Практическая работа № 10, 11

Тема: Изучение нормативных правовых актов, определяющих гражданско-правовой статус субъектов правоотношений

Цель: Обучающая – сформировать знания о сущности гражданско-правовом статусе субъектов правоотношений, научиться применять теоретические знания на практике посредством составления ответов на предложенные задания

Развивающая – развивать правовое мышление учащихся, углубить понимание теоретических аспектов гражданско-правового статуса субъектов правоотношений.

Воспитательная – формирование правовой культуры.

Оснащение работы:Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник. Мн. 2002.

Порядок выполнения работы:

А. Пользуясь литературой, указанной в разделе "Литература", повторите следующие вопросы:

1. Нормативный правовой акт- это?

2. Субъект права – это?

3. субъекты правоотношений- это?

А. Ответьте письменно на следующие вопросы:

Дайте понятие субъективное право

Дайте понятие субъективная обязанность

Перечислите виды субъектов права

Б. Тесты и задания:

Вставьте пропущенные слова:

1. правосубъектность – это …………. субъекта быть …………. прав и ……….. и участвовать в правоотношениях.

2. правоспособность – способность ……….. обладать……………..правами и нести……………..

3. дееспособность - способность …………… своими …………… приобретать права и создавать для себя ……………

В. Ответьте письменно:

1. Охарактеризуйте правовой статус личности

2. изложите черты правового статуса гражданина

3. перечислите элементы структуры правового статуса

4. изложите объекты правоотношений

Г. Решите практическую ситуацию: классифицируйте юридические факты по характеру последствий, по волевому признаку

Д. Составьте отчет

Содержание отчета:

1.1. Название и цель работы

1.2. Ответы на тесты

1.3.Мотивировочный ответ на часть В.

1.4. Решение практической ситуации.

Литература:

1. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Республики Беларусь от 10.01.2000 г. № 361-З (с изм. и доп).

2. Василевич Г.А. Нормативные правовые акты государственных органов Республики Беларусь. Мн.: 1999.

3. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник. Мн.: 2002.

4. Зорченко Е.А. Общая теория права: Учебно-методическое пособие. Мн.: 2001.

5. Явич Л.С. Сущность права. Л., 1985.

6. В.Н. Дмитрук, В.А. Круглов Общая теория государства и права: уч. пособие. Мн. 2007.

Практическая работа № 12

Тема: Изучение состава правонарушения. Юридическая ответственность субъектов правонарушения

Цель: Обучающая – сформировать знания о сущности юридической ответственности субъектов правонарушения, научиться применять теоретические знания на практике посредством составления ответов на предложенные задания

Развивающая – развивать правовое мышление учащихся, углубить понимание теоретических аспектов юридической ответственности субъектов правоотношений.

Воспитательная – формирование правовой культуры.

Оснащение работы:Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник. Мн. 2002.

A. В тетрадях для практических работ запишите понятия, заполнив пробелы ключевыми словами

1. Правомерное поведение - это осознанное поведение субъектов права, соответствующее

.................................................................................... или не ......................................... им и

обеспечиваемое юридическими средствами

2. Правонарушение - это общественно вредное, противоправное деяние деликтоспособного лица, влекущее..............................................................................

3. Правонарушения делятся на ………………........... и..........................................................

4. ............................... ответственность возникает в связи с нарушением уголовных норм, т.е.

совершением преступления.

5. Материальную ответственность несут работники, за материальный ущерб, причиненный по их вине нанимателю при исполнении ..........................................................

Б. В тетрадях для практических работ напишите правильные ответы, указав букву:

1. Что служит основанием возникновения, изменения и прекращения правоотношений:
А) общественный интерес;

В) юридический факт;

С) поведение человека;

D) мысли человека.

2. Что такое деликтоспособность?

A) Предусмотренная правовыми нормами способность нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.

B) Способность лично, своими действиями совершать гражданско-правовые сделки.

C) Юридическая субординация.

D) Предусматриваемая нормами права возможность иметь субъективные права и юридические обязанности.

3. Какие субъекты права одновременно обладают правоспособностью и дееспособностью?

A) Ни юридические, ни физические лица не обладают одновременно правоспособностью и
дееспособностью.

B) Юридические лица.

С) Юридические лица и физические лица.

D) Физические лица.

4. Назовите юридический факт, возникший независимо от воли и сознания субъекта права:

A) Поджог, повлекший гибель чужого имущества.

B) Договор купли-продажи.

C) Состояние в браке.

D) Стихийное бедствие, повлекшее гибель застрахованного имущества.

В. Какой принцип юридической ответственности состоит в том, чтобы за любое правонарушение она наступила неизбежно?

A) Принцип целесообразности

B) Принцип справедливости

C) Принцип обоснованности

D) Принцип неотвратимости

6. Какого вида ответственности не существует?

A) Гражданско-правовой

B) Дисциплинарной.

C) Трудовой

D) Материальной

Г. 1 .В тетради для практических работ заполните таблицу на основании знаний, полученных в ходе теоретического занятия.

Юридический состав правонарушения Юридический состав правомерного поведения
4 2 3 4

2.Проанализируйте отличие элементов правомерного поведения и правонарушения на основании ГК РБ и УК РБ соответственно

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение правомерного поведения

2. Дайте определение правонарушения

3. Дайте определение юридической ответственности

4. Дайте общую характеристику основным видам юридической ответственности

Д. Составьте отчет.

Содержание отчета:

1.1. Название и цель работы

1.2. Ответы на тесты

1.3. мотивировочный ответ на часть В.

1.4. решение практической ситуации

Литература:

1. Венгеров А.Б. Теория государства и права. - М.: Омега-Л, 2004..

2. Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А., Кучинский В А. Общая теория государства и права. - Мн.: Амалфея, 2002.

3. Лазарев В.В., Липень СВ. Теория государства и права. - М.: Спарк, 2000.

4. Теория государства и права. Курс лекций под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. - М.: Юристь, 2001

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. - М., 1995.

Практическая работа № 13

Тема: Анализ правовой культуры в Республике Беларусь

Цель: Обучающая – сформировать знания о правовой культуре, научиться применять теоретические знания на практике посредством составления ответов на предложенные задания

Развивающая – развивать правовое мышление учащихся, углубить понимание правомерного поведения субъектов правоотношений.

Воспитательная – формирование правовой культуры.

Оснащение работы:Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права. Учебник. Мн. 2002.

Порядок выполнения работы:

А. Пользуясь литературой, указанной в разделе "Литература", повторите следующие вопросы:

1. Дайте понятие правосознания

2. Дайте понятие правовая культура

3. Перечислите виды правосознания по структуре

А. Ответьте письменно на следующие вопросы:

Наши рекомендации