Практическая работа № 10, 11
Тема: Изучение нормативных правовых актов, определяющих гражданско-правовой статус субъектов правоотношений
Цель: Обучающая – сформировать знания о сущности гражданско-правовом статусе субъектов правоотношений, научиться применять теоретические знания на практике посредством составления ответов на предложенные задания
Развивающая – развивать правовое мышление учащихся, углубить понимание теоретических аспектов гражданско-правового статуса субъектов правоотношений.
Воспитательная – формирование правовой культуры.
Оснащение работы:Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник. Мн. 2002.
Порядок выполнения работы:
А. Пользуясь литературой, указанной в разделе "Литература", повторите следующие вопросы:
1. Нормативный правовой акт- это?
2. Субъект права – это?
3. субъекты правоотношений- это?
А. Ответьте письменно на следующие вопросы:
Дайте понятие субъективное право
Дайте понятие субъективная обязанность
Перечислите виды субъектов права
Б. Тесты и задания:
Вставьте пропущенные слова:
1. правосубъектность – это …………. субъекта быть …………. прав и ……….. и участвовать в правоотношениях.
2. правоспособность – способность ……….. обладать……………..правами и нести……………..
3. дееспособность - способность …………… своими …………… приобретать права и создавать для себя ……………
В. Ответьте письменно:
1. Охарактеризуйте правовой статус личности
2. изложите черты правового статуса гражданина
3. перечислите элементы структуры правового статуса
4. изложите объекты правоотношений
Г. Решите практическую ситуацию: классифицируйте юридические факты по характеру последствий, по волевому признаку
Д. Составьте отчет
Содержание отчета:
1.1. Название и цель работы
1.2. Ответы на тесты
1.3.Мотивировочный ответ на часть В.
1.4. Решение практической ситуации.
Литература:
1. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 361-З (с изм. и доп).
2. Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. Мн.: 1999.
3. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник. Мн.: 2002.
4. Зорченко Е.А. Общая теория права: Учебно-методическое пособие. Мн.: 2001.
5. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.
6. В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов Общая теория государства и права: уч. пособие. Мн. 2007.
Практическая работа № 12
Тема: Изучение состава правонарушения. Юридическая ответственность субъектов правонарушения
Цель: Обучающая – сформировать знания о сущности юридической ответственности субъектов правонарушения, научиться применять теоретические знания на практике посредством составления ответов на предложенные задания
Развивающая – развивать правовое мышление учащихся, углубить понимание теоретических аспектов юридической ответственности субъектов правоотношений.
Воспитательная – формирование правовой культуры.
Оснащение работы:Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник. Мн. 2002.
A. В тетрадях для практических работ запишите понятия, заполнив пробелы ключевыми словами
1. Правомерное поведение - это осознанное поведение субъектов права, соответствующее
.................................................................................... или не ......................................... им и
обеспечиваемое юридическими средствами
2. Правонарушение - это общественно вредное, противоправное деяние деликтоспособного лица, влекущее..............................................................................
3. Правонарушения делятся на ………………........... и..........................................................
4. ............................... ответственность возникает в связи с нарушением уголовных норм, т.е.
совершением преступления.
5. Материальную ответственность несут работники, за материальный ущерб, причиненный по их вине нанимателю при исполнении ..........................................................
Б. В тетрадях для практических работ напишите правильные ответы, указав букву:
1. Что служит основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений:
А) общественный интерес;
В) юридический факт;
С) поведение человека;
D) мысли человека.
2. Что такое деликтоспособность?
A) Предусмотренная правовыми нормами способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
B) Способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки.
C) Юридическая субординация.
D) Предусматриваемая нормами права возможность иметь субъективные права и юридические обязанности.
3. Какие субъекты права одновременно обладают правоспособностью и дееспособностью?
A) Ни юридические, ни физические лица не обладают одновременно правоспособностью и
дееспособностью.
B) Юридические лица.
С) Юридические лица и физические лица.
D) Физические лица.
4. Назовите юридический факт, возникший независимо от воли и сознания субъекта права:
A) Поджог, повлекший гибель чужого имущества.
B) Договор купли-продажи.
C) Состояние в браке.
D) Стихийное бедствие, повлекшее гибель застрахованного имущества.
В. Какой принцип юридической ответственности состоит в том, чтобы за любое правонарушение она наступила неизбежно?
A) Принцип целесообразности
B) Принцип справедливости
C) Принцип обоснованности
D) Принцип неотвратимости
6. Какого вида ответственности не существует?
A) Гражданско-правовой
B) Дисциплинарной.
C) Трудовой
D) Материальной
Г. 1 .В тетради для практических работ заполните таблицу на основании знаний, полученных в ходе теоретического занятия.
Юридический состав правонарушения | Юридический состав правомерного поведения |
4 | 2 3 4 |
2.Проанализируйте отличие элементов правомерного поведения и правонарушения на основании ГК РБ и УК РБ соответственно
Контрольные вопросы:
1. Дайте определение правомерного поведения
2. Дайте определение правонарушения
3. Дайте определение юридической ответственности
4. Дайте общую характеристику основным видам юридической ответственности
Д. Составьте отчет.
Содержание отчета:
1.1. Название и цель работы
1.2. Ответы на тесты
1.3. мотивировочный ответ на часть В.
1.4. решение практической ситуации
Литература:
1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2004..
2. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В А. Общая теория государства и права. - Мн.: Амалфея, 2002.
3. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. - М.: Спарк, 2000.
4. Теория государства и права. Курс лекций под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - М.: Юристь, 2001
5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995.
Практическая работа № 13
Тема: Анализ правовой культуры в Республике Беларусь
Цель: Обучающая – сформировать знания о правовой культуре, научиться применять теоретические знания на практике посредством составления ответов на предложенные задания
Развивающая – развивать правовое мышление учащихся, углубить понимание правомерного поведения субъектов правоотношений.
Воспитательная – формирование правовой культуры.
Оснащение работы:Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник. Мн. 2002.
Порядок выполнения работы:
А. Пользуясь литературой, указанной в разделе "Литература", повторите следующие вопросы:
1. Дайте понятие правосознания
2. Дайте понятие правовая культура
3. Перечислите виды правосознания по структуре
А. Ответьте письменно на следующие вопросы: