Внешняя и внутренняя политика
Первая мировая война серьезным образом повлияла на дальнейшее формирование японской экономики. Пересмотр договоров с западными державами, развитие внешних контактов, контроль Китая и Кореи — все это сделало Японию практически монополистом на азиатском рынке. После войны Япония активно вкладывала инвестиции в экономику других стран. Растущий экспорт послужил хорошим стимулом роста промышленности, темпы ее развития поражали: объем продукции вырос почти в два раза всего за пять лет. В развитии промышленности приоритет отдавался тяжелой промышленности. Война положительно сказалась на развитии крупнейших фирм, только обогатившихся за время военных действий: Мицуи, Мицубиси, Ясуда и другие. Вместе с тем резко ухудшилось положение рабочих и крестьян, недовольных ростом цен и увеличением налогов. По стране прокатилась волна так называемых рисовых бунтов. Хотя эти восстания были жестоко подавлены, одним из следствий «народного гнева» стала отставка правительства Тэраути, настроенного на ведение войны, и приход к власти нового правительства во главе с Хаара — лидером партии землевладельцев и крупных капиталистов. Также после бунтов развернулось массовое движение за всеобщее избирательное право, усиление которого заставило правительство пойти на уступки — был значительно снижен имущественный ценз.
После 1-й мировой войны Японии удалось получить некоторые колонии Германии.
На Парижской мирной конференции 1919 года Япония добилась официальной передачи в ее ведение всех тихоокеанских территорий, ранее принадлежавших Германии. Западные державы, рассчитывающие на поддержку Японии в борьбе с распространением коммунизма, согласились на эти требования. Япония согласилась участвовать в антисоветской борьбе и была в числе интервентов, вторгшихся на территорию Советского Союза в 1920 году. Однако Япония и здесь оставалась верна своим интересам: в Советском Союзе ее интересовал только Сахалин, дальше оккупации которого она не продвинулась. Сахалин находился в фактическом владении Японии вплоть до установления русско-японских отношений в 1925 году. Японский народ, в среде которого широкое распространение получили социалистические идеи, сочувственно относился к проблемам социалистической России, к тому же интервенция требовала напряжения сил от почти полностью истощенной страны. Недовольство политикой правительства назревало даже в армейских кругах, чье содержание было резко сокращено из-за отсутствия достаточного финансирования со стороны почти нищего государства, обладавшего, тем не менее, огромными амбициями.
Происходил рост промышленности, особенно военной, наблюдалось усиление финансово-промышленных концернов, но сохранялись феодальные пережитки в сельском хозяйстве. В 1920-30-х гг. Японию постоянно потрясали кризисы. Выход был найден в создании военно-полицейского режима и в агрессивной внешней политике. Подготовка к новой большой войне стала определяющим фактором государственной жизни.
Мировой кризис вызвал массовую безработицу. Кризис усугубился еще и тем, что после окончания войны Япония вновь потеряла свои позиции на азиатском рынке, куда вернулись западные предприниматели, чья продукция безусловно была лучше. Все эти обстоятельства были выгодны западным державам, особенно США, желавшим умерить японский аппетит в распространении своего влияния.
12 ноября 1921 года в Вашингтоне была созвана конференция, в которой приняли участие все страны Западной Европы, желающие разрешить спорные вопросы касательно тихоокеанских территорий. В результате этих переговоров были заключены соглашения, в значительной мере ослабившие позиции Японии. Установилось некое «равновесие» мировых держав, но Япония не была намерена мириться с новым положением дел. Не прошло и 10 лет, как она нарушила этот хрупкий тихоокеанский баланс.
В сложной внутриполитической обстановке послевоенной Японии Токио направлял ход перемен в нужное русло политикой «кнута и пряника». С одной стороны, новые избирательные законы увеличили число легальных участников политической жизни с 1,5 млн. до 12 млн. чел. мужского населения. С другой стороны, параллельно демократизации избирательного процесса увеличивались возможности Правительства оказывать на широкие массы политико-идеологическое воздействие, в т. ч. в националистическом духе. Для пресечения нежелательных тенденций общественного развития правящие круги прибегали к испытанной тактике массовых и тайных репрессий («дело Котоку» 1911 г., подавление «рисовых бунтов» 1918 г., обвинение левых в мародерстве во время землетрясения 1923 г., арест и убийство 6 тыс. левых в «день бури» 15 марта 1928 г. и т. д.). В 20 гг. был ужесточен «Закон об опасных мыслях» усилением меры наказания с 10 лет заключения до смертной казни. Политика сочетания уступок и репрессий изуродовала общественно-политический процесс, способствовала усилению правоэкстремистских тенденций практически во всех слоях японского общества. Жестко подавляемое рабочее и социалистическое движение не смогло стать преградой правому экстремизму во внутренней и внешней политике страны.
Быстрые темпы промышленного развития Японии и концентрация внимания на отраслях ВПК способствовали появлению на его предприятиях довольно многочисленного отряда рабочего класса, находящегося в положении «рабочей аристократии» и носителя реформистской и националистической идеологии. Для большей же части пролетариата мелких и средних предприятий, за счет сверхэксплуатации которой обеспечивались быстрые темпы роста экономики, характерны анархо-синдикалистские настроения и выступления, не опасные для режима в принципе.
Созданная в 1922 г. КПЯ вынуждена была изначально бороться в первую очередь со своими оппонентами внутри рабочего движения (против парламентских иллюзий реформистов с одной стороны, против анархо-синдикализма с другой стороны — анархисты, к тому же, не желали признания СССР из-за «диктатуры пролетариата»). Идейно-организационная раздробленность рабочего движения привела к аналогичному положению и в КПЯ, борьбе ликвидаторов и леваков в ее руководстве. Подпадая под действие Закона об опасных мыслях, КПЯ работала в условиях крайней конспиративности, препятствовавшей расширению влияния партии в массах. Масштабы репрессий были столь велики (за 1928-33 гг. по подозрению в коммунистической деятельности арестовано 62 тыс. человек), что с 1935 г. КПЯ уже не представляла из себя единой организованной силы. Поскольку правящие круги Японии видели в КПЯ единственную реальную опасность своему внутреннему и внешнеполитическому курсу, они применяли против нее особо жестокие методы подавления (член ЦК КПЯ Сеити Исикава после 20-летнего тюремного заключения умер от истощения с весом 33,7 кг при росте 170 см). С другой стороны, тайная полиция содействовала проникновению в руководство КПЯ с последующим переходом сначала на позиции «национального социализма», а затем и проводников идей японского фашизма, ряда деятелей (Манабу Сано, Садатика Набэяма). Сочетание вышеуказанных объективных и субъективных факторов не позволило КПЯ мобилизовать широкие народные массы, чтобы преградить путь войне и фашизму.
Летн война 1930 1945
С начала 30-х гг. Япония ведет войну против Китая и одновременно осуществляет подготовку к расширению агрессии.
Япо́но-кита́йская война́ (7 июля 1937 — 9 сентября 1945) — война между Китайской Республикой иЯпонской империей
, начавшаяся до Второй мировой войны и продолжавшаяся до её окончания.Несмотря на то, что оба государства вели периодические боевые действия с 1931 года, полномасштабная война развернулась в 1937 году и закончилась капитуляцией Японии в 1945. Война явилась следствием проводившегося в течение нескольких десятилетий империалистического курса Японии на политическое и военное господство в Китае для захвата огромных сырьевых резервов и других ресурсов. В то же время, нарастающий китайский национализм и находящие всё более широкое распространение идеи самоопределения (как китайского, так и других народов бывшей империи Цин) сделали военное столкновение неизбежным. До 1937 года стороны сталкивались в спорадических боях, так называемых «инцидентах», так как обе стороны по многим причинам воздерживались от развязывания тотальной войны. В 1931 году произошло вторжение в Маньчжурию (также известное как «Мукденский инцидент»). Последним из подобных инцидентов стал инцидент на Лугоуцяо — обстрел японцами моста Марко Поло 7 июля 1937 года, обозначивший официальное начало полномасштабной войны между двумя странами.
С 1937 по 1941 годы Китай сражался, опираясь на помощь США и СССР, заинтересованных в затягивании Японии в «болото» войны в Китае. После нападения японцев на Пёрл-Харбор Вторая японо-китайская война стала частью Второй мировой войны.
В 1937-1939 и 1940-1941 гг. на посту министра-президента был ставленник милитаристов - принц Коноэ, который активно выступал за тоталитаризм. В правительство включались представители армии, флота и крупнейших концернов. В результате было провозглашено создание "Новой политической структуры". Все легальные партии "самораспустились", взамен создавалась полуобщественная, полугосударственная организация - "Ассоциация помощи трону", которая возглавлялась министром-президентом. Низовые ячейки Ассоциации создавались по всей стране и возглавлялись представителями военной и гражданской бюрократии, а также пользующимися доверием руководителями самораспустившихся партий. Взамен распущенных профсоюзов были созданы "Общества служения отечеству", возглавляемые назначаемыми правительством должностными лицами. В деревне была введена по существу средневековая система двенадцатидворок: одному благонадежному предоставлялось право контроля за остальными (включая умонастроения) и сбором налогов.
Результатом этих мер стало усиление полицейского режима, слежка, подавление инакомыслия, пропаганда шовинизма, культ императора. В итоге фактически все взрослое население страны было включено в глобальную военно-бюрократическую структуру, призванную организационно и идеологически подготовить население к войне.
Дополнением к "Новой политической структуре" стала «Новая экономическая структура» - принудительное объединение предприятий по территориально-отраслевому принципу. Во главе каждого подразделения находилось назначаемое правительством лицо, в ведении которого входили производство и сбыт, рабочая сила, зарплата, определение цен и т.д. Забастовки объявлялись государственным преступлением. Общества служения отечеству включались в «новую экономическую структуру». Продолжительность и интенсивность труда рабочих резко возросли. Усилилась милитаризация экономики.
7 декабря 1941 с нападения на военную базу Перл-Харбор Япония развязала войну с США, а вскоре и с другими государствами—членами антигитлеровской коалиции.