Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
Общекультурных компетенций (ОК)
• владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
• понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3);
• быть готовым к толерантному восприятию социальных и культурных различий окружающих людей, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям всех народов (ОК-14);
• понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, место человека в историческом процессе, политической организации общества (ОК-15);
Общепрофессиональных компетенций (ОПК)
• осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
Специальных компетенций (СК)
• определять пространственные рамки исторических процессов и явлений на локальном, национальном и глобальном уровнях (СК-1);
- анализировать исторические события, явления и процессы в их темпоральной характеристике (СК-2);
- применять методы комплексного анализа исторических источников для объяснения исторических фактов (СК-5);
- использовать общенаучные принципы и методы познания при анализе конкретно-исторических проблем (СК-6),
- соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8).
- характеризовать модели общественного развития (СК-3);
- соотносить собственные ценностно-ориентационные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира (СК-8).
- быть готовым к синтезу знаниевых, деятельностных и ценностных элементов профессиональной компетентности как основы деятельности учителя истории (СК-9).
- ориентироваться в имеющейся учебно-методической литературе, осуществлять обоснованный выбор учебников и пособий, применять их в практической деятельности (СК-12);
- владеть основными методами научных исследований в сфере профессиональной подготовки (СК-15).
- ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке (СК-4),
Тематический план учебного курса «История России. XIX в. ». | ||||
№ п/п | Наименование темы (раздела) | Лекции (час.) | Семинары (час.) | Всего (час.) |
1. | Российская империя в первой четверти ХIХ в. | |||
2. | Российская империя во второй четверти ХIХ в. | |||
3. | Россия в годы Великих реформ | |||
4. | Российское общество в пореформенную эпоху | |||
И Т О Г О : |
ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
Тема 1: Основные направления социально-экономического развития России в дореформенный период.
1.Сословия и их положение в обществе дореформенного периода.
2.Сельское хозяйство России дореформенного периода. Кризис крепостнической системы.
3.Развитие промышленности в России. Начало промышленного переворота.
4. Развитие внутренней и внешней торговли в России в начала века.
Источники и литература:
Россия при Александре 1 (1801 – 1825): сборник документов к семинарским занятиям для студентов ист. ф – та/ сост. И.Н. Ружинская. - Петрозаводск, 2013.
Фёдоров В.А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий ( период капитализма). Первая половина ХIХ в. - М., 1974.
Иванова Н.А., Желтова В.П. Сословное общество Российской империи ( ХУШ – н. ХХ вв. М., 2009.
Миронов Б.Н. Русский город в 1740 - 1860 -е гг.- Л., 1980.
Миронов Б.Н. Социальная история России периода империи ( ХVIII – ХХ вв.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства . - Т.1.- СПб., 1999.
Соловьёва А.М. Промышленная революция в России. - М., 1992.
Методические рекомендации.
Социальная структура российского общества в полной мере отражала господствующий в экономике страны аграрный сектор, базировавшийся на феодально – крепостнической системе эксплуатации. Основное податное сословие крестьян составляли более 90 % населения. В то же время в начале века в обществе шёл постепенный процесс разложения основ феодальной экономики и трансформация его социальной структуры.
Самая существенная особенность социально – экономического развития страны связана с доминирующей ролью государства в экономической жизни. Особенно она выразилась в политике протекционизма по отношению к промышленности и торговле, транспортной системе и банкам.
Центральным вопросом темы семинара является вопрос о начале промышленной революции в России. Обратите внимание на имеющиеся в научной литературе различия в периодизации начала промышленного переворота. Переход от мануфактуры к капиталистической фабрике связан не только с технической, но и социальной стороной. Рассматривая создание материально – технической базы капиталистической промышленности, остановитесь на выяснении особенностей развития капиталистической мануфактуры в стране. Социальная сторона промышленной революции связана с формированием буржуазии и пролетариата, проследите особенности их формирования в стране.
Покажите связь процессов в экономике страны с развитием внутренней и внешней торговли в дореформенный период.
Тема 2: Внутренняя политика начала царствования Александра I (1801 - 1804 гг.)
1. Восшествие на престол Александра I . Негласный комитет.
2. Министерская реформа.
3. Крестьянский вопрос в правительственной политике.
4. Политика Александра 1 в сфере народного просвещения и цензуры.
Источники и литература:
Россия при Александре 1 (1801 – 1825): сборник документов к семинарским занятиям для студентов ист. ф – та/ сост. И.Н. Ружинская. - Петрозаводск, 2013.
Фёдоров В.А. Сборник документов по истории СССР для семинарских и практических занятий / период капитализма /. Первая половина ХIХ в. - М.,1974.
Хрестоматия по истории СССР с древнейших времён до 1861 г. / Сост. П.П. и О.П. Епифановы. - М., 1987.
Андреев А.Ю. Российские университеты ХУШ – первой половины Х1Х века в контексте университетской истории Европы. М., 2009.
Давыдов М.А. Оппозиция его величества. Дворянство и реформы. - М., 1994.
Ерошкин Н.П. История государственных учреждений дореволюционной России. - М., 1997. Жуковская Т.Н. Университеты и университетские традиции в России: курс лекций. – Петрозаводск, 2011.
Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале ХIХ в. - М., 1989.
Сахаров А.Н. Александр I. - М., 1998.