Назовем основные эмпирически проверяемые показатели сформированности политической культуры личности.
Первый — это политическое познание, поскольку полноценное участие человека в жизни общества невозможно без стремления его к информированности о своих политических правах, политической системе, системе управления и этот показатель распадается на частные показатели:
а) уровень внимания к политическим событиям (исследования показали, что в более развитых странах уровень внимания выше);
б) обладание информацией и наличие собственного мнения, например, способность определить лидеров политических партий и знание сути их программ; чем выше уровень политической культуры, тем теснее связь между уровнем информированности и наличием собственного мнения:
в) уровень компетентности в сфере политики.
Второй показатель — это отношение к политике и политической системе. Здесь важны следующие моменты:
а) оценка деятельности властей (в развитых странах чаще большинство населения убеждено, что правительство способствует улучшению жизни, в менее развитых доля разделяющих эту точку зрения значительно меньше);
б) частота обсуждения политических проблем с друзьями, родственниками, знакомыми и др. и уровень свободы в обсуждении
в) формы политической коммуникации, т. е. насколько люди ощущают свою безопасность, чувствуют, что они свободны поддерживать любые политические партии и силы,
г) уровень национальной гордости за политическую систему страны, за ее успехи в разных областях, за положение страны на международной арене, ее экономическую систему, духовные и религиозные ценности, вклад в науку, в искусство и др.
Алмонд и Верба в своей книге писали, что наибольший процент гордящихся своей политической системой в Великобритании и в США (85%), экономической системой— в Германии (33%), ландшафтом — в Италии (25%) и т. д.
Третий показатель — это степень участия в политической жизни общества. Под этим мы подразумеваем:
а) уровень политической активности личности;
б) формы участия в политической жизни, которые кажутся людям наиболее предпочтительными:
в) участие в государственной политике или в органах местного самоуправления (исследования показывают, что избирают чаще второе, чем первое):
г) степень веры людей в то, что они способны оказывать влияние на решения, принимаемые элитой, и выбор методов такого влияния: через политическую партию, неформальную организацию, юридические органы, суд, выборы и др.
На основе перечисленных выше критериев проводились исследования уровня политической культуры во многих странах Западной Европы, в США, в последнее время все более практикуются подобные исследования и в России.
Проблема формирования политической культуры наиболее актуальна в отношении молодого поколения (старшеклассников, студентов и др.), поскольку молодежь находится в решающей стадии становления личности, она наиболее подвержена всем веяниям, влияниям, течениям, наиболее восприимчива ко всему, что видит и слышит. Молодежь нашей страны вырастает сейчас в обстановке свободы выбора, чего раньше не было, в том числе и выбора политических ценностей, пристрастий и идеалов; этот выбор сделать очень не просто. Произошли ломка многих представлений, крушение легенд, старых стереотипов. В этих условиях обществом и общественными институтами должны быть предприняты некоторые шаги практического характера, направленные на решение проблем формирования политической культуры молодого поколения.
Во-первых, формировать политическую культуру можно лишь на основе глубоких знаний о политике. Наука о политике является достижением мировой цивилизации и изучается в большинстве гуманитарных учебных заведений мира. В нашем обществе необходимо создать больше возможностей и условий для ее изучения, но делать это надо ненавязчиво, иначе неизбежна отрицательная реакция. Элементы этой науки можно органично вплести в школьную программу (в обществоведческий цикл), в программы вузов, для желающих возможна организация углубленного изучения. Знания о политическом процессе можно нести через такие формы, как «круглые столы», диспуты, дискуссии по актуальным вопросам политики, политклубы и др. Важно, чтобы это были не навязываемые извне формы работы, а добровольно организованные и поддержанные молодежью, интересные для нее. Ясно одно — политическая культура может сформироваться только на базе знания о политике как о социальном явлении. Как писал Г. Спенсер, «из всех чудовищных заблуждений людей самое чудовищное заключается в том. что для того, чтобы овладеть, например, ремеслом сапожника, необходимо долго учиться, а единственное ремесло, которое не требует никакой подготовки — это искусство политики».
Во-вторых, формировать политическую культуру можно лишь на основе плюралистического подхода. Общаясь с молодежью, желательно показывать разнообразие существующих мнений, взглядов, теорий, точек зрения на важнейшие вопросы социальной жизни. Только так можно сформировать у нее такие качества, как уважение к чужому мнению, толерантность, готовность к диалогу и компромиссу. Общественные институты, занимающиеся формированием политической культуры (средства коммуникации, система образования, семья и др.) обязаны помочь молодежи разобраться в многообразии политической информации, отделить существенное от несущественного, помочь приобрести устойчивые политические ценности, воспитать способность к выработке собственного мнения, умение самостоятельно политически мыслить.
В-третьих, современная молодежь стремится к объединениям, к формальным и неформальным организациям, что вполне естественно, и создает их. Лучше, когда инициатива в этом деле исходит от нее самой. Представителям старшего поколения здесь важно проявлять лояльность и гибкость, поддерживать позитивные ростки, помогать молодым людям корректировать или изменять (если надо) вектор деятельности их движений от направленности «на себя» к направленности «на вне» (на общество, его проблемы). И само это уже будет способствовать выработке определенного отношения к обществу и станет одним из факторов формирующейся политической культуры.
В-четвертых, проблема политической культуры тесно связана с проблемой нравственности. Бытует мнение, что нравственность в политике проявляется иначе и даже противоположна тому, как это принято в межличностных отношениях. Вряд ли это верно: нравственные принципы одинаковы для всех сфер жизни и особенно важны в политике. Человек, включающийся в политический процесс, должен иметь адекватные представления о добре и зле, о верности и чести, о сострадании и помощи и др.
Поэтому формирование нравственной и политической культуры молодежи должно осуществляться как единый процесс. 3. Российская политическая культура.
Поворот России к демократии привел её к сближению с Западом. Но восприятие западных ценностей в России идет довольно трудно, т.к. у нас своя цивилизация, во многом отличающаяся от западной, свой менталитет, своё мировосприятие. Попытки насадить западные ценности не увенчиваются успехом, а грубое навязывание «западничества» приводит к его отторжению, что подтверждают провалы российских западников «СПС» на выборах в Государственную Думу и органы местного самоуправления.
Политическая культура в России имеет некоторые особенности - это политическая культура переходного типа. Ведь политическая культура постсоветской России представляет собой синтез разнородных политических ценностей, установок и стандартов политической деятельности, скопированных с самых разных политических движений самых разных стран – восточной и Западной Европы, Северной Америки.
Было бы ошибкой сегодня считать, хотя прошло уже более десяти лет после распада Союза ССР, что простое объявление несостоятельности коммунистических ценностей и идеалов подданнической политической культуры советского типа может быстро привести к формированию политической культуры активной гражданственности. Политическая культура имеет свой темп и динамику формирования, которые не совпадают с изменениями экономического и социального характера, хотя и испытывают их влияние. А мы постоянно наблюдаем в России процесс подтягивания естественного хода культурных изменений к желаемым. Здесь важно понять – освоение демократической политической культуры может происходить лишь в процессе демократизации общества.
Вопрос исследования политической культуры современной России очень важен. Политическая культура оказывает мощное влияние на политическую науку и практику. Являясь совокупностью характеристик общества, политическая культура помогает определить многое из того, что происходит в политике и в сферах, близких к ней.
В целом же политическая культура определяет наиболее типичные образцы и правила политического поведения, взаимодействия "власть - индивид – общество".
Понятие политической культуры основывается на главных, привитых воспитанием представлениях человека о политической власти. Именно исходя из этих представлений, член общества взаимодействует с государством, это стиль его поведения в области политики, самые устойчивые и неизменчивые черты его характера.
И все же человек зачастую решает "сердцем, а не головой", и не всегда его намерения совпадают с его действиями. Эти противоречия, которые вносятся в ход политической жизни общества, придают политической культуре внутреннюю противоречивость. Но такая противоречивость помогает одновременному поддержанию как активных, так и пассивных форм политического участия каждого члена общества.
В России индивид в шкале политических влияний либо отсутствует, либо рассматривается, как нечто вспомогательное. Индивид - средство, но не цель.
В основных ветвях российской народности господство подобной этики и политической культуры на протяжении абсолютного большинства столетий ее исторического существования безраздельно. Оппозиция "общество – личность" даже не возникала, и не потому, что была гармония и не было противоречий, а потому, что все противоречия разрешались в пользу целого. Система всегда имела превосходный инстинкт самосохранения. Любые возникавшие в России возможности вывести страну из деспотизма вступали в противоречие с национальными стереотипами политического поведения и моральными основами социальных взаимоотношений.
Но помимо политического поведения одного человека, можно выделить и политическое поведение граждан в целом. Власть всегда стремится выработать в обществе лояльное отношение к собственной политике, хотя бы внешне, закрепляя нормы и стереотипы общения, придает особую значимость атрибутам государственности (флагу, гербу, гимну). Тем самым политическая культура стремится объединить общество, обеспечить стабильность отношений властной верхушки и остального общества. Характерно, что до сих пор ведутся споры по поводу того, как должен выглядеть "истинный российский флаг", а текст к гимну многими не принимается, хотя всё это уже официально утверждено. Это характеризует политическую культуру России как несформированную, стоящую на переходной ступени и достаточно пассивную.
Политическая культура в государстве сохраняется далеко не всегда. Ее нормы и правила поддерживаются и принимаются не всеми группами общества. Там же, где основной формой взаимодействия становится насилие, несоблюдение основных прав человека, политическая культура гибнет вообще, уступая место иным взаимоотношениям граждан с властями.
Политическая культура советского периода была разрушена, создается новая во многом противоположная предыдущей. В современной России:
· выборный президент и парламент;
· многообразие политических партий;
· свободная пресса;
· частная собственность, как фундамент политической власти и мировоззрения и т.д.
Однако невозможно, чтобы все граждане, участвующие в политике, строили свои отношения на правилах и образцах самой передовой политической культуры.
Эти образцы разные. Они сформировались в конкретных исторических условиях той или иной страны. Политическая культура не является универсальным политическим явлением, пронизывающим все фазы и этапы политического процесса любой страны. Но можно надеяться, что в России, активно впитывающей мировой опыт, она будет способна оказывать влияние на формы организации политической власти, строение ее институтов, характер межгосударственных отношений.
Контрольные вопросы и задания
1. Дайте определение общей и политической культуры и покажите их взаимосвязь.
2. На конкретных примерах покажите политическую культуру как однородный сплав знаний, убеждений и действий.
3. Покажите этапы становления научной концепции «политическая культура».
4. Покажите как проявляется политическая культура на когнитивном, нормативно-оценочном, поведенческом уровнях, а также какую роль играют политическая символика, политический язык и идеология.
5. Раскройте содержание патриархальной, подданнической, активистской политической культуры. Кто автор этой классификации?
6. Раскройте функции, которые выполняет политическая культура в различных политических режимах
7. Покажите характерные черты и признаки современной демократической политической культуры.
8. Почему политическое воспитание молодежи выдвигается на первый план во всех типах общества?
9. Назовите основные эмпирически проверяемые показатели сформированности политической культуры личности и раскройте их содержание
10. Дайте характеристику современной российской политической культуры.
11. Покажите в сравнении основные характерные черты советской и современной российской политической культуры.
12. Какие основные проблемы встают в нашей стране в области становления демократической политической культуры.