отличие от эдикта, который магистрат мог издать по какому-либо конкретному делу, - edictum repentinum. Деятельность преторов по созданию эдиктов прекратилась после того, как император Адриан поручил юристу Сальвию Юлиану придать эдикту стабильную и постоянную структуру. С тех пор магистраты были обязаны придерживаться Юлиановой кодификации, получившей название Edictum Perpetuum13.
§ 7. Источники права постклассического периода
Римское право постклассического периода характеризуется влиянием вульгаризаторских тенденций, усилиями по составлению сводов на основе источников классического периода и возникновением разрыва между официальным правом императорских конституций и судебной практикой.
В отличие от классицизма как культурной и стилистической тенденции следования классическим моделям, вульгаризм представлял собой практическую тенденцию, расхожую реакцию на сложные теоретические построения. Вульгарное право поздней Империи складывалось как результат упрощения и искажения классического права вследствие его приспособления к потребностям провинциальной практики. Именно в результате разделения между официальным правом и практикой возникла проблема обычая как источника права, поставившая вопрос о допустимости его применения в случае расхождения с законом. Император Константин (CI.8.52. (53).2) отвергал признание за обычаем силы, позво-
Источники права постклассического периода
ляющей отменять закон. Юстиниан же признавал ценность обычая и в том случае, когда он противоречил закону14.
Потребности судебной практики вызвали необходимость в переиздании iura, то есть трудов римских юристов, а равно и императорских законов. Постепенно в судебной практике сложилось обыкновение представлять суду собранные в виде книги законы (recitatio legis), на которые ссылался представитель стороны, за чем следовало подтверждение их подлинности путем сопоставления их с иными экземплярами текстов тех же законов (collatio codicum). К середине III в. н.э. книги, изданные в виде свитка (volumina; ед. ч. volumen), стали заменять книгами нового формата, состоящими из страниц (codex). Большие удобства, связанные с использованием кодексов в юридических школах и в ходе судебных заседаний, повлекли за собой переиздание в новом формате тех трудов юристов, которые вызывали наибольший интерес, что привело, однако, к появлению многочисленных изменений и искажений в классических текстах. К концу IV в. н.э. производятся новые и еще более существенные изменения в классических текстах, которые отражали влияние права, действовавшего в провинциях. Так процесс этих последовательно происходивших переизданий привел к утрате многих классических трудов, которые, хотя и продолжали существовать в виде свитков, все же были забыты, в то время как росла популярность других сочинений, таких, как «Институции» Гая и «Сентенции» Павла15. В этих переизданиях становится типичным их подразделение на титулы и законы. Для практических же надобностей предпринималась подготовка собраний iura и leges, издание и переиздание которых способствовало смещению и слиянию в единое целое принципов, проистекавших из различных источников.
Закон о цитировании предполагает признание вульгаризаторских действий, произведенных в отношении трудов наиболее известных
13 Реконструкция Edictum Perpetuum была начата в 1869 г. (Rudolf A.F. Edicti Perpetuo quae reliqua sunt. Lipsiae, 1869), а затем продолжена работой О. Ленеля (Lenel. Das Edictum Perpetuum. Ein Versuch zu seine Wiederherstellung), переиздание которой от 1957 г. наиболее широко используется в настоящее время.
Положение Дигест - D. 1.3.33 - считается результатом интерполяции (см.: Thomas. Custom and Roman Law // TvR. 31(1963), P. 39 et suiv.; Robleda. lus privatum romanum. I: mstructio. Roma, 1960. P. 61 e sgg).
См.: Wieacker. Textstufen klassischer Juristen. Gottingen, 1960. По мнению этого автора, всякий классический труд, дошедший до Юстиниана, подвергался обновлению дважды: в первый раз около 300 г. н.э. в связи с переходом от книг в виде свитка к книгам, состоящим из страниц (codex), а во второй - в результате принятия закона о цитировании. Другой исследователь, Д'Орс (SDHI. 26 (1960). Р. 336 у sigs.), сравнивая работу Виакера с результатами, которые получил Леви, изучая «Сентенции» Павла, утверждает, что в действительности на втором этапе изменений, после 426 г. (то есть после принятия закона о Цитировании при императоре Валентиниане III. - Примеч. пер.), следует различать два момента: первый, характеризуемый приспособлением текстов работ классических юристов, начиная с конца IV в., к новому императорскому законодательству; второй, исключительно ориенталистский, характеризуемый консервативным тяготением к сохранению классических начал.
Источники права
юристов. В 426 г. н.э. император Валентиниан III ограничил число таких юристов пятью: ими были объявлены Павел, Ульпиан, Модестин, Гай и Папиниан, на мнения которых можно было ссылаться в судах, причем при расхождении этих мнений предпочтение следовало отдавать Папи-ниану. При издании кодекса Феодосия (CTh. 1.4.3) закон о цитировании был дополнен указанием на то, что суды могут опираться не только на мнения названных пяти юристов, но также и на мнения иных знатоков права, процитированные этими пятью.
Составляя своды императорских leges, Гермогениан включил в них собрание ответов Диоклетиана, относящихся к 293 и 294 гг. (Codex Hermogenianus). Этот свод был продолжением того, который был составлен при Григории (Codex Gregorianus) и в который вошли императорские рескрипты от Адриана до Диоклетиана. Позднее император Феодосии II распорядился об издании законов, принятых при Константине и его преемниках, вплоть до самого Феодосия II (Codex Theodosianus), опубликованных в едином кодексе из 16 книг в 438 г. н.э.16