ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Государственное образовательное учреждение

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

ИНСТИТУТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

Институт социологии и управления персоналом

Кафедра философии

ПРОГРАММА И КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

По учебной дисциплине

«ЭТИКА»

Для студентов заочной формы обучения

Всех специальностей

Москва – 2009

Программа и контрольные задания по учебной дисциплине «Этика»/

С О С Т А В И Т Е Л И:

кандидат философских наук, доцент

Н.С. ДУБОВИЦКАЯ,

кандидат философских наук, доцент

В.Н. ЕРМОЛАЕВ,

доктор философских наук, доцент

В.Н. ЖУКОВ,

кандидат философских наук, доцент

Л.В. КОЖЕВНИКОВА,

кандидат философских наук, доцент

Г.П. КОЖУХАРЬ,

кандидат философских наук

О.Ю. РОЛДУГИНА,

кандидат философских наук

В.В. УШАКОВ,

кандидат философских наук, доцент

В.И. ШУЛЬГИН,

кандидат философских наук, доцент

А.И. ЩЕРБИНА

О Т В Е Т С Т В Е Н Н Ы Й Р Е Д А К Т О Р

заведующий кафедрой философии,

доктор философских наук, профессор

М.Ю. ЗАХАРОВ

О Б С У Ж Д Е Н Ы

На заседании кафедры философии

Протокол № 5 от «26» февраля 2009

ОБСУЖДЕНЫ И ОДОБРЕНЫ

на Совете по гуманитарному образованию

Протокол № 29 от «10» марта 2009

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Этика является одной из древнейших наук. Она возникла и в течение длительного времени развивалась в рамках философии. Оставаясь и сегодня важнейшей частью философии, этика обретает в то же время особый статус в системе современного научного знания и особое место в современной культуре.

Этика по-прежнему обращается к разрешению фундаментальных нравственных проблем жизни человека и общества и ищет ответы на «вечные» и «проклятые» вопросы: в чем состоит смысл жизни и предназначение человека, какова природа счастья и любви, в чем корень добра и зла, как определить меру социальной справедливости и личной ответственности. В то же время, современное общество все настойчивее требует от этики ответа на такие «практические» вопросы, как: существует ли нравственная аргументация в пользу эвтаназии и смертной казни, можно ли оправдать интересами своего государства продажу оружия другим государствам, должны ли существовать нравственные ограничения в деятельности средств массовой информации, должны ли существовать этические рамки для научной, предпринимательской деятельности, и многие другие. Для компетентного решения этих вопросов этика вынуждена обращаться за помощью к другим наукам – социологии, психологии, биологии, криминологии. Осознание острой потребности общества в подобного рода этическом знании, возникающем на стыке философской теории с новейшими теоретическими разработками частных наук, привело к появлению в ХХ веке так называемой «прикладной этики».

Все свидетельствует о том, что именно прикладная этика становится сегодня наиболее востребованным обществом видом этического знания, способным помочь ему в решении стоящих перед ним проблем.

Этика как учебная дисциплина представляет собой важный элемент единого комплекса гуманитарных дисциплин, включающих в себя логику, риторику, культурологию, историю, философию, и призвана способствовать формированию общей интеллектуальной и нравственной культуры человека.

Целью данной учебной дисциплины является изучение истории и теории этики, процесса исторического развития морали и ее современного состояния, знакомство с основами социальной и прикладной этики, главными аспектами этики управления.

Данная программа предназначена для студентов заочной форм обучения. Она разработана в соответствии с общими требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования всех специальностей ГУУ.

Программа данного курса рассчитана на 60 часов (для специальности «реклама» - 120 часов). Для студентов трехлетнего обучения: 2 часа лекций, 2 часа консультаций и 56 часа самостоятельных занятий (для специальности «реклама» - 116 часов); для студентов четырехлетнего и шестилетнего обучения: 4 часа лекций, 2 часа консультаций и 54 часа самостоятельных занятий (для специальности «реклама» - 114 часов). Она включает в себя следующие разделы: «Этика как наука», «История этических учений» и «Этика и социальная практика». Программа содержит список рекомендуемой литературы (основной и дополнительной) по разделам и темам дисциплины, а также варианты контрольного задания.

Формой контрольного задания является изложение тезисов по трем вопросам, представляющих срез полученных в ходе самостоятельного изучения студентом знаний по заявленным трем разделам программы.

Изучение учебной дисциплины завершается итоговым контролем – зачетом, в ходе которого студент должен продемонстрировать знание места этики в структуре современного научного знания; структуры и основных видов современной этики; специфики и особенностей понимания предмета этики в рамках общей и прикладной, институциональной и профессиональной этик; соотношения общефилософского и прикладного этического знания; основных способов и видов социального приложения этического знания; сущности этического анализа социальных процессов; основных исторических этапов развития этического знания, главных школ, направлений, концепций; важнейших вех и тенденций развития нравов и общественного нравственного сознания; роли морали как универсального регулятора общественных отношений в создании, поддержании и защите принципов и ценностей гражданского общества; основных нравственных проблем современного общества и предлагаемых способов их решения в рамках наиболее влиятельных этических концепций; специфики и особенностей взаимодействия морали как формы общественного сознания с другими формами (наукой, правом, религией, искусством, политикой); специфики и особенностей морали как одного из видов социальной регуляции; места и роли морали в разрешении межгосударственных, межнациональных, межрелигиозных и межконфессиональных, межкультурных конфликтов; места и роли морали в социальном развитии; важнейших понятий и категорий общественного морального сознания и общей этики и их преломление в ценностно-нормативных кодексах профессиональной и прикладной этики; смысла и содержания понятий «социально-ответственное», «социально-полезное» поведение; состояния, «открытых проблем» и основных подходов к осмыслению и решению этих проблем в рамках современной институциональной этики (экономической, правовой, политической, этики СМИ, инфоэтики, биоэтики, этики образования и воспитания, этики менеджмента); наиболее злободневных проблем прикладной этики; роли и значения морали и этики в государственном и социальном управлении; истории формирования и содержание основных концепций этики управления; норм, ценностей, принципов профессиональной этики менеджера в современном социо-культурном контексте; принципов и правил этики и культуры межличностного общения (в том числе, опосредованного техникой: телефон, Интернет и пр.).

Студент также должен показать, что он умеетоценивать социальные явления с точки зрения моральных ценностей; учитывать ценностно-нормативную составляющую социальной практики; прилагать этические понятия и категории к социальной практике; оценивать действия, поступки, решения в категориях «социально-ответственного» и «социально-полезного» поведения»; формировать и критически оценивать нравственные суждения; этически обосновывать свой нравственный выбор; отстаивать свои моральные убеждения и гражданскую позицию в ситуации диалога и полемики; использовать этические знания в процедуре принятия управленческих решений. Кроме того, студент должен продемонстрировать, насколько он владеетметодами и приемами аргументации в области этики, навыками комплексного подхода (на стыке этики и других социальных, гуманитарных и экономических наук) к анализу социальной практики, навыками применения этических знаний в управленческой деятельности.

Наши рекомендации