История управленческой мысли. Первыми теоретиками управления были первые правители (в западных учебниках Моисея называют одним из первых)

Первыми теоретиками управления были первые правители (в западных учебниках Моисея называют одним из первых), чащего всего военные. Для изучения есть книга «Классики управленческой мысли». У нас есть Маршев (учебник по истории управленческой мысли), Кравченко.

Задача любого управленца – достичь цели. А управленец уже выбирает средства и инструменты.

Как науку стали теоретизировать по управлению в конце 19, начале 20 вв. Потребность пояилась после буржуазной революции, индустриального прорыва. Появилось много сотрудников, рабочих. Пришло понимание, что нужны специальные люди (и достаточно много) для управления производствами. Нужно было выдерживать конкуренцию.

Управленческая революция: 1. Религиозно-коммерческая (4-5 т до н.жэ) 2. Светско-административная (1792-1750 до н.э.) 3. Производственно – 5. Бюрократическая

Интересно посмотреть что такое бихевиоризм

Школа управления – совокупность концепций относительно понимания сущности, принципов, ф-ий и методов менеджмента как организации управления и как процесса принятия управленческих решений на основе цели, программы, действий, информации и пр.

Выделяют обычно следующие:

· школа научного управления (с конца 19в до 20-хх гг 20 в)

· административная (классическая). Сюда иногда включают теорию рациональной (20-е, 50-е) бюрократии, а иногда отдельно. Иногда первые два деления объединяют в одну

· школа человеческих отношений и поведенческих наук (бихвеоризм). С 50-хх до н.в.

· школа количественных методов (науки управления) середина 50-х (ИКТ, на основе расчётов)

· школа социальных систем. С 50-хх по н.в. то же

На сегодняшний присутствуют они все.

Отцы основатели: Фредерик Тейлор (1856 – 1915) Отец научного менеджмента. Иногда его концепции называют тейлоризм. Стержнем был тезис о том, что дневное задание рабочему и методы выполнения должны быть научно обоснованными. Он выработал 4 принципа, выходящих за рамки изучения трудовых движений и затрат времени.

Его принципы:

· Разработать научный подход для измерения того, чтобы понять, как рабочему уставать меньше с целью замены эмпирического метода.

· Производить научной отбор, обучение, проф. подготовку и повышение квалификации работника

· Дружеское сотрудничество с людьми с целью обеспечения работы в соответствии с разработанными научными принципами

· Равномерное распределение труда и обязанностей между персоналом и руководителями.

Он считал, что люди делятся на два класса: 1. Кто быстро старается сделать быстрее, лучше 2. Средний человек – их большинство. Работают по мере того, как дают задания. Он это называл системным притворством (то есть скрываем возможности, занижаем свои способности труда).

Своей задачей он ставил развить человека до первого класса.

Формула эффективного производства (либо формулой научного менеджмента):Технология + хронометраж + материальные стимулы = рост эффективного производства

Недостатки: слишком патагонная (антигуманная), лишает творчества , самостоятельности, тем самым деградирует человек. Это, конечно, приводило к социальной напряжённости.

Следующие: Фрэнк Гилберт (1868 – 1924) и Лилиан Гилберт (1878-1972)

Он – отец хронометража трудовых движений. Она – первая леди менеджмента.

Специальный прибор – микрохронометр. Прорабатывали как затрачивать меньше движений, чтобы меньше уставать.

Эмерсон Гаррингтон. Двенадцать принципов производительности (1912)

Генри Гант (ленточная диаграмма (события, дэдлайны))

Все они разрабатывали методы выполнения рабочих заданий, производить отбор работников, научить работника как действовать и вознаграждать.. Достоинства – демонстрации важности оплаты труда, производили научные исследования и отбор работников. Недостатки: различия между индивидами, низкая оценка профессионализма, не учитывается социальный контекст процесса труда и возрастающие потребности работников.

- Административная школа управления

Исследует методы и формы совершенствования системы управления организацией в целом. Т. Е. смотрела на организацию в целом, а не просто научить отдельно работника работать правильно и качественно. Задача – универсализм.

Возникновение связывают с Анри Файоль (1842-1925 г.г.). Второй отец. (француз)

Был руководителем французской компании по производству угля.

Виды деятельности по нему (труд 1916 года). Для сравнения, в 1918 году Ленин создал «приоритеты советской власти» со схожими идеями:

1. Техническая деятельность (операции)

2. Коммерческие операции (закупка, сбыт)

3. Финансовые операции (поиск капитала, контроль)

4. Операции по обеспечению безопасности

5. Бухгалтерские операции (учёт запасов)

6. Административные операции (планирование, организация работы с персоналом, координация и контроль)

Исполнение каждого вида деятельности должно быть связано с управлением.

Управлять по Файолю значит предвидеть, организовывать (строить и материальный и социальный организм предприятия), распоряжаться (поддерживать активность, мотивировать), согласовывать, координировать, контролировать.

Принципы администрирования:

· Структурные принципы (разделение целей на более мелкие): 1. разделение труда 2. полномочия (право отдавать распоряжения и право распоряжаться определённым объёмом ресурсов) и ответственность (подробно рассматривали в функциях организации); 3. единство цели и руководства (организация должна быть под руководством одного человека, для проектов – это единство проекта, как объединяющий фактор разных специалистов); 4. соотношение централизации и децентрализации (пример – дивизион (где руководитель дивизиона принимает самостоятельные решения)); 5. Скалярная цепь. Вертикаль власти – то есть иерархия.

· принципы процесса. 6. Единоначалие. Есть один начальник, перед которым нужно отчитываться; 7. Дисциплина; 8. Справедливость (равноправие рук-ля по отношению к своим сотрудникам; 9. Вознаграждение персонала; 10. Подчинённость личных интересов общим 11. Корпоративный дух (сплочённость)

· принципы конечного результата. 12. Порядок (на рабочем месте, приход\уход); 13. Стабильность рабочего места для персонала; 14. Инициатива, обдумывание и выполнение плана.

Качества, которыми должны обладать менеджеры:

1. Здоровье и физическая бодрость

2. Ум и интеллектуальные способности

3. Моральные качества такие, как настойчивость, энергия, мужество в принятии решения и ответственности, чувство долга.

4. Хорошее образование

5. Управленческие способности: предвидение, умение разработать план действий, организационные навыки, искусство обращения с людьми, способность объединять и направлять усилия многих людей и умение их контролировать

6. Общую осведомлённость во всех существенных функциях предприятий

7. Подлинную компетентность в той специфической деятельности, которая характеризует концерн.

Макс ВЕБЕР (1864-1920)

Автор рациональной бюрократии.

Вклад представителей административной школы:

1. Рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких цункций

2. Выделили функции управленческой системы, общей для всех

3. …

Наши рекомендации