Модели коммуникативной деятельности
Практичка №2
Типология коммуникации.
План:
1. Типология элементов коммуникации.
2. Типология культур.
3. Социальные сферы коммуникации.
Задания для самостоятельной работы:
1. Какие формы, средства и виды коммуникации преимущественно используются в этих сферах? Кто выступает в роли коммуникантов (индивиды или коллегиальные коммуниканты)? Кто несет на себе основную долю ответственности за дискурс (речедействия)?
2. Какие основные жанры в разных сферах коммуникации, какие средства и нормы коммуникативного поведения используют коммуниканты? Какие роли используют участники коммуникативного процесса в описанной вам сфере? Пример см.ниже:
Бытовая коммуникация |
Жанры: | Нормы коммуникативного поведения: | Роли: | Средства: |
· Бытовой диалог; · Семейная ссора; · Объяснение в любви; · Замечание родителей… | · Неформальное общение; · Дружеская дистанция… | · Родитель; · Ребенок; · Муж… | · Разговорная лексика; · Интимный подарок; · Поцелуй… |
3. Проведите первичный анализ коммуникативного акта (события) в сфере бизнес-коммуникации (например, презентация фирмы или продукта, техническая или торговая выставка и т.п.), основываясь на собственном опыте, видеофрагментах и печатных материалах. Используйте схему анализа (см. Приложение).
4. Проведите первичный анализ коммуникативного акта (события) в сфере научной коммуникации (например, доклад на международном научном конгрессе или конференция в интернете), используя схему анализа.
5. Проведите первичный анализ коммуникативного акта (события) в сфере торговли (например, оформление супермаркета или распродажа товаров).
6. Проведите первичный анализ коммуникативного акта (события) в организации (начальство – подчиненные) и между организациями (делегация А – делегация В на переговорах).
Практичка №3
Модели коммуникативной деятельности
План:
1. Моделирование коммуникации в разных парадигмах.
2. Нелинейные модели коммуникации.
Задания для самостоятельной работы:
1. У «наивного пользователя» (незнакомого с теориями) также имеются свои модели коммуникации, то есть, представления о том, как устроен коммуникативный процесс. Можно ли разделить таких коммуникаторов на две условные группы: «Слушай, что говорю!» и «Давайте вместе подумаем!»? Какие теоретические подходы это напоминает? Понаблюдайте за руководителями фирм и предприятий, политиками и общественными деятелями, детьми и родителями, предложите свои варианты.
2. Какая особенность коммуникации использована авторами следующего рекламного объявления (из газеты Ва-Банк, Воронеж). Кто, по Вашему мнению, является получателем этого сообщения, нарисуйте его «портрет».
3. Какие еще теории и модели коммуникации Вам известны (из литературы, из интернета, из других источников)? Какие из них больше всего подходят для понимания сути практической работы в Вашем будущем PR-агентстве (рекламном агентстве, пресс-службе, отделе по связям с общественностью и т.п.)?
4. Проанализируйте следующий фрагмент коммуникации и интернет-форума. Какой вид коммуникации - устный или письменный - более напоминает данный образец? Какие параметры коммуникации по составу участников и т.п?
Практичка №4