Стадии развитости электронного правительства по классификации ООН
Экзаменационный билет № 13
Стадии развитости электронного правительства по классификации ООН
Внедрение ИКТ в систему государственного управления должно обеспечить создание и функционирование системы взаимодействующих информационно-аналитических служб государственных органов, которая позволит повысить качество принимаемых управленческих решений и эффективность функционирования государственной системы управления в целом.
Стадии развитости электронного правительства ООН классифицируют следующим образом:
1) Начальная стадия: присутствие – правительство имеет веб-страницу или сайт, или ссылки на сайты Министерства образования, финансов, труда, здравоохранения, соцзащиты и т.д. могут отсутствовать. Большая часть информации не обновляется (статична). Взаимодействие с гражданами посредством электронных средств связи не значительна.
2) Улучшенное присутствие – предлагается больше информации о политике и управлении. Имеются ссылки на архивы информации, легко доступные для пользователей (документы, отчеты, законы, новости и т.д.)
3) Интерактивное присутствие. Здесь государство предоставляет электронные услуги, такие как загрузка форм для заполнения налоговой декларации, приложений для возобновления лицензий; сайт (портал) более удобен для пользователя.
4) Транзакционное присутствие. Здесь появляется двухсторонняя связь гражданин-правительство, включающая возможность, например, уплаты налогов с помощью индикационных карточек и т.д.
5) Сетевое присутствие – сетевая структура, предоставляющая гражданам широкий спектр услуг, которая характеризуется: горизонтальными связями между правительственными учреждениями, вертикальными связями (центральная и локальные государственные структуры), инфраструктурными связями, связями между правительствами и гражданами, связями между государством, академическими институтами, участниками экономической деятельности и т.д.
2. Фазы стратегического планирования информационных систем
Фазы стратегического планирования ИС:
1. Анализ окружения системы. Важнейшей целью первой фазы СПИС (постановка задачи) является получение поддержки руководства предприятия всех задуманных мероприятий по информатизации. Успех долгосрочного плана в области ИС зависит в первую очередь от сотрудничества между руководящими, работниками и проектировщиками или разработчиками этих мероприятий.
Поэтому с самого начала работ обе стороны должны находить решения, опирающиеся на консенсус, варьируя при необходимости цели, стратегии и мероприятия. Поскольку СПИС опережает даже находящиеся в стадии зарождения, а потому еще скрытые перспективные потребности предприятия, первым шагом должно быть выяснение целей в виде основных направлений стратегического плана в отношении V и детализации стратегии и информатизации на будущее.
В этой фазе обсуждается следующее:
1. Программа в области ИС. Систематический процесс планирования при растущей комплексности задач ОИ и одновременно растущей потребности в интеграции обеспечивает создание реализуемой и вместе с тем признаваемой всеми программы в области ИС. При соответствующей организации проведения программы в области ИС достигаются достаточно полное и правильное понимание проблемы и высокий уровень мотивации работников в этой сфере;
2. Уменьшение неопределенности, поскольку, с одной стороны, развитие в сфере ИТ быстро прогрессирует, а, с другой стороны, будущие производственные задачи в качественном, так и в количественном отношении оцениваются с трудом, то дополнительные шансы и риски, связанные с внедрением новых технологий, должны оцениваться как можно раньше с максимальной возможной точностью, чтобы выявить актуальную и обоснованную потребность ИС в ресурсах;
3. Требования инновационных решений. Глобальное интегрированное рассмотрение проблем СПИС позволяет раскрыть возможные инновации в сфере ИТ при соответствующих инвестициях. Это может обеспечить достижение решений, оптимальных для ИС с позиции всего предприятия в целом;
4. Контрольный базис для будущего. СПИС как основа концепции менеджмента в ИС создает базис для оценки всей будущей деятельности в области ИС на предприятии.
Прежде, чем на предприятии практически начнется СПИС должно быть принято решение о планируемой области, поскольку стратегические тенденции развития ИС вливаются в глобальные и долгосрочные мероприятия, обычно выходящие за рамки отдельных подразделений предприятия, они вполне естественно состоятся для всего предприятия как единое целое, поэтому очень часто естественным границами задуманного СПИС проекта оказываются границы предприятия в целом. Однако в отдельных случаях особенно для больших предприятий, в сферу стратегического проекта информатизации могут быть включены только некоторые подразделения, реализующие основные производственные функции.
Организация СПИС должна отвечать значению ОИ для предприятия, поэтому рекомендуется соответствующие их упорядочение перед началом работы того или иного СПИС-проекта. При этом определяется как сильно зависит выполнение производственных задач в настоящее время и в будущем от ИС, имеющихся в наличии. Необходимой частью анализа внешней среды, окружающей предприятие в отношении перспективных возможностей для предприятия в целом, например, более эффективные формы решения проблем совершенствования основного производства с помощью новых технологий, а также в отношении факторов, которые могут обусловить или ограничить сферу ОИ на предприятии. Например, законодательные акты, общественное влияние, новые требования клиентов и поставщиков. Масштабы этого исследования следует определять в зависимости от целей и отдельных направлений СПИС. В качестве факторов влияния окружения должны приниматься по крайней мере следующие: правовая и хозяйственная среда, хозяйственные интересы собственников, организация рынка и конъюнктура, а также интересы владельцев и других сопричастных лиц. Отдельно должно анализироваться возможное влияние на развитие ИС со стороны следующих организаций или групп лиц: государственная инстанция (парламенты, правительство, суды), материнские, смежные (сестринские) и дочерние предприятия, конкуренты, клиенты и поставщики, наемные рабочие и служащие, союзы и объединения, сфера образования и исследований, политические партии, а также профессиональные ассоциации и профсоюзы. Всё это так называемые стэйк холдеры (лица, влияющие на процесс).
Отсюда следует, что должны тщательно анализироваться информационные технологии, развитие в глобально масштабе и соответственно предложение на рынке ИС. При этом нужно руководствоваться возможными усовершенствования существующих приложений, с другой стороны, новыми возможностями, предлагаемыми на рынке ИС. Документация анализа окружения может, например, включать: спецификацию имеющихся и ожидаемых требований законодателей, партеров по бизнесу и партнеров смежников; общий обзор предложений на рынке ИС (для изготовителя, сбытовика, консультанта-советчика и их продуктов); описание шансов и рисков на основе анализа состояния ИТ и прогноза информационно-технологического развития; анализ рисков и управление ими.
2. Анализ внутренней ситуации. Для выявления сильных и слабых сторон ИС на предприятии требуется не менее, чем анализ окружения, детально проработанная констатация существующего внутреннего состояния предприятия. Сначала специфицируется все имеющиеся ИС и все задействованные к данному моменты ресурсы. Далее исследуется организационная структура в области ИС и ее функционирование. Анализом бюджета, затрат и производительности в ИС заканчивается фаза сбора данных по предприятию.
Распределение данных и приложений.
Исходным пунктом для анализа ИС по предприятию являются сведения о наличии на предприятии эксплуатируемых структурных данных и ИТ на данный момент. В отношении данных должны исследоваться следующие аспекты (в основном организационные):
· Объем и качество, т.е. сущность или состав данных и связей;
· Уровень разрозненности или напротив степень интегрированности имеющихся данных относительно технологии банков и БД;
· Полнота и актуальность структур данных с позиции пользователя;
· Специфика установленных банков данных в структуре управления (концептуальная модель, специфика языков БД, функции программных средств управления данными)
· Организационные и технологические пути доступа к данным
· Защищенность данных (качество мероприятий по сохранению полноты и корректности данных)
· Мероприятия по защите данных (политические, правовые, организационные, технические мероприятия).
Внутри этих категорий следует составить описание отдельных ИС и их подсистем с одинаковой степенью детализации и упорядочить в соответствии с основным назначением их испытания в производственных функциональных подразделениях или на предприятии в целом. Для структурирования и упорядочения ИС не заданы единые привила, т.к. структура приложений в разных организациях могут быть весьма различной. Поэтому может быть определена только для отдельных случаев более или менее приемлемая схема. Для промышленных предприятий например представляется разумным разграничения ОИ в соответствии с функциональными областями. Например, на следующие направления: финансы, бухгалтерия, сбыт.
Все ИС должны анализироваться в рамках заданных единых категорий и описываться по единой схеме. При этом описание того или иного приложения охватывает функциональное описание: постановку задач и функций программ, структуры данных, ввод и выдачу данных, каркас данных, связи с другими приложениями, описание пользователей (их круг и частота обращений) и получаемый ими эффект, историю развития, констатацию того является ли данный продукт собственным или чужим, критику и предложение со стороны пользователей и аналитика. Как только все имеющиеся в наличии ИС достаточно детально описаны и специфицированы, аналитик получает первое впечатление о степени поддержки систем обработки информации в каждой функциональной области, степенью проникновения ИТ и понимания функций каждого приложения. Под степенью проникновения ИТ обычно понимают число имеющихся на предприятии приложений определенных функций является индикатором возможностей для количественного и качественного информационного опроса и соответствующей оценки с той точки зрения пользователя. Результат этого анализа, который проводится для всего предприятия является центральным исходным пунктом для планирования приложений.
Распределение ресурсов.
Понятие «ресурсы ИС» охватывает работников сферы ОИ, технические и программные средство, а также бюджет сферы ОИ, а также бюджет сферы ОИ. Ресурсы сферы ОИ следует документировать единым способом для всего предприятия. При оценке работников в сферы ОИ как ресурсы, может быть получено первое представления (структура и руководство на основе например анализа структурных схем (организации)). Число сотрудников в отдельных подразделениях, а также описание их должностных обязанностей дают информацию о центре тяжести деятельности организации. В рамках каждого детального рассмотрения следует провести анализ следующих отдельных позиций: число сотрудников, поля деятельности для каждого из сотрудников в сфере ОИ, производительность и загрузка работников сферы ОИ, квалификация и образование работников сферы ОИ, уровень мотивации. Производственный климат в подразделениях сферы ОИ. Для характеристики персонала сферы ОИ следует составить единую документацию. Установленные при этом и слабые стороны работников дают точки отсчета для возможных организационных изменений в области трудовых ресурсов. В отношении технических средств целесообразно анализировать следующие аспекты: типы, технические характеристики и доступность центральных и удаленных компьютеров, число, технические характеристики и емкость главных накопителей и высокопроизводительных принтеров, внутренние вычислительные сети и их компоненты, внешние телекоммуникационные связи, места установки технических средств, доступность и среднее время отбора (при полной загрузке центральных и периферийных компов (загрузка процессов исполнение памяти накопителей), доля прироста, развитие производительности и емкость центральных и периферийных средств, возможности расширения технических средств, данные изготовителям и поставщиками в особенности в плане надежности и оценки пользователями этих средств, данные по приобретению/аренде/лизингу или по продолжительности связей с поставщиками в сфере технических средств, данные по техническому обслуживанию и сервису.
Степень детализации анализа следует определять рамками исследования в интересах СПИС. Чаще всего в организации уже сложились в отношении к планированию технических средств достаточно конкретные представления. Эти представления нужно выделить уже в фазе анализа, чтобы иметь возможность учесть их воздействия учесть их воздействия на развитие ИС, для формирования ИС и соответствующие им программные средства (ПС) целесообразно раздельное их описание для центральных и периферийных компов (серверов). Для обеих категорий необходимо характеризовать следующих компонентов ПС: операционные системы, системы управления БЮ, сетевые программные средства и средства телекоммуникации, вспомогательные программы (управления магнитными и оптическими накопителями, настройки систем, контроль испытания). Инструменты конечного пользователя, развитие окружения ИС (инструменты и языки анализа, дизайна и программирования, трансляторы с языков), системы хранения и защиты, используемые внешние программные средства, данные по изготовителям и поставщикам ПС, особенно их надежность и удовлетворённость пользователей этими средствами, данные по приобретению и длительность связей с поставщиками ПС, данные по техническому обслуживанию и сервису также как и для технических средств для анализа ИС степень детализации их описания в исследовании. Особое внимание в этой фазе должно быть уделено программам, которые установлены на периферийных компах и сетевым программам, которые поддерживает коммуникации с центральным компов. На практике при анализе ПС довольно часто выявляется несовместимость по ПС децентрализованных компов между собой или с центральным компов. В отношении бюджета ОИ в практике СПИС рекомендуется исследование следующих аспектов: анализ общего развития расходов на ОИ раздельно для технических и программных средств, расходов на тех обслуживание и тд.
Документация по анализу не содержит общий обзор имеющихся ИС и их ресурсов: раздельное представление всех систем с одинаковой степенью детализация, а также интегрированное или агрегированное представление и результаты их сравнения, общий обзор использования ИС: центры тяжести их деятельности, а также связанные и свободные мощности, описание сильных и слабых сторон ИС предположения по их улучшению.
Разработка стратегий.
Стратегические цели области ОИ являются исходным пунктом для развития конкретной стратегии в этой области, показывающих путь к достижению постановленных целей в виде отдельных шагов.