Создание авторитарной политической системы. Политические репрессии
Сталин проявил политическую интуицию и понимание исторической ситуации, организуя быстрый подъем военной мощи и укрепляя государство, хотя и действовал жестокими методами.
Проведение столь гигантского скачка в социально-экономическом развитии страны административно-командными методами («сверху») с преодолением сопротивления значительных слоев населения (крестьянства, ремесленников, нэпмановской буржуазии, части интеллигенции) вызвало потребность в создании сильного, централизованно-управляемого партийно-государственного аппарата, способного не только организовать хозяйственное строительство в таких огромных масштабах, но и подавлять сопротивление враждебных сил, а также разболтанность и бесхозяйственность на местах. На эту объективную потребность наложились и властные черты личности Сталина. Им создается авторитарная система централизованного политического руководства в форме пирамиды государственных и общественных структур, на вершине которой находится Генеральный секретарь ЦК ВКП (б). Принятие всех основных политических, социально-экономических и хозяйственных решений концентрируется в высшем партийном органе — Политбюро ЦК, где главную роль играет Сталин. В партийно-государственном аппарате устанавливается строгая система номенклатурной расстановки кадров по решению центральных органов; на все ключевые должности назначались работники по личному решению Сталина. Он строго следил и за их работой. По существу, номенклатурный принцип подменял систему выборности руководителей массами по результатам их деятельности.
В авторитарной системе меняются положение и функции партии. Создается массовая, жестко централизованная государственно-идеологическая организация. Партия принимает на себя государственные функции, сращивается с государством. В этом новом ее состоянии закладываются потенции к перерождению партийной верхушки.
Особое место в государственной системе и в обществе стали занимать карательные органы — ГПУ, затем НКВД. Они получают самостоятельность, замыкаясь на высшее звено руководства — Политбюро и лично на Генерального секретаря ЦК, им были подвластны даже члены семей состава Политбюро. Органы НКВД пронизывают все структуры общества, включая армию, контролируют также партийный аппарат. Создается двойная система контроля над обществом — партийная и НКВД.
Партийному руководству передаются под контроль хозяйственные органы. Переход на централизованно-распределительную экономическую систему в ходе индустриализации вызвал изменения в структуре хозяйственного руководства. Ликвидируются ВСНХ, Советы народного хозяйства, они заменяются отраслевыми наркоматами. Планирование замыкается на Госплан и приобретает детализированный характер. Государство устанавливает цены на товары народного потребления и уровень заработной платы всех категорий трудящихся в соответствии с пятилетним планом.
Советы, утратив свои хозяйственные органы (СНХ, ВСНХ), теряют властные функции, становятся «приводными ремнями» органов партийного руководства. Профсоюзы постепенно также теряют свою самостоятельность, подчиняясь партийным органам в центре и на местах, ограничиваются их функции в руководстве хозяйственной деятельностью. В такой системе управления многонациональное федеративное государство фактически превращается в унитарное, национальная государственность республик выражается главным образом в культурной сфере.
Созданию этой системы способствовали следующие факторы.
1) Внешние условия существования СССР во враждебном окружении и активная подрывная деятельность иностранных спецслужб и эмигрантских кругов, имеющих определенную поддержку внутри страны среди слоев населения, враждебных Советской власти.
2) Сложившаяся однопартийная политическая система и практика управления обществом в чрезвычайных условиях — наследие Гражданской войны.
3) Национально-государственные традиции России — многовековое самодержавие с его централизованно-бюрократическим государственным аппаратом.
4) Недостаток квалифицированных кадров управленцев советской направленности, способных к самостоятельным решениям.
Политическая система управления обществом и методы проведения социально-экономических преобразований существенно деформировали ленинскую концепцию эволюционного развития социализма «живым творчеством масс» и сам образ демократического трудового общества. Это дает основание ряду историков и социологов утверждать, что под воздействием объективных и субъективных факторов в 30-е гг. сложилось особое идейно-политическое направление — «сталинизм». Основным отличием сталинизма от ленинизма можно считать: подход Сталина к роли масс в способах строительства социализма (не «снизу», а «сверху», т. е. по директивам центра); понимание характера социалистического государства (вместо демократии трудящихся в форме Советов — авторитарное управление через Советы); изменение роли партии в обществе (вместо творческого, идейного авангарда трудовых классов — «партия власти», утверждающая формы общественных отношений, выработанных центром). Наиболее резко отличались методы привлечения масс к социалистическому строительству: не «на основе личного интереса и при помощи энтузиазма», а на энтузиазме, создаваемом идеологическим воздействием, применялись также и методы административного принуждения, зачастую под угрозой репрессий.
Созданная Сталиным и его окружением политическая система позволяла быстро и четко управлять обществом: строительством, экономикой и социальными преобразованиями; эффективно мобилизовывать людские и материальные ресурсы страны на выполнение главных задач. Она обеспечивала прочность государства и удержание власти подавлением подрывных сил и внутренней оппозиции. Предназначенная для решения чрезвычайных задач чрезвычайными методами, она принесла и значительные потери обществу.
Наиболее трагично эти потери проявились в форме политических репрессий против старой интеллигенции, крестьянства в ходе коллективизации, старых партийных кадров и высшего офицерского состава. В репрессиях сплелись разные явления: борьба с оппозицией старой интеллигенции к советскому строю и методам управления; классовая вражда советских «выдвиженцев» к «буржуазным спецам»; реальное усиление подрывной деятельности эмигрантских центров против СССР; провокации иностранных спецслужб. Кроме того, наложились карьерные интриги, а также служебное рвение, карьеризм и прямая подрывная деятельность в органах ГПУ и НКВД, куда также проникали враждебные элементы. Значительное число репрессированных оказались оклеветанными доносами. В ходе репрессий страна лишилась многих видных ученых, специалистов, крупных общественных и военных деятелей. Установившаяся в эти годы атмосфера подозрительности, слежки, доносительства и страха репрессий отразилась на психологии советских людей. Вместе с тем это была и борьба с реальной угрозой социалистическому строю со стороны его внутренних противников, свойственная тому времени, продолжение своего рода гражданской войны.
Убийство 1 декабря 1934 г. С. М Кирова — члена Политбюро, руководителя ленинградской партийной организации и личного друга Сталина — вызвало волну массовых политических репрессий, продолжавшихся до конца 30-х гг. Причина этого убийства до конца не раскрыта, но основной удар наносился в 1936 — 1938 гг. по старым партийным кадрам, участникам троцкистско-зиновьевского блока, сторонникам Бухарина и другим партийным и государственным деятелям, оппозиционным к сталинскому руководству. В 1937 г. репрессиям подверглись и крупные военачальники во главе с заместителем Наркома обороны маршалом М. Н. Тухачевским. Из 1966 делегатов XVII съезда партии 1108 арестованы «по обвинению в контрреволюционных преступлениях»; из пяти маршалов трое — М. Н. Тухачевский, А. И. Егоров и В. К. Блюхер — были расстреляны, репрессированы многие командующие округов и флотов.
Документы и материалы:
Из протокола судебного заседания Военной Коллегии Верховного суда о заявлении Рудзутака
...Его единственная просьба к суду — это довести до сведения ЦК ВКП(б) о том, что в органах НКВД имеется еще не выкорчеванный гнойник, который искусственно создает дела, принуждая ни в чем неповинных людей признавать себя виновными. Что проверка обстоятельств обвинения отсутствует и не дается никакой возможности доказать свою непричастность к тем преступлениям, которые выдвинуты теми или иными показаниями разных лиц. Методы следствия таковы, что заставляют выдумывать и оговаривать ни в чем неповинных людей, не говоря уже о самом подследственном. Просит суд дать ему возможность все это написать для ЦК ВКП(б). Заверяет суд, что лично у него никогда не было никакой плохой мыли против политики нашей партии, так как он всегда полностью разделял всю ту политику, которая проводилась во всех областях хозяйственного и культурного строительства.
По данным исследований, проведенных в 90-е гг. В. Н. Земсковым с тщательной проверкой всех документов, за период 20 — 30-х гг. в места заключения, ссылку и выселку были направлены 2 128 298 осужденных по политическим мотивам («врагов народа»). К высшей мере наказания — расстрелу приговорены 749 421 человек. При этом на два года (1937 — 1938) приходится 43,7 % осужденных и 91 % смертных приговоров. 17 ноября 1938 г. вышло постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия», в котором осуждались «массовые и необоснованные аресты». Нарком внутренних дел Ежов был снят с должности, а затем расстрелян, ему на смену пришел Берия. В 1939 — 1940 гг. репрессивная политика резко ослабла: осуждено в 10 раз меньше, смертных приговоров в 162,3 раза меньше, чем в 1937 — 1938 гг. Это достоверные и страшные цифры. Но в литературе, особенно в антисоветской пропаганде, муссирующей тему ГУЛАГ(а), фигурируют значительные преувеличения жертв репрессий, по различным «прикидкам» без документальных оснований — до десятков миллионов людей, а некоторые авторы приводят такие цифры, что становится непонятным, кто же воевал в Великой Отечественной войне и добился победы. Здесь уместно отметить, что в условиях «демократической России» население за 90-е гг. уменьшилось только в РФ на 8 млн. Жертвами репрессий представляются в некоторых изданиях миллионы «невинно пострадавших» людей. Однако тщательное расследование в ходе проводимой в 60—80-е годы реабилитации признало незаконно репрессированными значительно меньшее число, чем было осуждено. По данным В. Кудрявцева и А. Трусова, приведенным в работе «Политическая юстиция в СССР» (М., 2000), за 25 лет (с 1962 по 1987 г.) было реабилитировано 157 055 человек. С 1987 г., когда изменились подходы к оценке антисоветской деятельности, органы юстиции до 1993 г. признали незаконно репрессированными еще 1 264 750 человек.
Помимо политических репрессий ужесточены законы за самовольный уход с предприятий, за прогулы, мелкие хищения на заводах и с колхозных полей. Они значительно увеличили число заключенных, труд которых использовался на больших стройках и в лагерях. В западной историографии и отечественных публикациях антисоветской направленности часто представляют советское общество в годы «сталинского тоталитаризма» как «военный гулаг». Современные объективные исследователи (А. Кокурин, Н. Петров, И. Пыхалов и др.) на основе тщательного изучения документов показывают, что за все время правления Сталина число заключенных, одновременно находящихся в местах лишения свободы, никогда не превышало 2 млн 760 тыс. человек (не считая, конечно, военнопленных). Для сравнения — в США (выдаваемых за образец «демократии» и «прав человека») в 1999 г. число заключенных составило 2 054 694 человека (Пыхалов И. О масштабах «сталинских репрессий»//Диалог. 2001. № 10).
Массовые репрессии — мрачная страница истории советского общества. Но это — страница, а не вся история «в муках рождающегося» нового строя. Стремление представить весь исторический путь страны сквозь призму репрессий, вычеркнуть исторические достижения этой героической и трагической эпохи свидетельствуют лишь об идеологической предвзятости и научной ущербности авторов.
Нельзя отождествлять авторитарную сталинскую политическую систему с тоталитаризмом стран фашистского типа, что нередко делают в антисоветской пропаганде на Западе, а с этой «подачи» — некоторые «постсоветские» историки и публицисты. В советском обществе производство развивалось в общенародных государственных интересах, в политической системе существовали и функционировали, хотя и в ограниченной роли, органы Советской власти из представителей трудящихся, профсоюзы, разнообразные общественные организации. В суровой административной сталинской системе управления обществом, вызванной историческими условиями существования советского государства, сохранялись гуманистическая сущность социализма и его народный характер независимо от тех или иных ошибок и искривлений руководства. В тоталитарных же государствах осуществлялась жестокая диктатура крупного капитала в целях эксплуатации трудящихся классов и ведения захватнических войн, подавлялись все общественные организации трудящихся.