Формирование электронного правительства в Республике Беларусь

Электронное правительство - система государственного управления на основе электронных средств обработки, передачи и распространения информации.

Ожидаемые от внедрения информационных технологий результаты можно разделить на два класса - стратегические и тактические. Тактические результаты связаны в основном с сокращением затрат. Их достаточно легко определить и измерить. Ожидаемые стратегические результаты - это улучшение качества принимаемых решений, повышение доверия граждан к власти, существенное снижение прямых и косвенных общественных издержек на содержание органов власти.

Электронное правительство имеет две стороны: первая – взаимоотношения власти и общества и вторая – внутреннее взаимодействие разных уровней (центральный, региональный, местный) и разных ветвей (исполнительная, законодательная, судебная) власти . Ключевая задача реализации концепции "Электронное правительство" в Республике Беларусь - создание централизованного государственного информационного портала, через который граждане, частные компании и государственные служащие смогут оперативно взаимодействовать как с самим государством, так и между собой посредством использования традиционной инфраструктуры. реализация проектов по созданию сетевой инфраструктуры государственных органов в целях обеспечения автоматизированного информационного взаимодействия между ними на базе формирования единого национального информационного ресурса, выхода в глобальные международные информационные сети[8].

Внедрение технологий электронного правительства может привести к снижению затрат и экономии средств налогоплательщиков на содержание и финансирование деятельности государственного аппарата, увеличение открытости и прозрачности деятельности органов управления.

Конечным результатом информатизации функционирования является т.н. «демократия услуг». Для того, чтобы обеспечить более эффективный доступ к услугам и информационным продуктам, необходимо изучать интересы граждан, касательного компетенции определенного органа государственной власти. Для этого используются формы для отзывов, онлайн-опросы, организовываются фокус-группы граждан.

Для формирования благоприятной среды при создании «Электронного правительства» в Республике Беларусь органам государственной власти необходимо также использовать информационную инфраструктуру для улучшения внутренних административных процессов.

Трудности и проблемы на пути развития электронного правительства:

- Ограниченное финансирование . Республика Беларусь, как и многие другие страны не имеет тех финансовых ресурсов, которые вкладывают развитые страны в проекты по развитию «Электронного правительства».

- Необходимость дополнительной мотивации для пользования Интернетом. Исследования, проведенные Всемирным банком в Эстонии, показывают, что даже развитая инфраструктура доступа к Интернету не гарантирует широкого обращения граждан к правительственной информации, к государственным услугам с помощью интернет-технологий, да, и в целом к продуктивному использованию Интернет возможностей.

Электронное правительство берет на себя ответственность за организацию инфраструктуры и систем поддержки, которые устранят информационное неравенство.

Недостаточное развитие информационных технологий усугубляется рядом негативных факторов, к которым относятся:

- несовершенство нормативно-правовой базы информатизации, разрабатывавшейся без учета современных возможностей информационных технологий;

- отсутствие целостной информационной инфраструктуры и эффективной информационной поддержки рынка товаров и услуг;

- неготовность ряда государственных органов к применению эффективных технологий управления на базе информационных технологий;

- высокий уровень монополизации сетей связи, создающий барьеры на пути их использования;

- недостаточный уровень подготовки кадров в области создания и использования информационных технологий.

Для завершенности формирования «Электронного правительства» необходимо использовать двустороннюю сущность Интернета . Кроме того, важным является преодоление «дефицита представительской демократии в Интернете». Тогда как основная масса правительственных расходов на информационные технологии расходуется на обеспечение административных функций, представительские институты (как местного, так и национального уровня) развиваются медленно. Поэтому нужно инвестировать в новые технологии и инфраструктуру тех органов, которые призваны представлять и учитывать интересы граждан[9].

Можно утверждать, что в настоящее время возможности большинства правительственных порталов ограничиваются переадресацией пользователя на интересующие его веб-узлы; в то время как успешные правительственные порталы требуют интеграции государственной инфраструктуры, систем, процессов и услуг и должны фокусироваться на потребностях пользователей. Национальные программы развития электронного правительства остаются несогласованными и не синхронизированными. Практически отсутствует координация в пределах административных и политических границ. В конечном счете, это может ставить под угрозу результативность программы и эффективность выполнения работы.

Общая тенденция состоит в движении в сторону предоставления "интегрированной информации и услуг", что не требует знания пользователем деталей структуры государственного аппарата.

"Принцип одного окна" во взаимоотношениях бизнеса с государством необходимо развивать и распространять на взаимоотношения государства и граждан. Гражданин не должен носить справки из одного ведомства в другое для того, чтобы осуществить необходимую для него операцию, он должен просто обратиться в один государственный орган. А весь дальнейший взаимообмен документами и обмен информацией должен происходить без его участия и в фиксированные сроки. Только таким образом реализуемо «Электронное правительство».

При использовании информационных технологий в органах государственной власти, применяемых при хранении, обработке и передаче по каналам связи информации ограниченного доступа, формировании открытых официальных информационных ресурсов, а также в критически важных сегментах информационной инфраструктуры Республики Беларусь, необходимо обеспечить безопасность информационных ресурсов , их целостность, доступность и конфиденциальность, а также возможность установления авторства электронных документов.

Применение криптографических средств защиты информации является обязательным для информационных систем, содержащих сведения, составляющие государственную тайну.

Контроль использования и защита государственных информационных систем и ресурсов от злоупотреблений со стороны государственных служащих обеспечивается на основе создания комплексной системы мониторинга и учета их операций при работе с государственными информационными системами, ресурсами и технологиями.

Наши рекомендации