Реимущества системного подхода. 3 страница
Полемика — это аргументированное обсуждение в группе исследователей проблем и способов их решения. Трудно представить себе исследование, которое было бы проведено без полемики. Даже очевидные вещи иногда имеют различные оценки, тем более проблемы, требующие своего решения. Говорят: "В спорах рождается истина". Можно эту мысль выразить следующим образом: "Для установления истины необходимы различные точки зрения и полемика между их носителями". Для исследователя полемика является необходимым элементом исследования, потому что она помогает находить дополнительные аргументы, оттачивать формулировки, укреплять позиции и мысли, конкретизировать рекомендации, усиливать доказательства. Полемика позволяет превращать предположения в убеждения.
Но эти положительные качества полемики только тогда могут дать эффект исследования, когда она осуществляется по определенным правилам. Ведь можно полемизировать бессистемно, хаотически, бесплодно, преследуя амбиции, а не истину, создавая психологическую напряженность.
В научной и исследовательской полемике главными принципами являются следующие (схема 27).
1. Стремление понять оппонента в его мотивах, позиции, аргументах, знании предмета (проблемы), типе мышления.
2. Избегать абсолютного отрицания правильности мнений, относясь к ним скептически и аналитически, но доброжелательно.
3. Иметь четкую цель полемики и проводить ее в вопросах, высказываниях, аргументах и доказательстве.
4. Оценивать выводы, предложения, мысли, а не их автора. Относиться с уважением к оппоненту.
5. В выражении своей позиции стремиться в максимальной степени к четкости и аргументированности, конкретности и ясности.
6. Определять понятия, которыми выражаете мысли, на которых строите доказательства.
7. Посредством вопросов уточнять позиции, обнаруживать слабые места в полемике, мотивировать дополнительные аргументы.
8. Избегать оперирования мнением авторитетов или формальных лидеров, должностных лиц.
9. В исследовательской полемике нельзя устанавливать истину мнением большинства, голосованием.
10. Основой полемики должны быть результаты или методологические подходы, формулируемые на профессиональной основе. Ведь полемику можно вести на основе "здравого смысла". И очень часто, даже в исследовательской среде, обсуждение проблем скатывается к "здравому смыслу", к доказательству желательного, а не объективного. Исследователь должен оперировать понятиями вероятности и доказывать степень вероятности.
11. Продуктивность полемики определяется и продолжительностью времени и распределением времени в процессах полемических высказываний. Полемика не должна вестись по "замкнутому кругу".
В полемике большое значение имеет выяснение и анализ тезисов оппонента. Это делается по следующей схеме: содержательная ясность понятий, которыми оперирует оппонент, — эмпирическая и практическая ценность понятий — модальность тезиса, аргументация и фактология тезиса — логика использования аргументов.
Очень часто полемика превращается в диалог глухих. Это бывает тогда, когда целью ее проведения является не установление истины, не поиск эффективного результата исследования, не обмен информацией и интеллектуальным потенциалом, а реализация амбиций, индивидуально-психологических отношений, ложного лидерства и пр. Это исключается или сводится к минимуму выбором соответствующих форм организации полемики и целенаправленным формированием благоприятного социально-психологического климата ее проведения, мотивированием этических норм взаимоотношений исследователей.
илет №18
1. Социологические исследования. В основе СУ стоит человек, поэтому соц. Исследования, необходимый элемент любого исследования СУ.
Типы социологических исследований:
По периоду относительно процессов в системе управления: Предшествующими, в реальном масштабе времени, последующими.
По отношению к системе: внутренними и внешними (маркетинговые). В практике исследования управления широко используется метод социологического исследования. Он позволяет оценить состояние системы управления по факторам реальной деятельности персонала, интересам и ценностям человека, его отношения к существующим проблемам и понимания этих проблем.
Социологические исследования бывают разнообразными — наблюдение, интервьюирование, анкетирование. В практике исследования управления социологические исследования, если они подготовлены и проведены достаточно корректно, дают богатую информацию для исследователя (схема 31).
Весьма широко используется в исследовании систем управления и метод экспертных оценок. Многие проблемы управления только этими методами и можно исследовать. Например, проблемы тенденций развития, качество управления, угрозы и преимущества и пр.
Внутренние социологические ИСУ
Социологическим исследованием системы управления будем называть разновидность обществоведческих исследований, в которой рассматривают общество, коллектив, индивидуума как целостную социокультурную подсистему, влияющую на эффективность, затраты, риск системы управления, и используют специфические приемы сбора, обработки и анализа первичной социологической информации.
Целью социологических исследований систем управления могут быть:
1) оптимизация предприятием номенклатуры выпускаемых товаров или производимых работ, оказываемых услуг;
2) отказ от тех товаров, работ и услуг, которые не пользуются спросом,
3) совершенствование и модеонизация товаров, работ и услуг, условий их предоставления с учетом дифференциации потребностей различных групп населения;
4) выработки наиболее действенных методов пропаганды и реализации товаров, работ и услуг;
5) изучение отношения потребителей, дилеров, брокеров к товару (работе, услуге), методам работы и персоналиям менеджеров при заключении договоров, получении гарантии;
6) улучшение социальной ситуации в коллективе;
7) снижение затрат за счет активизации человеческого фактора, улучшения мотивации к труду и др.
Социологические исследования систем управления могут быть комплексными и специальными, целевыми. К целевым исследованиям могут быть отнесены и исследования мотивации и конфликтов в системе управления, которые рассматриваются в следующих параграфах.
По глубине существующей проблемы можно выделить функциональные, структурные и параметрические социологические исследования систем управления.
При социологических исследованиях нужно прежде всего установить относится ли коллектив (объект исследования)
к гражданскому (демократическому, индивидуалистскому) или тоталитарному (корпоративному) типу организаций, коллективов.
В исследованиях нужно учитывать, что гражданское общество характеризуется: разделением властей, более сложными отношениями общественных классов и индивидуумов, приоритетом закона и др.
При таких исследованиях нужно учитывать и характеристики внешней среды (фона). Большое влияние на социологические характеристики могут оказывать риски внешней среды социологической среды системы управления (геополитические, внешнеполитические, внутриполитические риски).
Риск - это возможность (шанс) как отрицательных, так и положительных отклонений от плановых величин в процессе деятельности. Социологические исследования факторов риска позволяет выявить как опасности, возможный ущерб, так и шанс.
Ниже будем рассматривать только чистые риски - возможность только отрицательного отклонения. Геополитические риски - это опасность ухудшения положения, утраты суверенитета, рассеивания этноса по любым причинам, включая недостаточность жизненного потенциала этноса, суперэтноса для достижения их геополитических целей. Рост экономического и жизненного потенциала и численности других этносов повышает риски такого рода для этноса с ухудшающимся социально-экономическим и военнополитическим положением.
Политические риски - это опасность катастрофического развития социально-экономической ситуации в государстве, этносе, предприятии по причине неадекватных управляющих воздействий на социально-экономические процессы со стороны органов и субъектов власти, руководства предприятий.
Социальные риски системы управления - это риски прекращения работы (например, в результате забастовок), снижения эффективности работы, необоснованное сверхнормативное повышение затрат или увеличение вероятности сбоев в работе, вызываемое несоответствиями в социальных отношениях в коллективе, в частности отсутствием должной мотивации к труду, конфликтами. Чистые социальные риски связаны с проблемами, которые выражаются в том, что организация не достигает поставленных целей по причинам, порождаемым человеческим фактором, например: несоответствием социальных отношений используемым технологиям науки, воспроизводства; недостаточности мотивации к труду; конфликтов и др.
Факторами социологических исследований по изучению механизма явлений может выступать принадлежность членов организации и(или) ее окружения (внешней среды) к различным: религиозным конфессиям; этносам; общественным классам; социальным группам; идеологиям. Кроме того важное значение имеет исследование таких социологических факторов: власть и лидерство; мотивация; конфликты; структура и взаимодействие властей. При исследованиях структуры власти и взаимодействия различных ее элементов могут выделяться власть: должности, личной, религиозной веры; исполнительная, законодательная, судебная, информационная и др.
В рамках системных социально-экономических исследований эти факторы должны рассматриваться в их взаимной связи. Однако могут проводиться и быть полезны частные социологические исследования с конкретными целями:
- при социально-религиозных исследованиях могут исследоваться: влияние конфессии на социально-экономический прогресс этноса; допустимая догматами религии и реальная агрессивность паствы к единоверцам и представителям других конфессий в рыночной и бытовой деятельности; социально-политическая ориентация членов конфессии и др.;
- при социально-этнических исследованиях могут изучаться: влияние психофизических особенностей этноса на участие в разделении труда, политическую ориентацию этноса и др.;
- при социально-общественных исследованиях могут выясняться факторы, способствующие формированию конкретных общественных классов и групп; этнический состав конкретных общественных классов, их политическая ориентация и др.;
- при социально-идеологических исследованиях могут: исследоваться влияние технологий (добывающих, производящих, эксплуатационных, утилизационных, посреднических, риск-технологий) на идеологические пристрастия отдельных социальных групп и этносов; строиться сценарии развития взаимодействий
общественных классов и групп; этнический состав конкретных общественных классов, их политическая ориентация и др.;
- при социально-идеологических исследованиях могут: исследоваться влияние технологий (добывающих, производящих, эксплуатационных, утилизационных, посреднических, риск-технологий) на идеологические пристрастия отдельных социальных групп и этносов; строиться сценарии развития взаимодействий этносов при расширенном и сужающемся воспроизводстве при различных вариантах политического устройства; готовность отдельных конфессий, общественных классов, социальных групп и этносов поддержать те или иные политические программы, движения; выявляться условия политической поддержки и др.
Если юридически определены цели (например, удовлетворение потребностей и извлечение прибыли - для коммерческих организаций или удовлетворение потребностей - для некоммерческих), границы, место в обществе, то организация выступает в качестве социального института.
2. Метод «сценариев» в ИСУ. Методы типа «сценариев». Методы подготовки и согласования представлений о проблеме или анализируемом объекте, изложенных в письменном виде, получили название сценариев. Первоначально этот метод предполагал подготовку текста, содержащего логическую последовательность событий или возможные варианты решения проблемы, развернутые во времени. Однако позднее обязательное требование временных координат было снято, и сценарием стали называть любой документ, содержащий анализ рассматриваемой проблемы и предложения по ее решению или по развитию системы, независимо от того, в какой форме он представлен. Как правило, на практике предложения для подготовки подобных документов пишутся экспертами вначале индивидуально, а затем формируется согласованный текст.
Сценарий предусматривает не только содержательные рассуждения, помогающие не упустить детали, которые невозможно учесть в формальной модели (в этом собственно и заключается основная роль сценария), но и содержит, как правило, результаты количественного технико-экономического или статистического анализа с предварительными выводами. Группа экспертов, подготавливающая сценарий, пользуется обычно правом получения необходимых справок от предприятий и организаций, необходимых консультаций.
На практике по типу сценариев разрабатывались прогнозы в отраслях промышленности. Разновидностью сценариев можно считать комплексные программы научно-технического прогресса и его социально-экономических последствий.
Роль специалистов по системному анализу при подготовке сценария — помочь привлекаемым ведущим специалистам соответствующих областей знаний выявить общие закономерности системы; проанализировать внешние и внутренние факторы, влияющие на ее развитие и формирование целей; определить источники этих факторов; проанализировать высказывания ведущих специалистов в периодической печати, научных публикациях и других источниках научно-технической информации; создать вспомогательные информационные фонды (лучше автоматизированные), способствующие решению соответствующей проблемы.
В последнее время понятие сценария все больше расширяется в направлении как областей применения, так и форм представления и методов их разработки: в сценарий вводятся количественные параметры и устанавливаются их взаимозависимости, предлагаются методики подготовки сценария с использованием ЭВМ (машинных сценариев), методики целевого управления подготовкой сценария.
Сценарий позволяет создать предварительное представление о проблеме (системе) в ситуациях, когда не удается сразу отобразить ее формальной моделью. Но все же сценарий — это текст со всеми вытекающими последствиями (синонимия, омонимия, парадоксы), связанными с возможностью неоднозначного его толкования разными специалистами. Поэтому такой текст следует рассматривать как основу для разработки более формализованного представления о будущей системе или решаемой проблеме.
Билет №19
1. Цели задачи экспериментальных исследований. Цели экспериментов определяют то, какой результат ожидают получить в эксперименте.
Цели планирования экспериментов определяют то, в какие сроки и с какими затратами этот результат будет получен.
С точки зрения целей экспериментов при существующей изученности исследуемых проблем выделяют:
1) планирование экстремальных экспериментов;
2) планирование экспериментов по выяснению механизма явлений.
Планирование экстремальных экспериментов применяют в тех случаях, когда экспериментатора интересуют условия, при которых изучаемый процесс удовлетворяет некоторому условию оптимальности (например, наибольшему или наименьшему уровню внешних воздействий, выходу результирующего продукта).
Планирование экспериментов по выяснению механизма явлений ставит своей целью выяснение поведения исследуемого объекта и(или) построение его модели.
Выводы
1. Эксперимент является важным средством снижения затрат и рисков в системах управления.
2 По мере усложнения систем управления эксперимент трансформируется из категории локальной в глобальную.
3. Множество методов планирования экспериментов при испытаниях систем управления можно разделить на подмножества универсальных и специальных методов.
4. Методы планирования эксперимента могут применяться как:
- самостоятельные методы прогнозирования и планирования, в частности, как методы прогнозирования по аналогии;
- вспомогательные элементы технологии при прогнозировании и планировании с использованием формальных моделей системы управления;
- методы планирования испытаний автоматизированных систем управления и планирования.
5. При широком подходе к методам теории планирования экспериментов могут быть отнесены:
- логико-математическое планирование функциональных испытаний;
- регрессионное факторное планирование;
- интерпретация испытаний как процесса повышения «обучености» системы;
- интерпретация испытаний как процесса повышения надежности;
-статистический корреляционный метод;
- расчет на основе базовых коэффициентов;
- метод переводных коэффициентов и бальных оценок, рассматриваемый как разновидность метода базовых коэффициентов, а также модификация этого метода, используемая иногда с целью повышения точности метода;
- расчет объемов испытаний для обеспечения статистической достоверности (доверительной вероятности) результата испытаний;
- использование условных вероятностей (теоремы Байеса);
- использование функций штрафа.
6. Возможность применения того или иного метода планирования эксперимента при исследованиях системы управления определяется рядом факторов: целями испытаний, объектом, объемом располагаемой об объекте испытаний информации (видом его типового представления) и др.
7. Исследование процесса испытаний систем управления позволяет оценить: достигнутые показатели; затраты на получение результата и риски его использования.
8. Исследование процесса испытаний может включать анализ планирования испытаний, проектирования объектов и технических обстановок, комплексирования и др.
2. Деловые игры в ИСУ Деловые игры как метод экспериментирования, их назначение и содержание.
Наиболее эффективными методами овладения новыми знаниями, методами хозяйствования и управления, являются деловые игры. Деловые игры — метод имитации выработан для принятия управленческих решений в различных ситуациях путем игры по заданным правилам группы людей или человека и компьютера. Деловые игры позволяют с помощью моделирования и имитации процессов выйти на анализ, решение сложных практических задач, обеспечить формирование мыслительной культуры, управления, мастерства общения, принятия решений, инструментальное расширение управленческих навыков.
Деловые игры выступают как средства анализа систем управления и подготовки специалистов.
Разработку деловой игры необходимо начинать с четкой формулировки ее назначения. После этого можно приступать к формированию схемы игры и основных ее правил. В выбранной схеме функционирования надо предельно точно отразить опыт работы реальных систем, обратив особое внимание на структуру системы, целевые функции подсистем и системы в целом, на выбор управ- ляющих воздействий и т.д. Одна из основных сложностей построения модели исследуемой ситуации заключается в том, что стремление к наиболее полному отражению исследуемой ситуации может привести к излишней детализации модели, которая в свою очередь повлечет за собой усложнение информационного обеспечения построенной модели. В результате этого увеличивается время, затрачиваемое на игру, затрудняется понимание происходящих процессов. Все это приводит к тому, что эффективность проведения игры снижается. Лучший способ избежать такого рода опасности заключается в том, чтобы постоянно помнить о конкретной цели проектируемой игры. Но при этом следует учитывать, что ситуации, анализируемые в игре, не должны быть упро шены до такой степени, что необходимое решение можно было бы найти непосредственно без глубокого анализа протекающих процессов, так как в этом случае результаты, полученные при анализе хозяйственной деятельности, будут носить поверхностный характер.
Формирование правил игры должно включать в себя описание методов оценки степени достижения
целей игры. Если деловая игра моделирует системы, в которых цели могут формироваться только качественно, либо при количественном выражении трудно указать в явном виде связь степени достижения цели с истинными возможностями подсистем, то при построении игры особое внимание следует уделить разработке методов степени оценки достижения цели.
Опыт разработки и проведения деловых игр показывает, что деловую игру целесообразно представить как описание некоторой последовательности разделов. Как правило, описание игры включает девять разделов:
1. Общая характеристика
2. Описание ситуации
3. Цель игры
4. Задача центра
5. Задача участников игры
6. Формальная модель
7. Анализ формальной модели
8. Руководство для участников игры
9. Результаты проведения игры
Раздел 6 включается в описание игры, если формализация модели позволяет лучше понять суть игры, или если в дальнейшем предполагается провести анализ формальной модели.
Раздел 7 может отсутствовать, если известными математическими средствами провести анализ модели или невозможно или слишком громоздко.
Может отсутствовать и раздел 9, если нет опыта проведения деловой игры.
Каждая деловая игра состоит из нескольких партий. Одна партия большинства деловых игр состоит из трех этапов.
• I этап — сбор информации, т.е. сообщение элементами в вышестоящий орган (центр) запрашиваемой информации;
• II этап — обработка полученной информации и выработка соответствующих решений;
• III этап — реализация полученных решений, подсчет значений целевых функций.
Количество партий, как правило, не ограничивается заранее, хотя возможны варианты, когда количество партий фиксировано.
По завершении игры проводится подведение итогов, анализ игры.
Группу персонала управления разбиваем на четыре подгруппы. Каждой из подгрупп даем определенные роли управленческой деятельности. Это роли государственных служащих, профсоюзных работников, предпринимателей, менеджеров. В подгруппах должны осознать эти роли в виде совокупности интересов профессиональной деятельности, согласованных с интересами общества и индивидуума. Уже само обсуждение этих интересов дает много исследовательской информации. Можно дисциплинировать обсуждение специальной программой проблематики в виде комплекса поставленных вопросов. Например, как можно реализовывать эти интересы, как решать проблемы их столкновения, конфликтные ситуации, почему различны интересы, в каких случаях они сближаются и когда расходятся до предела?
Далее задается ситуация состояния экономики и общественного развития в виде совокупности параметров: увеличение инфляции, падение производства, увеличение безработицы и др. Можно выбирать различные варианты таких параметров. Все зависит от целей деловой игры как средства обучения или как средства экспериментального исследования.
Затем всем подгруппам участников выдается одинаковый набор управленческих решений (скажем, по 50 карточек), при помощи которых можно изменить ситуацию. Надо, руководствуясь лишь интересами подгруппы (предприниматель, менеджер, государственный служащий, работник), выбрать по 5 решений, наиболее приемлемых в данной предложенной ситуации.
На следующем этапе предлагается представить эти решения для общего обсуждения. Конечно, возникает противоречие решений, ибо интересы различны, и это определяет разные пути решения проблемы. Но условия игры — поиск компромиссов посредством перебора решений, взаимных уступок, убеждения, обсуждения последствий, объяснения интересов, анализа объективных зависимостей и пр. Три решения должны быть общими, два могут расходиться. Руководитель деловой игры может вводить в действие дополнительные варианты решений, корректировать обсуждение и поиск компромисса.
Такая деловая игра является не только средством обучения, но и экспериментальным исследованием. В процессе ее проведения, не только единичного, но главным образом систематического, можно обнаружить новые закономерности управления, организационного поведения, коммуникационной деятельности, проявления лидерства, формирования искусства управления, решения конфликтных ситуаций и пр.
Практика убеждает в эффективности такого экспериментирования. Можно ставить подобный эксперимент не только для общеэкономических проблем и широких масштабов управления. Можно таким образом исследовать проблемы фирмы. Сформировать группы акционеров, менеджеров фирмы, инженерно-технического персонала, работников и провести эту ролевую игру-исследование по проблематике стратегии фирмы, антикризисного управления, конкуренции, научно-технического прогресса, социального развития.
Главное заключается в том, что экспериментирование не чуждо исследованию управления и эксперимент может быть весьма эффективным методом объяснения неизвестных и непонятных ситуаций, поиска новых решений, предвидения будущего, определения объективных тенденций развития в этой области.
Билет №20
1. Принципы эффективности исследования. Принцип — это правило, которому следуют при осуществлении той или иной деятельности (схема 55).
Среди принципов следует назвать прежде всего принцип объективности. Согласно этому принципу, любое исследование должно искать объективные факторы, связи, зависимости. Это определяет успех исследования. Но использование данного принципа вовсе не означает, что надо исключать все субъективное. Многое в исследовании определяется интуицией, ее необъяснимым влиянием на поведение человека, на поиск истины. Принцип объективности это принцип соизмерения, сопоставления факторов с объективной реальностью, это возвращение к объективному в конечном результате размышлений, анализа идей, мыслей и позиций. Объективность — это маяк и критерий исследовательской деятельности, система доказательства и оценок.
Принцип системности — это принцип поиска и определения связей, целостности, сопоставления свойств, нахождения границ внутренней и внешней среды. Почему этот принцип определяет эффективность? Потому что он позволяет концентрировать исследования на сущности, главном, оценивать связи, разграничивать их на внешние и внутренние, понимать свойство, как проявление целого в одном случае и как проявление отдельного — в другом.
Принцип последовательности требует проведения исследования по определенной, заранее разработанной технологии. "Слона можно съесть только по частям" — гласит восточная мудрость, которая образно может характеризовать этот принцип. В использовании этого принципа большое значение имеет ответ на вопрос: с чего начать и как двигаться к результату?
Принцип целеустремленности означает, что любое исследование должно иметь вполне определенную цель. Исследование — это не только разрешение возникшей проблемы, по и определение, к какой цели может вести это разрешение, в какой мере оно способствует достижению цели. Цель определяет выбор решений и последовательность их разработки, цель интегрирует деятельность в самых сложных ее вариантах: многоаспектность, совместное исследование, разветвленность исследования, сложность проблемы и т.д.
Принцип "обгонять, не догоняя". Иной вариант образного представления этого принципа формулируется как "не открывать велосипед". Любое исследование необходимо строить на достигнутом, не тратить время и усилия, на повторные решения, идти вперед, опираясь па известное и проверенное.
Этот принцип может восприниматься неоднозначно. В исследованиях иногда бывает очень полезно усомниться в известном, проверить его новыми способами. Иногда именно это может быть импульсом для возникновения новых подходов, продолжения исследования, мотивации идей. Все зависит ог характера проблемы. Поэтому данный принцип надо дополнить принципом исследовательского сомнения. Это не скептицизм, мешающий в поиске нового, это оценка существующего по новым критериям объективности, точности, полезности. Ведь развитие пауки — это не только возникновение новых научных положении, но и новых методов анализа, оценки, уточнения, дополнения, конкретизации. Поэтому сомневаться исследователю полезно, но нельзя всю его деятельность свести к сомнениям. Она должна строиться на поиске нового. Сомнения должны сочетаться с движением мысли вперед.
Принцип свободы мышления, который определяет необходимость снятия ограничении в полете мысли, фантазии, воображения, идеи.
Принцип управления мышлением. Как и всякий процесс, мышление должно быть не спорадическим и стихийным, а управляемым процессом, в каких бы масштабах и формах оно не осуществлялось. Это может быть управление процессом индивидуального мышления или процессом групповой мыслительной деятельности. Это правило ведет к эффективности исследования (схема 54).
Конечно, исследовательская деятельность — это творчество, проявление которого зависит не только от хорошо организованной работы, но и от вдохновения, которым, казалось бы, невозможно управлять. Но ведь нельзя исключать мотивирование вдохновения, обеспечение его направленности, создание благоприятной обстановки для его проявления. А это есть уже управление.
Как и всякая деятельность исследование строится на использовании определенных ресурсов, величина и структура которых в значительной мере определяют его эффективность. Ресурсы нельзя использовать бездумно, но и, стремясь получить необходимый результат, нельзя бездумно ограничивать исследования в необходимых ресурсах. Отсюда возникает важный принцип гибкой экономии ресурсов. Почему гибкой? Потому что в некоторых исследованиях заранее очень трудно предусмотреть и рассчитать достаточно точно, сколько ресурсов понадобится для достижения необходимого результата. Поэтому расчет ресурсов надо делать с запасом, понимая, что и результат исследования не всегда достаточно предсказуем. Иногда он может быть значительнее ожидаемого. Тогда и при перерасходовании ресурсов эффективность исследования будет все равно высокой.