Студенчество в революционное время

Студент конца 19 - начала 20 в - человек, незаcоренный системными ограничениями, человек открытый новым идеям, способный на радикальные действия.

Как известно, в начале 20 века ситуация в России, да и во всем мире была не стабильна. Участники студенческого движения пополняли ряды революционных организаций Росси — народнических, а затем марксистских, социал-демократических. Во 2-й половине 1890-х годов произошли массовый отказ радикально настроенного студенчества присягнуть Николаю II, первая всероссийская студенческая забастовка зимой 1899 года и др. выступления студентов. Важнейшими событиями студенческого движения в годы назревания революционного кризиса явились: 2-я и 3-я всеобщие студенческие забастовки зимой 1901 и 1902 годов, в каждой из которых участвовало более 30 тысяч учащихся. Также были восстания в Петербурге, Москве, Киеве, Харькове и Казани против отдачи 183 студентов в солдаты, Рабоче-студенческие демонстрации в Петербурге и Москве (ноябрь — декабрь 1904 года) в поддержку основных политических требований РСДРП. Протест учащейся молодёжи был поддержан передовыми рабочими и принял общенародный политический характер.

Решительным моментом была революция 1905-1906 годов, во время которой ярко выявилось стремление пролетариата и крестьянства всерьез до конца вести революционную борьбу за свои классовые интересы, т.е за социализм. А эти требования совсем не отвечали интересам студенчества. Студенчество уходит из области политики, оно замыкается в область «академизма».

Когда вспыхнула революция 1917 года, студенчеству пришлось выбрать сторону, оно в подавляющей массе стало на сторону буржуазных партий. А когда произошла октябрьская революция, то в лагерь противников ее ушло почти все студенчество, но студенты в их рядах не играли никакой важной роли. Эта пассивная роль, это тесное общение с обывательской интеллигенцией не прошло даром для студенчества.

Появилась новая молодежь. Это молодежь, которая выросла в муках и в работе революции, которая не только училась но и усердно работала. Эта молодежь привыкла своими силами выходить из очень затруднительных положений, привыкла с юности добывать хлеб не только для себя, но и для семьи. Эта молодежь – результат революции со всеми темными и светлыми сторонами.

Заключение

Подводя итог, можно увидеть какой тяжелый и длинный путь прошли студенты того времени. Если дать обобщенную характеристику студенчества 19-20 века:

  • Новой социальной группой в России начала 19-20 веков было студенчество.
  • материально - бытовые условия жизни студентов зависели от их происхождения, положения их родителей и возможности найти хорошую работу, стипендии хватало на то, чтобы оплатить жилье для приезжих учащихся и на минимальное пропитание.
  • Специфический колорит повседневности студенчества придавали характерные социально-психологические черты его сообщества.
  • Существенная часть студенческой повседневности отдавалась досуг.
  • Студенчество на рубеже 19 - 20 веков было одной из самых политически активных социальных групп в российском обществе, многие политические события связаны со студенчеством того времени, это была сила, с которой считались и царские власти и позже советские.

Используемые источники и литература

1. Статья ученого секретаря Музея истории СПБГУ Т.Н Жуковской и аспирантки исторического факультета ПетрГУ

2. Ткаченко П.С. Московское студенчество в общественно-политической жизни России второй половины XIX в. М.: Изд-во Московского университета, 1958.

3.Иванов А.Е. Студенчество России конца XIX - начала XX века: социально-историческая судьба. М., 1999.

4.Елфимова Н.В. Социальная помощь студенчеству в дореволюционной России //Российский журнал социальной работы. 1995. № 2

5.Фроммет Б.Р. Очерки по истории студенчества в России. СПб., 1912.

Наши рекомендации