Русская религиозная жизнь XVI в. по Стоглаву.
Активная деятельность Макария в преобразовании богословской литературы и монашеского уклада жизни позволили более глубоко взглянуть на проблему церковной жизни. Тем более, что действительно были проблемы, требующие решения. С этой по инициативе Макария и царя Ивана Грозного в 1551 г. был созван собор.
В созвании собора, очевидно, в первую очередь был заинтересован сам царь. Главная его цель- добиться от собора в той или иной мере уступки церковно-монастырских недвижимых имуществ, или их доходов, в пользу нужд государства. Такая потребность возникла, т.к. нужно было обеспечивать поместьями все возраставший в своем количестве класс военно-служилых людей.
Две партии: За секуляризацию- царь, Сильвестр, Адащев
В своих доказательствах Иван оперировал 27-ю главами- тезисами Максима Грека «О государственном управлении», они были направлены против злоупотреблений Церковью своими вотчинно- владельческими правами.
Против секуляризации - вся высшая церковная иерархия, т.к. это было посягательство на ее права. Возглавлял эту партию митрополит Макарий.
Собору 1551 г. предшествовали попытки царя посягнуть на церковное имущество, но митрополит с небывалой решительностью и смелостью дал отпор царским претензиям. После такого ответа царю со стороны уважаемого им митрополита, понятно, что секуляризация церковных имуществ не могла быть ни предметом рассуждений, ни результатом собора 1551 года. И только по окончании его, в особом заседании 11-го мая государь постарался провести несколько постановлений, предусматривающих ограничение дальнейшего роста церковного землевладения.
Сам собор был открыт 23 февраля 1551 г. двумя речами царя- краткой устной и пространной письменной. Иван Васильевич предложил отцам собора обсудить составленный в предшествующем году Земский Судебник с точки зрения церковных правил и утвердить его своими подписями. Когда это было сделано, царь представил собору от своего лица список 37 вопросов, касавшихся различных церковных нестроений, затем еще новые 32вопроса.
Важную роль в работе собора играл Макарий, но несмотря на это, нежелательная для Макария тенденция проявилась очень настойчиво во многих пунктах программы и проявилась в такой форме, которая явно выдает своих виновников - советников царя, принадлежавших к партии "нестяжателей."
Вопросы собора:
1) Резкая критика монашества и архиерейства, были подчеркнуты злоупотребления черного духовенства, связанные именно с их имущественно хозяйственными отношениями. Царь обличал монахов, игуменов и архимандритом в привольном житье на счет растраты монастырской казны. Монахи обвинялись в пьянстве, разврате, бесчинии.
ð Контроль за целостностью монастырской казны был поручен государственной власти; было запрещено монастырским властям без нужды выпрашивать у царя лишние угодья и льготные грамоты.
2) Царь обращался к святителям с приглашением помочь своими средствами государственной казне в благоустройстве городских богаделен и в выкупе русских пленников из татарских орд.
ð Церковные иерархи не согласились на это, решили оставить всё как есть.
3) Для прекращения беспорядков в церковной жизни была введена должность поповских старост. Это были выборные от священников. Количество поповских старост в каждом городе определялось особо, видимо, епископами по царскому повелению. Поповские старосты должны были служить в соборах. В помощь им, согласно «Стоглаву», избирались из священников десятские. «Стоглав» зафиксировал, что в обязанности этих выборных лиц входил контроль за правильным ведением службы и благочинием священников.
4) Вынес важное решение относительно «двойных» монастырей в которых одновременно проживали монашествующие обоих полов: монастырям было приписано строго соблюдать обособленность полов и выполнять общежительный устав.
5) Другое постановление Собора касалось осуждения безбожных и еретических книг. Этими книгами были объявлены: «Secveta secvetovum», сборник средневековой мудрости, известный на Руси под названием «Аристотель», астрономические карты Эммануила Бена Якоба, называвшиеся у нас «Шестокрылом». Также был наложен запрет на общение с иностранцами, которые во времена Ивана Грозного стали все чаще приезжать в Россию.