Конфессиональное многообразие в Российской империи. Законодательство об инославных, иноверцах, сектантах.
1897 г.: православных — 69%, мусульман — 11%, католики — 9%, лютеране (финны,эсты, латыши, немцы) — 4%, иудеи — 4%, явных старообрядцев — 1,5%, остальных менее 1% (Армяская Церковь , дохалкидоснкая. Буддисткая — калмыки, тувинцы, буряты, язычники-шаманисты Восточной Сибири). Это легальные исповедания.
А были вне закона. Сектатны — хлысты, скопцы, молокане. А также униаты
Духоборы - сектанты крайнего протестантского толка. Движение зародилось во 2-й половине 18 в. среди крестьян Воронежской, Тамбовской, Екатеринославской губернии и в Слободской Украине, где было распространено хлыстовство и куда, возможно, проникало учение одной из протестантских сект — квакеров. Д. полагали, что в мире извечно происходит борьба духовного (последователи Авеля) с плотским (последователи Каина). К последним относятся власти, неправедные судьи, богачи. Д. считали себя последователями Авеля, истинными людьми и избранным народом, который призван созидать мир на земле, осуществить братство в духе божьей правды. Руководитель Д., по их мнению, и есть Христос во плоти, сам избирающий себе преемника. При нём совет старейшин. Никаких обрядов Д. не признают, за исключением бракосочетания. У Д. существует много специальных псалмов, исполняемых на молитвенных собраниях.
В 1804, желая заселить южные окраины России, Александр I разрешил Д. поселиться на р. Молочная Мелитопольского уезда Таврической губернии. В 1841 они были переселены в Закавказье (Ахалкалакский уезд — так называемые Мокрые горы). К этому времени среди Д. обозначился раскол, завершившийся в 80-е гг. созданием большой и малой (зажиточной) партии. Последняя не выступала с социальным протестом, требовала карать тех, кто преступает волю царя. В 1898—1900 часть Д. была выселена в Канаду, где их общины продолжают существовать.
Скопцы, религиозная секта в России, близкая к хлыстам. Возникла в конце 18 в., основателем считается К. Селиванов. Основа вероучения С. — утверждение, что единственное условие "спасения" души — "борьба с плотью" путём оскопления (кастрации). Общины С. назывались кораблями, молитвенные собрания — радениями. Во 2-й половине 19 в. С. было около 6 тыс., главным образом в Тамбовской, Курской, Орловской губерниях, в Сибири. В Российской империи принадлежность к секте С. каралась ссылкой в Сибирь. В СССР изуверские секты, подобные С., запрещены. Очень небольшие группы С. сохранились в некоторых районах Северного Кавказа. Это т. н. "духовные" С. (в их общинах оскопление не производится). От членов этих сект требуется отправление определённого культа, сохранение аскетического образа жизни.
Хлыстовство- секта зародилась, по-видимому, в XVII в., а может и раньше. Сказать более точно сложно, так как эти сектанты всегда вели свою работу тайно. Они утверждали, что человек напрямую может общаться с Богом, более того Господь или Богородица может воплотиться в избранных, которых они называли «Христами» и «богородицами». Путь к этому лежит через аскетические подвиги и соблюдение заповедей. В Тамбовской епархии впервые упоминаются под 1761 г., тогда их называли шелапутами, а хлыстами прозвали за то, что они во время своих собраний (радений), чтобы ввести себя в состояние особого экстаза хлестали себя хлыстами. Сосредоточены они были в Тамбовском, Кирсановском и Борисоглебском уезде. Существовало два толк:а «анисьевцы» (последователи «богородицы» Анисьи Ивановны Копыловой, умершей в с. Перевоз Кирсановского уезда) и «перфильевцы» (почитатели «христа» Перфила Катасонова).
Хлысты не ели мяса, рыбу, лук, картошку, носили темную одежду и белые платки с мушками. На собраниях кружились и скакали. В отличии от анисиевцев перфильевцы пили чай, ели рыбу, овощи, и не плясали. Признавали Бога как силу, живущую в избранных людях. Некоторые свидетели утверждали, что анисиевцы: «Говном Анисьи причащались на радениях и целовали ее голое колено». Преемница Копыловой, прожившая с ней 40 лет, Настасья Максимовна Уколочева жила в Ржаксинских двориках.
Хлысты отрицали брак, отсюда разврат в отношениях проповедь «христовой любви» (а по-просту свальный грех). Тамбовский миссионер Третьяков в 1909 г. по этому поводу писал в своем отчете: «Хлыстовские корабли все заражены этим пороком, доказательством чему служит тот факт, что они принимают в свою секту только по преимуществу красивых молодых женщин». При вступлении в секту каждый мужчина получал «духовную» жену, которую он часто менял. Применяли способы контрацепции, поэтому семьи хлыстов были небольшими.
Хлыстовские общины назывались «кораблями», руководил ими кормщики, а членов секты называли «голубями». Вступающий в секту произносил клятву, а отступникам жестоко мстили. В «кораблях» была строгая опека и жесткая дисциплина.
Жили хлысты богато, в больших, часто, 2-этажных домах, ели сладко, изыскано, спали на дорогих перинах, ездили на породистых конях, одевались знатно.
Молокане. Первое упоминание об этой секте относится к 1765 г., по преданию основана она была в Тамбовской епархии Семеном Уклеиным, который был зятем Побирохина и рассорившись с ним основал новую секту. Сами себя называли «духовные христиане», название молокане за ними закрепилось потому, что они всегда утверждали, что их учение «чистое словесное молоко». Они как и духоборы не признавали внешнего поклонения Богу, но верили в Троицу, источником истины считали Св. Писание, однако не признавали Св. Предание. Верили, что Св. Дух наставляет каждого. Руководили молоканскими общинами, избираемые ими «пресвитеры». Отличались особой ненавистью к православному духовенству, которое и у нынешних молокан сохраняется.
Католики вполне законная конфессия. А католики восточного обряда — вне закона. В 1839 г. произошло тотальное воссоедение униатов с православием. Проживали в основном на территории Западной Украины и Белоруссии, присоединенных в результате разделов польши. Считалось, что их насильственно обратили и надо помочь им вернуться. Многие хотели вернуться, но в отношении многих выбор был не вполне доброволен. И часть перешла на нелегальный статус.
Свободы совести в российской империи не было, но веротерпимость была. Можно исповедовать религию предков.
Поскольку православие = господствующее вероисповедание, существовало неравноправие. Касательно прав перехода из одной окнфессии в другую. Можно было свободно из нехристианской религии в христианскую. Из ислама в католицизм. Или в православие. Обратный ход невозможен. Браки дозволялись так: православный мог вступить с представителем другой христианской конфессии. Но не мог с мусульманином или еврейкой. Да и при браках христиан с христианами - возможно првоспиатнии детей в православии.
Только православные могут миссионерской деятельностью заниматься.
Религиозная принадлежность человека слабее оказывала влияние на его статус, нежели социальная.