Формы государственного устройства.

Под формой государственного устройства понимают национально-территориальное или административно-территориальное устройство государства, а также характер и принципы взаимоотношений между государством и его частями.

Существуют две основные разновидности форм государственного устройства: унитарное государство и федеративное. Унитарное государство является единым, цельным государственным образованием, состоящим из административно-территориальных единиц, которые подчиняются центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладают.

Основные черты унитарного государства:

- единая система высших органов власти и управления;

- одна Конституция и единая система законодательства;

- единая денежная система;

- общая налоговая и кредитная политика;

- одно гражданство;

- единые вооружённые силы.

Более сложной формой государственного устройства является федерация, субъекты которой обладают в определённой мере государственным суверенитетом.

В различных странах федеративное государственное устройство имеет свои уникальные особенности, которые определяются историческими условиями образования конкретной федерации, в том числе национальным составом населения, своеобразием культуры и быта народов и т. д. В месте с тем можно выделить наиболее характерные юридические признаки для большинства федеративных государств. В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти, решения которых являются обязательными для субъектов федерации в той мере, в какой это определено законом. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти субъектов федерации – республик, земель, штатов, кантонов и т. п.

Территория союзной федерации состоит совокупности территорий её субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Для федерации характерны федеральные вооруженные силы, единая финансовая, налоговая, денежные системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы.

Определённая государственная самостоятельность субъектов федерации закрепляется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

Одной из важнейших, хотя и менее распространённой формой государственного устройства является конфедерация – не союзное государство, а союз государств, при котором государства, образующие конфедерацию, полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие органы власти, управления и правосудию. Для координации совместных действий государства члены конфедерации создают объединённые органы. Последние функционируют лишь в строго определённых целях (экономических, военных, политических).

Конфедерация, как правило, носит временный характер и нередко выступала промежуточным звеном на пути движения государств к образованию федерации (США, Швейцария) или распадалась (Австо-Венгрия, Речь Посполитая). В настоящее время конфедерацией в формально-юридическом плане считается Швейцария, хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются в Содружестве Независимых Государств (СНГ) и Европейском союзе (ЕС).

3.Политико-правовой режим: понятие и виды.

Под политико-правовым режимом понимается совокупность методов и средств осуществления государственной власти. Это наиболее динамичная сторона государства, чутко реагирующая на наиболее важные процессы и изменения, происходящие в экономической и социальной сферах.

Политических режимов (в узком и широком смысле) существует много, постольку на них оказывает влияние целый ряд обстоятельств: сущность и форма государства, характер законодательства, соотношение социально-политических сил в стране, международная обстановка и многое другое.

Разные исторические эпохи знают разные политические режимы.

Всё многообразие политических режимов можно свести к двум разновидностям – демократическому и недемократическому.

Политико-правовую сторону демократического режима можно охарактеризовать следующими основными чертами:

- плюрализм в общественно-политической жизни. Этот принцип проявляется в деятельности различных партий, других общественных организаций и объединений, которые представляют интересы самых различных социальных групп и слоёв населения;

- реализация в практике прямого воздействия населения на характер государственной власти через избирательную систему;

- предоставление свободы личности в экономической, политической и культурной деятельности.

Содержательная сторона недемократических политических режимов (деспотического, тиранического, авторитарного, тоталитарного) противоположно чертам режима демократии. Её отличает прежде всего следующее:

- сведение к минимуму или ликвидация каких бы то ни было политических прав и свобод;

- низкий жизненный уровень населения;

- акцент на карательные меры воздействия;

- агрессивность во внешней политике;

- всеохватывающая милитаризация общественной жизни;

- примат государства над правом, влекущий за собой произвол, нарушения законности, ликвидацию правовых начал в общественной жизни.

Наши рекомендации