Глава 12. Политико-правовыеучения в России XVIII в.
Решение вопроса крепостного права. Как историк В.Н. Татищев считает крепостное право, с одной стороны, вполне закономерным, поскольку исторически сложилось разделение труда (крестьянство зависит от дворян), а с другой стороны, ошибкой Бориса Годунова, который отменил Юрьев День, что привело к полному закрепощению крестьян.
Он анализирует также ситуацию на Западе: там нет крепостного права, и это полезно государству.
Татищев приходит к парадоксальному выводу: отменить в России крепостное право будет еще большим злом, чем не отменить, потому что:
1) отмена крепостного права не согласуется с системой
самодержавия; укоренившийся обычай неволи отменять
небезопасно;
2) мужик ленив и, если дать ему волю, он погибнет.
В работе «Краткие экономические до деревни следующей записки» (1742) Татищев приводит перечень из 20 пунктов, в которых описывает признаки ленивого крестьянина: ранее всего приступает к еде, здоровый по миру ходит и милостыню просит, в доме квасу нет, сверчки и тараканы и т.п.
В этой же работе дает инструкцию дворянству, предлагая ввести:
• тотальный надзор над крестьянами;
• строгие меры внеэкономического принуждения.
Татищев внес существенный вклад в отечественную теорию форм правления государства. Это один из первых русских мыслителей, который стал использовать теории естественного права и договорного происхождения государства для объяснения проблем государства и права. Многие идеи Татищева опередили его время. В записке, направленной им в1743 г. в Сенат, Татищев предложил ограничить монархию посредством создания выборного двухпалатного государственного органа.
12.3. Политико-правовая идеология купечества. И.Т. Посошков
Посошков Иван Тихонович(ок. 1652-1726) — русский мыслитель и публицист, один из первых идеологов купечества.
12.3. Политико-правовая идеология купечества... . 199 Эпоха. Реформаторская деятельность Петра I. В это время создавались специальные комиссии, целью которых было провести систематизацию законодательства, значительно выросшего по объему, на базе Соборного уложения 1649 г.
Биография. Происходил из семьи непашенных крестьян, занимавшихся серебряным и иконным промыслами. Выучился грамоте и освоил монетное, пушкарское и строительные ремесла. Скопив первоначальный капитал, занялся предпринимательской деятельностью в Петербурге и Новгороде — был купцом, заводчиком. С 1696 по 1704 г. занимался финансовыми операциями на денежном дворе. Посошков горячо поддерживал многие реформы Петра I, встречался с ним лично в 1697 г. Мыслитель-самоучка, Посошков написал несколько писем Стефану Яворскому с предложениями о развитии просвещения, ряд проектов: «О денежном деле», «О ратном поведении», «О новоначинаю-щихся деньгах», книги «Зеркало очевидное», «Завещание отеческое» и главное свое произведение — «Книгу о скудости и богатстве». Вероятно, именно «Книга» стала причиной его ареста в 1725 г. и смерти в Петропавловской крепости.
Логическое основание политико-правового учения. Религиозное мировоззрение. Рассмотрение политических и правовых проблем с точки зрения «блага государства».
Основная работа — «Книга о скудости и богатстве» (1724). Это сочинение, написанное в форме Соборного уложения и адресованное непосредственно Петру I, долгое время существовало только в виде рукописи. Первая публикация датируется 1842 г.
Содержание политико-правового учения. Идеальной формой государственного правления И.Т. Посошков считает абсолютную монархию. Он уподобляет абсолютного монарха самому Богу: «Наш государь... подобен Богу». Полномочия абсолютного монарха Посошков выводит, используя прием аналогии: «Яко Бог всем светом владеет, тако и царь в своем владении имеет власть».
Под общим благом российского государства Посошков понимал упорядоченность сословных обязанностей и прав. Он выделял четыре сословия: 1) купечество; 2) дворянство; 3) духовенство; 4) крестьянство. Необходимо, полагал Посошков, изменить социальный и правовой статус всех этих
сословий.
Проблемы русского купечества были особенно близки Посошкову, так как он сам некоторое время был купцом. Он считал, что нужно по-новому оценить значение дея-
..шшшт..
200 Глава 12. Политико-правовые учения в России XVIII в.
тельности купцов для процветания русского государства, которое проводит активную военную политику: «Без купечества... ни великое, ни малое царство стояти не могут... Купечество воинству товарищ, воинство воюет, а купечество помогает и всяки потребности им уготовляет».
И.Т. Посошков выступал за введение запрета на торговлю для всех сословий, кроме купечества. Необходимость проведения протекционистской политики государства в отношении купцов он обосновывал тем, что беспошлинная торговля представителей других сословий наносит ущерб государственной казне: «Ныне торгуют бояре, дворяне, офицеры, и солдаты, и крестьяне».
Для блага российского государства Посошков призывал Петра I существенно изменить правовой статус дворянства. Необходимо наложить на дворян новые обязанности, а не закреплять за ними очередные привилегии. Посошков полагал, что если дворянин «в доме своем живет и крестьянами владеет, а великому государю никакой службы не показал, то у таких бы (помещиков) людей отнимать и отдавать тем, которые его царскому величеству служат».
Духовенство, считал Посошков, мало способствовало процветанию российского государства. Он обличал недостатки представителей этого сословия за необразованность («они наши пастыри, они и отцы, они и вожди, — а в книжном учении и разумении не весьма довольни») и неспособность нести людям веру и проводить церковные службы.
Эти недостатки могли, по представлению Посошкова, привести к возникновению ересей в России. Он считал, что священники должны служить прежде всего государству, призывая паству, «чтобы отнюдь ничего не таили: и буде правдою будут яко Бету, тако и Царю отделать десятину, то бог их "благословит всяким изобилием"».
Крестьянство в России представлялось Посошкову основным производительным классом: «Крестьянское богатство — богатство царственное, а нищета крестьянская — оскудение царственное». Однако в России, сообщал Посошков, крестьянство бедное, и государство от этого не процветает. Он выделил три причины бедности крестьян:
S лень самих крестьян;
•S произвол помещиков;
S невнимание правительства.
«Крестьянское житие скудостно ни от чего инаго, токмо от своея их лености, а потом от неразсмотрения правителей, и от помещичьего насилия, и от небрежения их».
12.3. Политико-правовая идеология купечества...
И.Т. Посошков предлагал проблему ленивого крестьянина решать самому помещику. Вслед за В.Н. Татищевым Посошков делал ставку на внеэкономический метод — принуждение. Помещики должны будут неусыпно следить за тем, чтобы крестьяне работали все дни недели, кроме праздничных — на себя ли, на помещика ли, — лишь бы не «ле-
жебочили».
Произвол помещиков по отношению к крестьянам и невнимание правительства ко всему сословию крестьян Посошков предлагал исключить следующим образом: принять царский указ об ограничении крестьянской повинности (оброка и барщины) в пользу помещика и царской казны. Посошков предполагал, что размер повинности должен быть определен съездом дворян и затем утвержден царем.
Посошков верил в то, что в России можно установить режим законности, не отменяя крепостного права. Но режим законности может сложиться лишь в том случае, если вместо Соборного уложения 1649 г. будет введено в действие новое Соборное уложение, в разработке которого примут участие все слои российского общества. Посошков предлагал созвать всесословное Собрание, в которое будут делегированы по два-три человека от духовенства, дворянства, купечества, людей сыска и надзора, солдат, крестьянских старост, «детей боярских» — холопов.
На следующей стадии проект Соборного уложения поступает на обсуждение всех сословий: «Всем народом освидетельствовать самым вольным голосом, а не под принуждением». Таким образом, считал Посошков, можно будет добиться признания всеми этого Уложения: «Дабы потом не жаловались на сочинителей той новосочиненной книги, для того и надлежит вольным голосом освидетельствовать».
Посошков возлагал большие надежды на судебную реформу, которая позволила бы обеспечить законность. Он выступил за создание в России внесословных судов: «Суд устроити един, каков земледельцу, таков и купецкому человеку, убогому и богатому, солдату и офицеру».
И.Т. Посошков отводил судам главную роль в осуществлении указа об ограничении крестьянских повинностей. Так, например, если крестьянин донесет суду, что помещик берет сверх положенного царским указом, то получает волю и 50 рублей. Крестьянин, который не донес на помещика, нарушающего указ, наказывается кнутом. Помещик, уличенный в нарушении указа, лишается судом земли и крестьян.