Ежегодный доклад о состоянии законодательства.
Полномочия
1) утверждение границ между субъектами
2) утверждение указа Президента о введении ЧП (в теч. 72 часов) и военного положения
3)решение вопроса об использовании Вооруж. Сил за рубежом
4)назначение выборов Президента
5)отрешение Президента от должности
6) назначение судей КС, ВС, ВАС
7)назначение/освобождения Ген. прокурора
8)назначение/освобождение Замов Председателя Счётной Палаты и 50% аудиторов
9)законодательная инициатива
10) участие в парламентском расследовании
11)обязательное рассмотрение по вопросам ратификации м/н договоров
12) обращение в КС
13) назначение 5 членов ЦИК РФ
72. Государственная Дума: конституционный статус и полномочия.
Порядок формирования:
450 депутатов
Избираются по единому федеральному округу по списку партий.
Срок (созыв): 5 лет (до 2008 - 4)
Полномочия
1) Согласие Президенту на назначение Председателя Правительства
2)Решение вопроса о доверии Правительству (2 процедуры: сама либо в ответ на вопрос Председателя Правительства о доверии, сначала голосуют за доверие – если нет 226 голосов «отказ в доверии», то голосуют за недоверие)
3) Рассмотрение ежегодного отчёта о результатах его деятельности
4) Назначение/освобождение Председателя ЦБ по кандидатуре Президента
5) Назначение/освобождение членов Совета директоров ЦБ
6) Рассматривает проект ЦБ об основных направлениях единой денежной-кредитной политике
7) Назначение/освобождение Председателя Счётной Палаты и 50% аудиторов (6)
8) Назначение/освобождение УПЧ
9) Амнистия
10) Выдвижение обвинения против Президента (создаётся Комиссия)
11) Принятие ФЗ
12) Бюджетные полномочия (Правительство представляет бюджет ГД, принимает в 3 чтения, до 2007 в 4 чтениях)
13) Участие в парламентском расследовании
14) Ратификация и денонсация
15) Обращение в КС
16) назначает 5 членов ЦИК РФ
Взаимоотношения Совета Федерации и Государственной Думы.
2 разных принципа взаимоотношения:
ПРИНЦИП РАВЕНСТВА (РАВНОПРАВИЯ) (у всех представительных органов СССР до перестройки)
ПРИНЦИП РАВЕНСТВА (РАВНОПРАВИЯ) (у всех представительных органов СССР до перестройки) | ПРИНЦИП ВЕРХНЕЙ И НИЖНЕЙ (СФ и ГД) |
-примерно равное кол-во депутатов -одновременно работают -часто заседают совместно -создают совместные органы – комитеты на паритетных началах -общие вопросы в повестке дня (есть и специальные для каждой палат) -при споре либо мирно, либо распускаются обе | - разное кол-во депутатов -не работают совместно -совместны заседания в исключительных случаях (послания Президента, КС, выступления руководителей иностранных государств) -не создают общих органов (искл.: парламентский контроль) -у каждой палаты свои полномочия, своя повестка дня «Нижняя-Верхняя», т.к. законопроекты снизу-вверх. |
Парламентский контроль:
«ФЗ о парламентском расследовании»
Цель:
-обеспечение прав и свобод Ч и Г
-контроль за деятельностью Правительства, ИСП органов, органов м/с
-выявление нарушений причин и условия возникновения фактов для парламентского расследования
Парламентское расследование:
-факты массового и грубого нарушения прав и свобод
-обстоятельства повлекшие ЧС техногенного и природного характера
Парламентская комиссия для расследования создаётся из депутатов ГД и членов СФ.
Доклад рассматривается и утверждается каждой палатой.
Законодательный процесс
Если СФ не одобряет проект, прошедший в ГД -> ГД голосует снова 2/3 -> на подписание Президенту
Т.е. нижняя сильней.
Внутренняя структура, Регламент и организация работы Совета Федерации.
«Регламент СФ» -2002 года
Органы
I)Председатель– 3 лицо в гос-ва после Президента и Председателя Правительства
Имеет 1ого зама и замов (не могут быть из одного субъекта)
Избираются тайным голосование в СФ простым большинством.
Кандидатуру председателя выдвигают члены СФ.
Кандидатуры замов и 1ого зама выдвигает Председатель СФ.
Полномочия:
-организует работу СФ
-обеспечение законодательного процесса
-представительство в отношении с др. органами (назначает полпредов в Правительстве, ВС, КС, ВАС, Счётной Палате, ГД и т.д.)
-руководство аппаратом
II)Совет палаты.
Постоянный коллегиальный орган по организационным вопросам.
Состав по должности Председатель, замы, Председатели комитетов и комиссий (нет в ГД))
Полномочия:
-утверждает график работы
-повестка дня
-назначает слушания
-направляет за рубеж для межпарламентского сотрудничества
и т.д.
III)Комитеты и комиссиидля реализации полномочий СФ
Комитет – постоянно действующий орган. 7-15 человек. Реализует планы комисиий.
Комиссии – постоянные и временные (более детализированные вопросы). 11-25 человек. Разрабатывает стратегию.
Комитеты (16):
1. по Конст. законодательству
2. по правовым и судебным вопросам
3. по делам Федерации и региональной политике
Постоянные комиссии (11)
1. по взаимодействию с Счётной Платой
2. по Регламенту и организации парламентской деятельности
-разрабатывают законопроекты
-готовят проект по бюджету в своей сфере
-предварительно рассматриваю законопроекты, принятые в ГД
- предварительно рассматриваю законопроекты и поправки предложенные СФ
и т.д.
Согласительные комиссии (члены СФ и ГД, если СФ отклонил проект ГД)
IV)Совещательные органы (нет в ГД)
1. Координационное совещание (Председателя, замов с председателями комиссий и комитетов)– для обсуждения вопросов участия СФ в законотворческой деятельности
2. Рабочие группы
3. Консультативные советы
4. Совет законодателей – объединение, содействие, организационно-техническая помощь другим парламентам в РФ
Порядок работы.
Бессрочно действующий орган состав ротируется.
Заседания:
-очередные и внеочередные.
-открытые и закрытые при Комитетах
1 раз в год заседает совместно с ГД для заслушания послания Президента.
Сессии:
весенняя – 25.01 – 15.07
осенняя – 16.09 – 31.12
Повестка дня:
Вопросы, обязательно должны быть включены,
Вопросы которые включаются по инициативе членов СФ.
Порядок заседания.
Председает: либо Председатель, либо замы, либо старший член.
На доклады не более 15 минут.
Выступают по разрешению Председателя.
Принятие решений:
½ - обычные
2/3 - обвинение против Президента
¾ - ФКЗ
Процедуры
Правительственный час -приглашение на заседание членов Правительства, Ген. Прокурора, Председателей ЦБ, ЦИК и т.д. – те обязаны отвечать на вопросы.
После ответов решение: обращение к Президенту или Правительству, поручение Счётной Палате, рекомендации должн. лицам.
Прения запрещены.
Парламентские слушания –обсуждение членами СФ и приглашёнными лицами важных проблем внутренней и внешней политики.
Разрешены прения.
Парламентский запрос - письменное обращение должностным лицам. Устный либо письменный ответ.
Ежегодный доклад о состоянии законодательства.
Право на манифестации
Изменения от 8 июня 2012 года
Федеральный закон от 8 июня 2012 г. «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»
ФЗ о шествиях…
- 4) в статье 8:
а) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места (далее - специально отведенные места). Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.";
б) дополнить частью 1.2 следующего содержания:
"1.2. При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В случае направления организаторами нескольких публичных мероприятий уведомлений о проведении публичных мероприятий в специально отведенных местах в одно и то же время очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующего уведомления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления".
в) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. После определения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи специально отведенных мест публичные мероприятия проводятся, как правило, в указанных местах. Проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 12 настоящего Федерального закона.";
г) дополнить частью 2.2 следующего содержания:
"2.2. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры.";
5) в статье 9 слова "позднее 23 часов" (С.А.: речь идет о предельном времени публичного мероприятия) заменить словами "позднее 22 часов, за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания";
6) в части 1 статьи 10 слова "подачи уведомления о проведении" заменить словами "согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения" (С.А.: обращаю внимание на принципиальное изменение законодательства – теперь хотя бы ясно сказано о возможностях исполнительной власти).
КОАП:
3) в абзаце первом части 1 статьи 3.5 слова "для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей" заменить словами "для граждан в размере, не превышающем пяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, частью 4 статьи 20.25 настоящего Кодекса, - трехсот тысяч рублей; для должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, частями 1 - 4 статьи 20.2, статьями 20.2.2, 20.18 настоящего Кодекса, - шестисот тысяч рублей";
"Статья 20.2.2. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка
1. Организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, -
влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, - влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов; на должностных лиц - от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Примечание. Организатором не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах для целей настоящей статьи признается лицо, фактически выполнявшее организационно-распорядительные функции по организации или проведению не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах.".