Принципы научного исследования истории

В.В. Митрофанов

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по истории

Нижневартовск,

Печатается по постановлению Редакционно–издательского совета филиала ФГБОУ ВПО «Омский государственный технический университет» в г. Нижневартовске

Рецензенты:

кандидат исторических наук, доцент Нижневартовского государственного гуманитарного университета

Р.Я. Солодкин;

кандидат педагогических наук, доцент Западно-Сибирского Института Финансов и Права

Л.В. Мокина

Методическое пособие по истории для студентов обучающихся по не гуманитарных направлений /Сост. В.В. Митрофанов. Нижневартовск, 2013. 228 с.

Методическое пособие по истории предназначено для студентов вузов. Оно включает методические указания для подготовки к семинарским занятиям, указания по выполнению контрольной работы, примерные вопросы для зачетно-экзаменационных мероприятий, схемы, алгоритмы, хронологию событий, глоссарий основных понятий и терминов.

Гимн Российской Федерации

Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова

Россия – священная наша держава,
Россия – любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава –
Твоё достоянье на все времена!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая –
Хранимая Богом родная земля!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!

Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!

Общие положения

Методическое пособие по дисциплине «История» составлено в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для не гуманитарных направлений и включает: рабочую программу, темы семинарских занятий, практических занятий (тесты), методические рекомендации по написанию контрольной работы, вопросы к экзамену и зачету, таблицы, хронологию событий и глоссарий основных понятий и терминов.

История – одна из важнейших общественных наук. Содержанием этой науки является изучение процесса возникновения и развития человеческого общества на территории нашей страны от первобытнообщинного строя до современной эпохи.

Изучение истории имеет большое воспитательное и научно- познавательное значение, так как помогает понять объективные закономерности развития народов России в прошлом и настоящем, суть современных процессов нашего общества.

Изучение истории – неотъемлемый компонент, база гуманитарного образования и фундамент самосознания человека.

История – коллективная память человечества. Она предостерегает, учит, осуществляет связь времен и поколений. Без знания истории нельзя понять настоящего, нельзя создать правового государства и гражданского общества.

История - важнейший мировоззренческий предмет. Через исторические знания происходит приобщение к общечеловеческим ценностям, достижениям отечественной и мировой культуры, идеалам гуманизма и демократии. Изучение истории помогает человеку найти свое место в политической жизни страны, определяет уровень его культуры, вырабатывает способность ориентироваться во внутренней и международной политике, экономике и других сферах общественной жизни.

Предлагаемая программа ориентирует студентов на изучение основных этапов истории России в таких направлениях человеческой деятельности, как политика, экономика, социальные процессы, общественное движение, культура, международные отношения.

В изложении материала предусмотрен синтез концепций, стремление избежать идеологизации в постановке проблем. Особое внимание уделяется анализу процесса модернизации государственного строя, проектам создания гражданского общества и социального государства, развитию культуры др. В предлагаемой программе история Российского государства рассматривается в контексте единства мировой истории.

Программа курса строится по проблемно-хронологическому принципу и предусматривает самостоятельную работу студентов с литературой, источниками, написание контрольной работы, сдачи экзамена или зачета. В пособии представлена хронология которая поможет качественной подготовке к экзаменационно-контрольным мероприятиям и тестированию. Важным разделом является глоссарий основных понятий и терминов. Он позволит плодотворно изучать курс истории. Обращено внимание на знание основных событий героической борьбы российского народа за свою независимость. В него включены понятия и термины, наиболее часто встречающиеся во время тестирования (например, ФЭПО), вызывающие затруднения у большинства студентов.

Точки зрения на место России в мировом историческом процессе:

1. Россия - составная часть Западного мира (цивилизации).

Аргументы:

  • исповедование большинством населения христианства;
  • реформаторская деятельность многих государственных деятелей.

2. Россия – составная часть Восточного мира (цивилизации).

Аргументы:

  • Россия всегда была разновидностью восточной деспотии;
  • неудавшиеся попытки европеизации страны.

3. Россия – самобытный тип развития. Исключительность славянства.

Аргументы:

Славянофилы

(А.С. Хомяков, А.И. Кошелев, Ю.Ф. Самарин, К.С. и И.С. Аксаковы):

· своеобразный путь развития страны;

· решающая роль православия в становлении и развитии государства;

· идея соборности;

· высокая духовность;

· коллективность, общинное устройство социальной жизни.

Евразийцы

(Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Г.В. Вернадский):

· геополитическое положение как важнейший фактор самобытности страны;

· сильное влияние тюркского и финно-угорского начал на формирование русского (славянского) этноса;

· абсолютизация роли государства и церкви в общественной жизни.

Цели освоения дисциплины:

· дать понятие об основных тенденциях, закономерностях и специфике исторического пути России;

· познакомить с новыми концепциями, опирающимися на гуманистические и демократические ценности, на выявление объективной истины;

· ориентировать студентов на систему ценностей формирующих качества гражданина, патриота с современным научным миропониманием;

· применять новые подходы к научным проблемам исторического развития;

· способствовать приобретению широкого взгляда на историческую перспективу;

· вырабатывать критическое отношение к предвзятым и односторонним суждениям, которые часто встречаются в публицистических статьях по исторической тематике;

· сформировать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на изучение истории России;

· введение в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности, выработка навыков получения, анализа и обобщения исторической информации.

2. Место дисциплины в структуре ООП:Дисциплина «История» относится к разделу Б.1 – Гуманитарный, социальный и экономический цикл. Она находится в логической и содержательно-методической связи с другими частями ООП бакалавриата, куда входят основные дисциплины данного цикла, а также с такими дисциплинами, как «Философия», «Правоведение».

Требования к результатам освоения дисциплины:

· Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

Владеет культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения ОК-1
Умеет логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь ОК-2
Готовность к кооперации с коллегами, работе ив коллективе ОК-3
Способность анализировать социально значимые проблемы и процессы. ОК-10
Способность понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны. ПК-4

В результате изучения дисциплины выпускник направления должен:

· Знать: закономерности и этапы исторического процесса, основные события и процессы мировой и отечественной экономической истории;

Уметь:

− логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с разноплановыми источниками;

- осуществлять эффективный поиск информации и критики источников;

- получать, обрабатывать и сохранять источники информации;

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- формировать и аргументировано отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

- извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

- ориентироваться в мировом историческом процессе, анализировать процессы и явления, происходящие в обществе;

- работать с научной литературой по истории;

- выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижении мировой цивилизации;

Владеть:

- представлениями о событиях российской и всемирной истории, основанными на принципе историзма;

- навыками анализа исторических источников;

- приемами ведения дискуссии и полемики.

Содержание дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Тема 1. Теория и методология исторической науки Функции истории. Методы изучения истории. Методология истории. Историография истории.
2. Тема 2. Древняя Русь и социально-политические изменения в русских землях в XIII - сер. XV вв. Формирование и развитие. Древнерусского государства. Политическая раздробленность русских земель. Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока. Русь и Орда. Объединительные процессы в русских землях(XIV - сер. XV вв.).
3. Тема 3. Образование и развитие Московского государства. Образование Московского государства (II пол. XV - I треть XVI вв.). Московское государство в середине - II пол. XVI в. Смута в к. XVI - нач. XVII вв. Россия в XVII веке.
4. Тема 4. Российская империя в XVIII - I пол. XIX вв. Россия в эпоху петровских преобразований. Дворцовые перевороты Правление Екатерины II. Россия в конце XVIII - I четверти XIX вв. Россия в правлении Николая I
5. Тема 5. Российская империя в XVIII - I пол. XIX вв. Реформы Александра II и контрреформы Александра III. Общественные движения в России II пол. XIX в. Экономическая модернизация России на рубеже веков Революция 1905 - 1907 гг. и начало российского парламентаризма
6. Тема 6. Россия в условиях войн и революций (1914 - 1922 гг.) Россия в условиях I мировой войны. Февральская (1917 г.) революция. Развитие событий от Февраля к Октябрю. Октябрьская революция 1917 г. Внутренняя и внешняя политика большевиков (окт. 1917 - 1921 гг.). Гражданская война в Советской России
7. Тема 7. СССР в 1922 - 1953 гг. Новая экономическая политика (НЭП) Образование СССР. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Политический режим. Советская внешняя политика в 1920-е - 1930-е гг. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах Внешняя политика в послевоенный период. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период
8. Тема 8. СССР в 1953 – 2013 гг. Становление новой российской государственности. Оттепель. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг. Внешняя политика в 1953 - 1985 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности

Лекции

№ п/п № темы дисциплины Наименование лекционного занятия  
1. Функции истории. Методы изучения истории. Методология истории. Историография истории.
Функции истории. Методы изучения истории. Методология истории. Историография истории.
Формирование и развитие Древнерусского государства. Политическая раздробленность русских земель. Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока. Русь и Орда. Объединительные процессы в русских землях(XIV - сер. XV вв.).
Формирование и развитие Древнерусского государства. Политическая раздробленность русских земель. Борьба с иноземными захватчиками с Запада и с Востока. Русь и Орда. Объединительные процессы в русских землях(XIV - сер. XV вв.).
Образование Московского государства (II пол. XV - I треть XVI вв.). Московское государство в середине - II пол. XVI в. Смута в к. XVI - нач. XVII вв. Россия в XVII веке.
Образование Московского государства (II пол. XV - I треть XVI вв.). Московское государство в середине - II пол. XVI в. Смута в к. XVI - нач. XVII вв. Россия в XVII веке.
Россия в эпоху петровских преобразований. Дворцовые перевороты. Правление Екатерины II. Россия в конце XVIII - I четверти XIX вв. Россия в правлении Николая I
Россия в эпоху петровских преобразований. Дворцовые перевороты. Правление Екатерины II. Россия в конце XVIII - I четверти XIX вв. Россия в правлении Николая I
Реформы Александра II и контрреформы Александра III Общественные движения в России II пол. XIX в. Экономическая модернизация России на рубеже веков. Революция 1905 - 1907 гг. и начало российского парламентаризма
Реформы Александра II и контрреформы Александра III Общественные движения в России II пол. XIX в.Экономическая модернизация России на рубеже веков. Революция 1905 - 1907 гг. и начало российского парламентаризма
Россия в условиях I мировой войны Февральская (1917 г.) революция. Развитие событий от Февраля к Октябрю. Октябрьская революция 1917 г. Внутренняя и внешняя политика большевиков (окт. 1917 - 1921 гг.) Гражданская война в Советской России
Россия в условиях I мировой войны Февральская (1917 г.) революция. Развитие событий от Февраля к Октябрю. Октябрьская революция 1917 г. Внутренняя и внешняя политика большевиков (окт. 1917 - 1921 гг.) Гражданская война в Советской России
Новая экономическая политика (НЭП). Образование СССР. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Политический режим Советская внешняя политика в 1920-е - 1930-е гг. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах. Внешняя политика в послевоенный период Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период
Новая экономическая политика (НЭП). Образование СССР. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Политический режим Советская внешняя политика в 1920-е - 1930-е гг. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах. Внешняя политика в послевоенный период Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период
Новая экономическая политика (НЭП). Образование СССР. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация, культурная революция. Политический режим Советская внешняя политика в 1920-е - 1930-е гг. СССР во II мировой и Великой Отечественной войнах. Внешняя политика в послевоенный период Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период
Оттепель. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг. Внешняя политика в 1953 - 1985 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности
Оттепель. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг. Внешняя политика в 1953 - 1985 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности
Оттепель. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг. Внешняя политика в 1953 - 1985 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности

Практические занятия

№ п/п № темы Тематика практических занятий (семинаров)
1. Тест по разделам темы: Функции истории. Методы изучения истории. Методология истории. Историография истории.
2. Лабораторно-практическая работа с текстом «Слово о полку Игореве».
Основные этапы Смуты.
Работа с картой по вопросам: 1 Основные направления внешней политики России. 2. Территориальный рост государства
Презентация: «Экономическая модернизация России на рубеже»
Экономическая политика «Военного коммунизма» и «НЭП»
Презентация: Великие битвы и великие полководцы Великой Отечественной войны. Социально-экономическое и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период.
Оттепель. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг. Внешняя политика в 1953 - 1985 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности
Оттепель. Противоречивость общественного развития СССР в сер. 1960-х - сер. 1980-х гг. Внешняя политика в 1953 - 1985 гг. Перестройка. Распад СССР. Становление новой российской государственности

Функции исторического знания:

· познавательная, интеллектуально-развивающая – исходит из познания исторического процесса как социальной отрасли научного знания; выявления главных тенденций общественного развития истории и как итог теоретического обобщения исторических фактов

· практически-политическая – выявляя закономерности развития общества, помогает разработать научно обоснованный политический курс. Вместе с тем знание истории способствует формированию оптимального варианта политики по руководству массами.

· мировоззренческая – при изучении истории в значительной степени определяет формирование научного мировоззрения. Это происходит потому, что история, опираясь на различные источники, дает документально точные данные о событиях прошлого. Люди обращаются к прошлому для того, чтобы лучше понять современную жизнь, заложенные в ней тенденции. Таким образом, знание истории вооружает людей пониманием исторической перспективы.

· воспитательная – состоит в том, что знание истории активно формирует гражданские качества личности, позволяет разобраться в достоинствах и недостатках современной общественной системы.

III. Содержание курса.

Тема 3. Образование и развитие Московского государства.

Предпосылки объединения русских земель в XV в. Москва, Литва и Орда в начале XV в. Василий I и Василий II Темный. Феодальная война в России. Иван III – государь всея Руси. Достижение полной независимости Московского государства от Орды (1480 г.).

Изменение системы управления государством. Боярская дума. Приказы. Наместники и волостели. Развитие поместного землевладения. Судебник 1497 г.

Завершение формирования Российского государства при Василии III. Централизация системы государственного управления. Становление самодержавной идеологии. Теория «Москва – Третий Рим». Борьба иосифлян и нестяжателей. Начало княжения Ивана IV. Правительство Избранной рады и реформы 1550-х гг. Земские соборы и их значение. Опричнина, ее причины и результаты. Введение заповедных лет. Внешняя политика Ивана IV. Присоединение Казанского, Астраханского и Сибирского ханств. Формирование многонациональной структуры Российского государства. Ливонская война и ее итоги.

Смута: ее причины и сущность. Второе земское ополчение Д.М. Пожарского и К. Минина. Земский собор 1613 г. и воцарение Михаила Фёдоровича Романова.

Политические и социально-экономические последствия Смуты и их преодоление. Правление Алексея Михайловича. Принятие Соборного Уложения 1649 г. Становление самодержавия в России. Изменения в центральном и местном управлении. Государство и церковь. Церковная реформа и раскол в Русской православной церкви. Социально-экономическое развитие: промышленность, сельское хозяйство, торговля. Торговые уставы. Сословный строй. Закрепощение крестьян. Городские восстания. Восстание под предводительством С.Т. Разина. Внешняя политика России в XVII в. Войны с Польшей, Швецией и Турцией. Переяславская рада 1654 г. и присоединение левобережной Украины. Освоение Сибири.

Тема 7. СССР в 1922 - 1953 гг.

Альтернативы развития советского общества в конце 20-х гг. Стратегические цели СССР в предвоенное десятилетие. Социалистическая индустриализация: цели, источники, методы, темпы. Первые пятилетние планы и их итоги. Политика коллективизации: задачи, методы проведения, результаты. Установление единовластия И.В. Сталина в партии и государстве. Складывание административно-командной системы управления и ее черты. Политические репрессии 30-х гг., их причины, масштабы и оценки. Монополия марксистско-ленинской идеологии и ее насаждение в обществе. Внешняя политика СССР в 30-е гг. Борьба за создание системы коллективной безопасности. Война в Испании. Мюнхенское соглашение. Советско-германские и советско-англо-французские переговоры 1939 г. Заключение Пакта о ненападении между СССР и Германией. Советско-финская война.

Причины и характер Великой Отечественной войны. Нацистский план мирового господства. Начало и основные этапы войны. Причины поражений начального этапа войны. Московская битва. Формирование антигитлеровской коалиции. Оборона блокадного Ленинграда. Сталинградская битва. Коренной перелом в войне. Курская битва. Наступательные операции советских войск в 1944 – 1945 гг. Берлинская операция и безоговорочная капитуляция нацистской Германии.

Перестройка управления страной и жизни граждан. Перевод экономики на военные рельсы. Мобилизация тыла.

Конференции «большой тройки» и определение устройства послевоенного мира. Разгром Японии. Итоги Великой Отечественной войны и цена победы СССР.

Восстановление народного хозяйства СССР и выбор модели экономического развития. Идеологические кампании 40-х – начала 50-х гг.

IV Семинарские занятия

Тема 2.Древняя Русь: становление и развитие общества и государства.

Цель: Дать характеристику русско-византийским договорам.

Задачи: 1. Определить положение и место проживания гостей и послов в Царьграде.

2. Чем отличались права обычных русичей.

3. Выяснить условия торговли.

4. Выявить виды преступлений и виды наказаний.

5. Указать виды взаимопомощи.

6. Определить положение рабов, порядок обмена пленниками

7. Изучить порядок наследования.

8. Указать порядок обмена пленниками.

9. Назвать военные обязательства сторон.

Материалы к семинару

Договор Руси с Византией (907 год)

1. «Греки дают по 12 гривен на человека, сверх того уклады на города Киев, Чернигов, Переяславль, Полтеск, Ростов, Любеч и другие, где властвуют Князья, Олеговы подданные».

2. «Послы, отправляемые Князем Русским в Царьград. Будут там всем довольствованы из казны Императорской. Русским гос­тям или торговым людям, которые приедут в Грецию, Император обязан на шесть месяцев давать хлеба, вина, мяса, рыбы и плодов: они имеют также свободный вход в народные бани, и получают на возвратный путь съестные припасы, якори, снасти, парусы и все нужное», Греки со своей стороны предложили такие условия:

3. «Россияне, которые будут в Константинополе не для торговли, не имеют права требовать месячного содержании».

4. «Да запретит Князь Послам своим делать жителям обис) в областях и селах Греческих».

5 «Россияне могут жить только у Св. Мамы и должны уведом­лять о своем прибытии городское начальство, которое запишет их имена и выдаст им месячное содержание: Киевским. Черниговским. Переяславским и другим гражданам. Они будут ходить только в одни ворота городские с Императорским приставом, безоружные и не более пятидесяти человек вдруг; могут торговать свободно в Кон­стантинополе и не платя никакой пошлины».

Договор (911 год)

«Мы от роду Русского, Карл Ингелот, Фарлов, Веремид, Рулав, Гуды, Руальд, Карн, Флелав, Рюар. Актутруян, Лидулфост, Стемид, посланные Олегом Великим Князем Русским, и всеми сущими под рукою его, светлыми Боярами, к вам, Льву, Александру и Константи­ну (брату и сыну первого) Великим Царям Греческим, на удержание и на извещение от многих лет бывшие любви между Христианами и Русью, по воле наших Князей и всех сущих под рукою Олега, следую­щими глaвaми уже не словесно, как прежде, но письменно утвердили сию любовь, и клялися в том по закону Русскому своим оружием.

1. Первым словом да умиримся с вами, Греки! Да любим друг друга от всея души, и не дадим никому из сущих под рукою наших Светлых Князей обижать вас, но потщимся, сколь можем, всегда и непреложно.соблюдать сию дружбу! Также и вы, Греки, да храните всегда любовь неподвижную к нашим Светлым Князьям Русским и всем сущим под рукою Светлого Олега. В случае же преступления и вины да поступаем тако.

2. Вина доказывается свидетельствами; а когда нет свидетелей, то не истец, но ответчик присягает — и каждый да клянется по Вере своей.

3. Русин ли убиет Христианина или Христианин Русина, да умрет ~ на месте злодеяния. Когда убийца домовит и скроется, то его имение отдать ближнему родственнику убитого, но жена убийцы не лиша­ется своей законной части. Когда же преступник уйдет, не оставив имения, то считается под судом, доколе найдут его и казнят смертию.

4. Кто ударит другого мечом, или каким сосудом, да заплатит пять лир серебра по закону Русскому; неимовитый же да заплатит, что может, да снимет с себя и самую одежду, в которой ходит, и да мянется по Вере своей, что ни ближние, ни друзья не хотят его выкупить из вины: тогда увольняется от дальнейшего взыскания.

Когда Русин украдет что-либо у Христианина или Христианин у Русина, и пойманный на воровстве захочет сопротивляться, то хозяин украденной вещи может убить его, не подвергаясь взысканию, возьмет свое обратно; но должен только связать вора, который без сопротивления отдастся ему руки. Если Русин или Христианин, под видом обыска, пойдет в чей дом и силою наймет там чужое, вместо своего да заплатит втрое.

6. Когда ветром выкинет Греческую ладью на землю чуждую, где случимся мы. Русь, то будем охранять оную вместе с ее грузом, отправим в землю Греческую, и проводим сквозь всякое страшное место до бесстрашного. Когда же ей нельзя возвратиться в отече­ство за бурею, или другими препятствиями, то поможем гребцам и доведем ладию до ближней пристани Русской. Товары и все. Что будет в спасенной нами ладии. Да продается свободно; и когда пойдут в Грецию наши Послы к Царю, или гости для купли, они с честию приведут туда ладию и в целости отдадут, что выручено за ее товары. Если же кто из Русских убьет человека на сей ладии, или что-нибудь украдет, да примет виновный казнь вышеозначенную.

7. Ежели найдутся в Греции между купленными невольниками Россияне или в Руси Греки, то их освободить и взять за них, чего они купцам стоили, иили настоящую, известную цену невольников; плен­ные также да будут возвращены в отечество, и за каждого да внесется откупу 20 златых. Но Русские воины, которые из чести придут служить Царю, могут, буде захотят сами, остаться в земле Греческой.

9. Ежели невольник Русский уйдет, будет украден или отнят под видом купли, то хозяин может везде искать и взять его; а кто противится обыску, считается виновным.

10. Когда Русин, служащий Царю Христианскому, умрет в Греции, не распорядив своего наследства, и родных с ним не будет: то прислать его имение в Русь к милым ближним, а когда сделает распоряжение, то отдать имение наследнику, означенному в духов­ной.

11. Ежели между купцами и другими людьми Русскими в Греции будут виновные и ежели потребуют их в отечество для наказания, то Царь Христианский должен отправить сих преступников в Русь, хотя бы они и не хотели туда возвратиться

Да поступают так и Русские в отношении к Грекам.

Для верного исполнения сих условий между нами, Русью и Грека­ми, велели мы написать оные киноварью на двух хартиях. Царь Греческий скрепил их своею рукою, клялся Святым Крестом. Нераз­дельною Животворящею Троицею единого Бога и дал хартию нашей Светлости; а мы, Послы Русские, дали ему другую и клялися по закону своему, за себя и за всех Русских, исполнять утвержденные главы мира и любви между нами, Русью и Греками. Сентября во 2 неделю, в 15 лето (то есть Индикта) от создания мира… (2 сентября 911 г).

Договор (944 год)

1. Мы от рода Русского, Пocлы и гости Игоревы… Мы, посланные от Игоря, Великого Князя Русского, от всего Княжения, от всех людей Русския земли, обновить ветхий мир с Великими Царями Греческими, Романом, Константином. Стефном, со всем Боярством и со всеми людьми Греческими, вопреки Диаволу, ненавис­тнику добра и враждолюбцу, на все лета доколе сияет солнце и стоит мир. Да не дерзают Русские, крещеные и некрещеные, нару­шать союза с Греками, или первых да осудит Бог Вседержитель на гибель вечную и временную, а вторые да не имут помощи от Нога Перуна: да не защитятся своими щитами; да падут от собствен­ных мечей, стрел и другого оружия; да будут радами в сей век и будущий.

2.Великий Князь Русский и Бояре его да отправляют свободно в Грецию корабли с гостьми и Послами. Гости, как было уставлено, носили печати серебряные, а Послы золотые; отныне же да приходят с грамотою от Князя Русского, в которой будет засвидетельствова­но их мирное намерение, также число людей и кораблей отправлен­ных. Если же придут без грамоты, да содержатся под стражею, доколе известим о них Князя Русского. Если станут противиться, да лишатся жизни, и смерть их да не взыщется от Князя Русского. Если уйдут в Русь, то мы, Греки, уведомим Князя Русского об их бегстве, да поступит он с ними, как ему угодно.

3.Гости Русские будут охраняемы Царским чиновником, который разбирает ссоры их с Греками; Всякая ткань, купленная Русскими, ценой выше 50 золотников, должна быть ему показана, чтобы он приложил к ней печать свою, Отправляясь из Царяграда, да берут они съестные припасы и все нужное для кораблей, согласно с догово­ром. Дa не имеют права зимовать у Св. Мамы и да возвращаются с охранением.

4.Когда уйдет невольник из Руси в Грешно, или от гостей, живущих у Св. Мамы, Русские да ищут и возьмут его. Если он не будет сыскан, да клянутся в бегстве его по Вере своей, Христиане и язычники. Тогда Греки дадут им как прежде уставлено, по две ткани за невольника. Если раб Греческий бежит к Россиянам с покражею, то они должны возвратить его и снесенное им в целости; за что получают в награждение два золотника.

5.Ежели Русин украдет что нибудь у грека или грек у Русина, будет строго наказан по закону Русскому и греческому да возвратит украденную вещь и заплатит цену ее вдвое.

6. Kогда Русские приведут в Царьград пленников Греческих. То им за каждого брать по десяти золотников, если будет юноша или девица добрая, за середовича восемь, за старца или младенца пять. Когда же Русские найдутся в неволе у Греков, то за всякого пленного давать выкупу десять золотников, а за купленного цену его которую хозяин объявит под крестом (или присягою).

7. Князь Русский да не присваивает себе власти над страною Херсонскою и городами ее. Когда же он воюя в тамошних местах, потребует поиска от нас, Греков; мы дадим ему. Сколько будет надобно.

8 Ежели Русские найдут у берега ладию Греческую, да не обидят ее; а кто возьмет что-нибудь из ладии, или убиет, или поработит находящихся в ней людей, да будет наказан по закону Русскому и Греческому.

9. Русские да не творят никакого зла Херсонцам, ловящим рыбу в устье Днепра; да не зимуют там, ни в Белобережье, ни у Св. Еферия; но при наступлении осени да идут в земли свои, в Русскую землю.

10. Князь Pyсский да не пускает Черных Болгаров воевать в земле Херсонской.

11. Ежели Греки, находясь в земле Русской, окажутся преступни­ками, да не имеет Князь власти наказывать их; но да приимут они сию казнь в Царстве Греческом.

12. Когда Христианин умертвит Русина, или Русин Христианина, ближние убиенного, задержав убийцу, да умертвят его.

13. Ежели Цари Греческие потребуют войска от Русского Князя, да исполнит Князь их требование, и да увидят через то все иные страны, а какой любви живут Греки с Русью.

Сии условия написаны на двух хартиях одна будет у Царей Греческих; другую, ими подписанную, доставят Великому Князю Русскому Игорю и людям его, которые, приняв оную, да клянутся хранить истину союза; Христиане в Соборной церкви Св. Илии пред­лежащим честным Крестом и сею хартиею, а некрещеные полагая на землю щиты свои, обручи и мечи обнаженные

Источники:

Древняя Русь в свете зарубежных источников. М., 1999.

Повесть временных лет. Любое изд.

Размышления о России и русских. Штрихи к истории русского национального характера. Далёкие предки. I-XVII вв. М., 1994.

Литература:

Апальков В.С. История Отечества: Учеб. Пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2009. 544 с.

История России / Под ред. Зуева М.Н., Чернобаева А.А., Горелов И.Е. М., 2003. 479 с.

Мунчаев Ш.М. История России: Учеб.для вузов / Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. 2-е изд., изм. и доп. М., 2000. 656 с.

История России [Электронный ресурс]: Электрон. учеб. / Сост. Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. М., 2009.

Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней: учеб. / Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2000. 520 с.

Сахаров А. В. История России с древнейших времен до наших дней: Учеб. / Сахаров А. В., Боханов А.Н., Шестаков В.А. В 2-х т.Т.1. М., 2009. 544 с.

Данилевский И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.): Курс лекций. М., 1999.

Карташев А.В. Очерки по истории русской церкви. В 2 т. М., 1992. Т.1.

Котляр Н.Ф. Древнерусская государственность. СПб., 1998.

Ловмяньский Х. Русь и норманны. М., 1985.

Свердлов М.Б. Генезис и структура феодального общества в Древней Руси. Л., 1983.

Тема 2. Древняя Русь накануне феодальной раздробленности

1. Отношения Киевской Руси и кочевых народов.

2. Походы русских князей против кочевников.

Материалы к семинару

Слово о полку Игореве

Форма семинарского занятия: Практическая работа.

Цели: 1. Формирование навыков анализа исторического источника.

2. Познакомиться с особенностями древнерусского языка.

Задачи: 1. Выяснить причины похода русских князей.

2. Дать характеристику: а) русскому воинству;

б) половецкому войску.

3. <

Наши рекомендации