Принципы научного исследования истории

Митрофанов В.В.

история

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

Нижневартовск,

ББК 63.3

М-67

Одобрено

редакционно–издательским советом филиала

Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент Нижневартовского государственного гуманитарного университета

Р.Я. Солодкин;

кандидат педагогических наук, доцент Западно-Сибирского Института Финансов и Права

Л.В. Мокина

Митрофанов, В.В. . История: учебное пособие для студентов обучающихся по направлению «Строительство» /. В.В. Митрофанов.- Нижневартовск: Издательство , 2013. с.

Учебное пособие по истории предназначено для студентов вузов. Оно включает указания для подготовки к семинарским занятиям, указания по выполнению контрольной работы, примерные вопросы для зачетно-экзаменационных мероприятий, схемы, алгоритмы, хронологию событий, глоссарий основных понятий и терминов.

Гимн Российской Федерации

Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Общие положения

Методическое пособие по дисциплине «История» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению «Строительство» и включает: рабочую программу, темы семинарских занятий, практических занятий (тесты), методические рекомендации по написанию контрольной работы, вопросы к экзамену и зачету, таблицы, хронологию событий и глоссарий основных понятий и терминов.

История – одна из важнейших общественных наук. Содержанием этой науки является изучение процесса возникновения и развития человеческого общества на территории нашей страны от первобытнообщинного строя до современной эпохи.

Изучение истории имеет большое воспитательное и научно- познавательное значение, так как помогает понять объективные закономерности развития народов России в прошлом и настоящем, суть современных процессов нашего общества.

Изучение истории – неотъемлемый компонент, база гуманитарного образования и фундамент самосознания человека.

История – коллективная память человечества. Она предостерегает, учит, осуществляет связь времен и поколений. Без знания истории нельзя понять настоящего, нельзя создать правового государства и гражданского общества.

История - важнейший мировоззренческий предмет. Через исторические знания происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, достижениям отечественной и мировой культуры, идеалам гуманизма и демократии. Изучение истории помогает человеку найти свое место в политической жизни страны, определяет уровень его культуры, вырабатывает способность ориентироваться во внутренней и международной политике, экономике и других сферах общественной жизни.

Предлагаемая программа ориентирует студентов на изучение основных этапов истории России в таких направлениях человеческой деятельности, как политика, экономика, социальные процессы, общественное движение, культура, международные отношения.

В изложении материала предусмотрен синтез концепций, стремление избежать идеологизации в постановке проблем. Особое внимание уделяется анализу процесса модернизации государственного строя, проектам создания гражданского общества и социального государства, развитию культуры др. В предлагаемой программе история Российского государства рассматривается в контексте единства мировой истории.

Программа курса строится по проблемно-хронологическому принципу и предусматривает самостоятельную работу студентов с литературой, источниками, написание контрольной работы, сдачи экзамена или зачета. В пособии представлена хронология которая поможет качественной подготовке к экзаменационно-контрольным мероприятиям и тестированию. Важным разделом является глоссарий основных понятий и терминов. Он позволит плодотворно изучать курс истории. Обращено внимание на знание основных событий героической борьбы российского народа за свою независимость. В него включены понятия и термины, наиболее часто встречающиеся во время тестирования (например, ФЭПО), вызывающие затруднения у большинства студентов.

Точки зрения на место России в мировом историческом процессе:

1. Россия - составная часть Западного мира (цивилизации).

Аргументы:

  • исповедование большинством населения христианства;
  • реформаторская деятельность многих государственных деятелей.

2. Россия – составная часть Восточного мира (цивилизации).

Аргументы:

  • Россия всегда была разновидностью восточной деспотии;
  • неудавшиеся попытки европеизации страны.

3. Россия – самобытный тип развития. Исключительность славянства.

Аргументы:

Славянофилы

(А.С. Хомяков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, К.С. и И.С. Аксаковы):

· своеобразный путь развития страны;

· решающая роль православия в становлении и развитии государства;

· идея соборности;

· высокая духовность;

· коллективность, общинное устройство социальной жизни.

Евразийцы

(Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Г.В. Вернадский):

· геополитическое положение как важнейший фактор самобытности страны;

· сильное влияние тюркского и финно-угорского начал на формирование русского (славянского) этноса;

· абсолютизация роли государства и церкви в общественной жизни.

Цели освоения дисциплины:

· дать понятие об основных тенденциях, закономерностях и специфике исторического пути России;

· познакомить с новыми концепциями, опирающимися на гуманистические и демократические ценности, на выявление объективной истины;

· ориентировать студентов на систему ценностей формирующих качества гражданина, патриота с современным научным миропониманием;

· применять новые подходы к научным проблемам исторического развития;

· способствовать приобретению широкого взгляда на историческую перспективу;

· вырабатывать критическое отношение к предвзятым и односторонним суждениям, которые часто встречаются в публицистических статьях по исторической тематике;

· сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России;

· введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП:Дисциплина «История» относится к разделу Б.1 – Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Она находится в логической и содержательно-методической связи с другими частями ООП бакалавриата, куда входят основные дисциплины данного цикла, а также с такими дисциплинами, как «Философия», «Правоведение (основы законодательства в строительстве)», представляющими как дисциплины вариативного цикла и дисциплины по выбору.

Дисциплины для которых является предшествующей
Б.1.02. Философия, Б.1.04. Правоведение (основы законодательства в строительстве), Б.1.05. Экономика, ДВ.2.01.02 История архитектуры и градостроительства, В.1. 04 Социология, В.1.02 Психология.

Требования к результатам освоения дисциплины:

· Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-1
Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ОК-2
Готовность к кооперации с коллегами, работе ив коллективе ОК-3
Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы. ОК-10
Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны. ПК-4

В результате изучения дисциплины выпускник направления «Строительство» должен:

· Знать: закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

Уметь:

− логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с разноплановыми источниками;

- осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

- получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

- извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- работать с научной литературой по истории;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижении мировой цивилизации;

Владеть:

- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

- навыками анализа исторических источников;

- приемами ведения дискуссии и полемики.

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Тема 1. Теория и методология исторической науки Функции истории. Методы изучения истории. Методология истории. Историография истории.
2. Тема 2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII - сер. XV вв. Формирование и развитие. Древнерусского государства. Политическая раздробленность русских земель. Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока. Русь и Орда. Объединительные процессы в русских землях(XIV - сер. XV вв.).
3. Тема 3. Образование и развитие Московского государства. Образование Московского государства (II пол. XV - I треть XVI вв.). Московское государство в середине - II пол. XVI в. Смута в к. XVI - нач. XVII вв. Россия в XVII веке.
4. Тема 4. Российская империя в XVIII - I пол. XIX вв. Россия в эпоху петровских преобразований. Дворцовые перевороты Правление Екатерины II. Россия в конце XVIII - I четверти XIX вв. Россия в правлении Николая I
5. Тема 5. Российская империя в XVIII - I пол. XIX вв. Реформы Александра II и контрреформы Александра III. Общественные движения в России II пол. XIX в. Экономическая модернизация России на рубеже веков Революция 1905 - 1907 гг. и начало российского парламентаризма
6. Тема 6. Россия в условиях войн и революций (1914 - 1922 гг.) Россия в условиях I мировой войны. Февральская (1917 г.) революция. Развитие событий от Февраля к Октябрю. Октябрьская революция 1917 г. Внутренняя и внешняя политика большевиков (окт. 1917 - 1921 гг.). Гражданская война в Советской России
7. Тема 7. СССР в 1922 - 1953 гг. Новая экономическая политика (НЭП) Образование СССР. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Политический режим. Советская внешняя политика в 1920-е - 1930-е гг. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах Внешняя политика в послевоенный период. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период
8. Тема 8. СССР в 1953 – 2013 гг. Становление новой российской государственности. Оттепель. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг. Внешняя политика в 1953 - 1985 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности

Лекции

№ п/п № темы дисциплины Наименование лекционного занятия
1. Функции истории. Методы изучения истории. Методология истории. Историография истории.
Функции истории. Методы изучения истории. Методология истории. Историография истории.
Формирование и развитие Древнерусского государства. Политическая раздробленность русских земель. Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока. Русь и Орда. Объединительные процессы в русских землях(XIV - сер. XV вв.).
Формирование и развитие Древнерусского государства. Политическая раздробленность русских земель. Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока. Русь и Орда. Объединительные процессы в русских землях(XIV - сер. XV вв.).
Образование Московского государства (II пол. XV - I треть XVI вв.). Московское государство в середине - II пол. XVI в. Смута в к. XVI - нач. XVII вв. Россия в XVII веке.
Образование Московского государства (II пол. XV - I треть XVI вв.). Московское государство в середине - II пол. XVI в. Смута в к. XVI - нач. XVII вв. Россия в XVII веке.
Россия в эпоху петровских преобразований. Дворцовые перевороты. Правление Екатерины II. Россия в конце XVIII - I четверти XIX вв. Россия в правлении Николая I
Россия в эпоху петровских преобразований. Дворцовые перевороты. Правление Екатерины II. Россия в конце XVIII - I четверти XIX вв. Россия в правлении Николая I
Реформы Александра II и контрреформы Александра III Общественные движения в России II пол. XIX в. Экономическая модернизация России на рубеже веков. Революция 1905 - 1907 гг. и начало российского парламентаризма
Реформы Александра II и контрреформы Александра III Общественные движения в России II пол. XIX в.Экономическая модернизация России на рубеже веков. Революция 1905 - 1907 гг. и начало российского парламентаризма
Россия в условиях I мировой войны Февральская (1917 г.) революция. Развитие событий от Февраля к Октябрю. Октябрьская революция 1917 г. Внутренняя и внешняя политика большевиков (окт. 1917 - 1921 гг.) Гражданская война в Советской России
Россия в условиях I мировой войны Февральская (1917 г.) революция. Развитие событий от Февраля к Октябрю. Октябрьская революция 1917 г. Внутренняя и внешняя политика большевиков (окт. 1917 - 1921 гг.) Гражданская война в Советской России
Новая экономическая политика (НЭП). Образование СССР. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Политический режим Советская внешняя политика в 1920-е - 1930-е гг. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах. Внешняя политика в послевоенный период Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период
Новая экономическая политика (НЭП). Образование СССР. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Политический режим Советская внешняя политика в 1920-е - 1930-е гг. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах. Внешняя политика в послевоенный период Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период
Новая экономическая политика (НЭП). Образование СССР. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Политический режим Советская внешняя политика в 1920-е - 1930-е гг. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах. Внешняя политика в послевоенный период Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период
Оттепель. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг. Внешняя политика в 1953 - 1985 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности
Оттепель. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг. Внешняя политика в 1953 - 1985 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности
Оттепель. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг. Внешняя политика в 1953 - 1985 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности

Практические занятия

№ п/п № темы Тематика практических занятий (семинаров)
1. Тест по разделам темы: Функции истории. Методы изучения истории. Методология истории. Историография истории.
2. Лабораторно-практическая работа с текстом «Слово о полку Игореве».
Основные этапы Смуты.
Работа с картой по вопросам: 1 Основные направления внешней политики России. 2. Территориальный рост государства
Презентация: «Экономическая модернизация России на рубеже»
Экономическая политика «Военного коммунизма» и «НЭП»
Презентация: Великие битвы и великие полководцы Великой Отечественной войны. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период.
Оттепель. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг. Внешняя политика в 1953 - 1985 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности
Оттепель. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг. Внешняя политика в 1953 - 1985 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности

Функции исторического знания:

· познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог теоретического обобщения исторических фактов

· практически-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами.

· мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

· воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

Принципы научного исследования истории

· объективности – обязывает рассматривать историческую реальность независимо от желаний, стремлений, установок и пристрастий субъекта. Необходимо изучение объективных закономерностей, которые определяют процессы общественно-политического развития. Следует опираться на факты в их истинном содержании, рассматривать каждое явление в его многогранности и противоречивости

· историзма – любое историческое явление должно изучаться с точки зрения того, где, когда и почему оно возникло, каким оно было в начале, как затем развивалось, какой путь прошло, какие оценки ему давались на том или ином этапе развития, что можно сказать о его перспективах. Этот принцип требует, чтобы изучающий историю не становился судьей при оценке исторических событий

· социального подхода – под ним понимают проявление определенных социальных и классовых интересов, всей суммы социально-классовых отношений. Принцип социального подхода к истории особенно необходим и существенен в оценке программ и реальной деятельности политических партий и движений, а также их лидеров и функционеров

· всесторонности изучения истории – подразумевает необходимость не только полноты и достоверности информации, но и учета всех сторон и взаимосвязей, влияющих на политическую сферу жизни общества.

Методы изучения истории:

· хронологический – явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий

· хронологически-проблемный – предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них – по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях.

· проблемно-хронологический – применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффектив­но извлечь практический опыт.

· периодизации – основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании.

· сравнительно-исторический – основывается на признании известной повторяемости исторических событий в мировой истории. Его суть состоит в их сравнении для установления как общих закономерностей, так и различий.

· ретроспективный - основан на том, что прошлые, настоящие и будущие общества тесно связаны между собой. Это дает возможность воссоздать картину прошлого даже при отсутствии всех источников, относящихся к изучаемому времени.

· статистический – состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные.

· социологических исследований – применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Приемы этого метода – анкетирование, опрос, интервью и др.

На практике, как правило, применяется несколько методов, причем часто только некоторые их элементы.

III. Содержание курса.

Наши рекомендации