Методические указания и материалы. 1. Изучение первого вопроса начните с выяснения причин, которые делали необходимым проведение в стране форсированной индустриализации
1. Изучение первого вопроса начните с выяснения причин, которые делали необходимым проведение в стране форсированной индустриализации. Расскажите о тех спорах по вопросу о темпах и методах индустриализации, которые шли в руководстве партии большевиков (позиции Н. Бухарина, А. Рыкова и И. Сталина). Рассмотрите вопрос о том, какие ресурсы были доступны для осуществления такой политики.
Покажите связь между курсом на форсированную индустриализацию и политикой насильственной коллективизации крестьянства. Рассмотрите методы коллективизации (налоговые льготы, предоставление кредитов и техники колхозам, «раскулачивание» и высылка зажиточных единоличников и др.). Какой ценой И. В. Сталин обеспечил промышленный рывок в годы первой, самой тяжелой, пятилетки. Вспомните в этой связи голод 1932–1933 гг. Обратите внимание на энтузиазм трудящихся (стахановское движение), с одной стороны, и труд заключенных ГУЛАГа, с другой. Проанализируйте результаты выполнения планов второй и третьей пятилеток, которые вывели СССР на первое место по объему промышленного производства в Европе.
Расскажите о сути, формах и результатах «культурной революции».
2. При рассмотрении второго вопроса вспомните материалы прошлых занятий и объясните, почему в СССР уже в период гражданской войны сформировалась жесткая однопартийная система, которая сохранилась и в условиях нэпа? Почему к концу 1920-х гг. была свернута внутрипартийная демократия в правящей партии? Подумайте о том, как многовековые российские традиции самодержавной власти влияли на процесс формирования культа личности И. В. Сталина. Обратите внимание на то обстоятельство, чтоИ. В. Сталин укреплял свою личную власть в условиях, когда задачи форсированной индустриализации объективно требовали усиления административно-командных методов управления народным хозяйством страны. Однако они не требовали установления единоличной диктатуры вождя, свободного от всех форм партийного и государственного контроля. Столкнувшись с нарастающей оппозицией своему курсу и стилю руководства, как в стране, так и в партии, И. В. Сталин развернул массовые репрессии против своих политических противников. Расскажите о крупных процессах 1937–1938 гг., в ходе которых были уничтожены политические соперники И. В. Сталина. Отметьте то обстоятельство, что массовые репрессии развернулись в момент, когда в стране была принята Конституции СССР 1936 г. Проанализируйте ее основные положения и покажите, что многие нормы политического характера, несмотря на внешнюю демократичность, носили декларативный характер.
3.Рассмотрениетретьеговопроса начните с анализа мирового экономического кризиса 1929–1933 гг. и различных методов выхода из него («новый курс» Ф. Рузвельта в США, социал-реформизм во Франции, фашизм в Италии и Германии). Проанализируйте подробнее идеологию национал-социализма в Германии, которая стала основой для агрессивной политики Гитлера в Европе. Расскажите о стремлении правительства СССР создать систему коллективной безопасности в Европе и о политике «умиротворения» Гитлера, которую проводили правительства Англии и Франции. Расскажите об аншлюсе Австрии и захвате Судетской области у Чехословакии. Объясните, почему переговоры СССР с Англией и Францией о заключении договора о взаимопомощине привели к положительным результатам,и СССР подписал советско-германский договор о ненападении от 23 августа 1939 г. Проанализируйте содержание приложенного к договору секретного протокола о разделе сфер влияния. Какие точки зрения существуют в современной исторической науке в оценке роли этого договора и секретного протокола в развязывании Второй мировой войны. Отметьте, что договор (пакт) дал возможность советскому правительству оттянуть сроки нападения Германии на СССР и вернуть ряд территорий бывшей Российской империи, потерянных в годы Гражданской войны и иностранной интервенции.
Обратите внимание, что заключение договора с Германией пришлось на момент вооруженного конфликта СССР с Японией на реке Халхин-Гол в Монголии. Япония, захватив китайскую Манчжурию в 1932 г., по сути, начала масштабную агрессию в Азии, создав угрозу советскому Дальнему Востоку.
Вопросы для самоконтроля
1. Расскажите о причинах перехода к форсированной индустриализации?
2. Выделите характерные черты советской политической системы. Какие изменения были закреплены в Конституции 1936 г.?
3. Почему страны Запада проводили политику «умиротворения» гитлеровской Германии? Как это повлияло на внешнюю политику СССР?