Термины для подготовки к коллоквиуму
1. Теории государства и права– это наука и учебная дисциплина, изучающая основные закономерности возникновения и развития государства и права, как социальных явлений, характер их взаимодействия между собой и с другими государственными и правовыми явлениями (всей государственно-правовой надстройкой).
2. Государство – политико-территориальная, суверенная организация публичной власти в социально-дифференцированном обществе, имеющая специальный аппарат принуждения, издающая законы, собирающая налоги.
- это единая организация суверенной, публичной, политической власти, которая посредством аппарата управления и принуждения и на основе правовых средств обеспечивает регулирование общественных отношений на строго определенной территории и собирает налоги.
3. Функции государства– это основные направления регулятивного воздействия на общественные отношения, выражающие его сущность и предназначение в обществе
4. Общество– это совокупность индивидов, объединенных историческими, географическими, экономическими, политическими, культурными связями и отношениями и находящиеся в постоянном взаимодействии по поводу распределения различных материальных, социальных и духовных благ.
5. Государственный механизм – это совокупность органов, учреждений и должностных лиц, осуществляющих задачи и функции государства. Состоит из государственного аппарата и материальных придатков (армия, тюрьмы, образовательные и медицинские учреждения и т.д.).
6. Государственный аппарат – иерархическая система, связанных между собой общими принципами организации, органов государственной власти и управления, при помощи которых практически реализует свои задачи и функции
7. Орган государства – это относительно самостоятельное, структурно обособленное звено государственного аппарата, создаваемое государством в целях осуществления определенного вида государственной деятельности, наделенное соответствующей компетенцией и опирающееся в процессе реализации своих полномочий на организационную, материальную и принудительную силу государства.
8. Государственная власть – это способность и возможность государства осуществлять свою волю, оказывая воздействие на сознание и деятельность индивидов, их объединений на основе монопольного права издавать веления, обязательные для всего населения, и опирающаяся на специальный государственный аппарат, как на одно из средств для соблюдения законов и распоряжений.
9. Легитимность– это принятие власти населением страны, признание ее права управлять социальными процессами, готовность ей подчиняться.
10. Суверенитет– это независимость государства от какой-либо иной власти как внутри государства, так и во вне его.
11. Форма государства – это способ организации высших органов государства, территориальное устройство власти и методы ее осуществления.
12. Форма правления – это порядок образования и организации высших органов государственной власти, способы их формирования, характер взаимоотношение друг с другом и населением.
13. Форма государственного (территориального) устройства – способ территориальной организации государственной власти, характеризующий порядом взаимодействия между частями государства и государством в целом.
14. Политический режим – это совокупность средств и способов осуществления государственной власти сложившейся в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил.
15. Тип государства – взятые в единстве наиболее общие черты различных государств, образующих систему их важнейших свойств и критериев, порождаемых соответствующей исторической эпохой.
16. Правовое государство – это организация политической власти, основанная на принципах верховенства закона, разделения властей, взаимной юридической ответственности между государством и индивидом, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.
17. Право – это система общеобязательных, формально определенных юридических норм, устанавливаемых и обеспечиваемых государством, являющихся регулятором общественных отношений.
18. Право– это обусловленное природой человека и общества система регулирования общественных отношений, которой присуще общеобязательность, нормативность, формальная определенность, обеспеченность возможностью государственного принуждения и процессуальный порядок реализации.
19. Функции права – основные направления правового воздействия на общественные отношения, определяемые сущностью и социальным назначением права.
20. Принципы права – это исходные начала, положения, идеи, лежащие в основе формирования и функционирования права.
21. Форма права – способы внешнего выражения и закрепления права, с помощью которых государство придает своим велениям общеобязательный и официальный характер.
22. Правовой обычай – санкционированное (признаваемой) государством исторически сложившееся в результате многократного повторения общее правило поведения, обеспечиваемое силой государственного принуждения.
23. Правовой прецедент – решение по конкретному делу, являющееся обязательным при разрешении аналогичных дел.
24. Нормативный договор – соглашение двух и более субъектов права, содержащее юридические нормы и распространяющийся на неопределенный круг лиц.
25. Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, исходящий от компетентного органа, принятый в порядке правотворества, содержащий нормы права, обеспечиваемый силой государственного принуждения.
26. Юридическая сила – это способность нормативного правового акта воздействовать на поведение человека или общественное отношение.
27. Норма права – общеобязательное, формально-определенное и обеспечиваемое мерами государственного принуждения правило поведения субъектов общественных отношений, носящее общий характер и применяемое многократно.
28. Гипотеза– элемент правовой нормы, указывающий на условия, при наступлении (ненаступлении) которых реализуется закрепленное в норме правовое предписание.
29. Диспозиция– элемент правовой нормы, который непосредственно закрепляет субъективные права и юридические обязанности участников общественных отношений.
30. Санкция – элемент правовой нормы, который закрепляет неблагоприятные или благоприятные последствия, наступающие в случае нарушения или соблюдения диспозиции правовой нормы.
31. Правотворчество – это деятельность компетентных субъектов по принятию, изменению и отмене юридических норм.
32. Субъекты правотворчества – это органы государства, местного самоуправления, должностные лица, общественные организации и общество в целом, которые уполномочены издавать, изменять и отменять юридические нормы.
33. Закон – это нормативный правовой акт, принятый в особом порядке высшим представительным органом государства, обладающий высшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важных общественных отношений.
34. Подзаконный нормативно-правовой акт – это акт правотворчества, который основан на законе и не противоречит ему, призванный конкретизировать основные положения закона применительно к определенным общественным отношениям.
35. Обратная сила закона – применение закона к фактам и отношениям, возникшим до наделения его юридической силой.
36. Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления, публикации и систематизации нормативных и индивидуальных правовых актов.
37. Систематизация законодательства – деятельность компетентных субъектов по упорядочиванию действующего законодательства в целях повышения эффективности пользования им на практике.
38. Кодификация– форма систематизации, направленная на коренную как внешнюю, так и внутреннюю переработку нормативного материала путем подготовки и принятия нового нормативного правового акта (кодекса).
39. Инкорпорация– форма систематизации, состоящая в объединении нормативных актов в сборник без изменения их содержания.
40. Отрасль права – наиболее крупная, обособленная совокупность юридических норм, институтов и подотраслей, регулирующая однородные общественные отношения своим специфическим методом.
41. Институт права – совокупность юридических норм, осуществляющих комплексное регулирование общественных отношений одного вида отраслевым методом.
42. Предмет правового регулирования – это подконтрольные государству наиболее важные для развития государства, жизнедеятельности общества и отдельного индивида повторяющиеся волевые действия людей.
43. Метод правового регулирования – совокупность средств, способов и приемов, на основе которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
44. Стадии правового регулировании – это этапы процесса претворения общего правового предписания в конкретные акты реализации прав и обязанностей субъектов правоотношений.
45. Механизм правового регулирования – это последовательная система юридических средств, применяемых на каждой из стадий правового регулирования, посредствам которых осуществляется правовое воздействие.
46. Правовой режим – это специфический вид комплексного средства правового регулирования, выраженный в особом сочетании способов, методов и типов правового регулирования и использовании различных правовых средств.
47. Правовые средства - это различные правовые явления, выраженные в форме юридических инструментов и деяний, с помощью которых удовлетворяются интересы субъектов права и обеспечивается достижение социально полезных целей.
48. Правовая семья – совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью генезиса, источников права, основных правовых понятий и конструкций, способов, методов и принципов юридической деятельности.
49. Правоотношение – это урегулированная нормами права и возникающая на основе юридических фактов индивидуализированная связь между участниками общественных отношений, которые наделяются субъективными правами и несут юридические обязанности, обеспеченные возможностью государственного принуждения.
50. Объект правоотношения – материальные, духовные и иные социальные блага, которые служат удовлетворению интересов и потребностей граждан, организаций и по поводу которых субъекты права вступают в правоотношение, осуществляют права и обязанности.
51. Субъекты правоотношения – лица, обладающие правосубъектностью, реализующие в рамках правоотношения субъективные права и юридические обязанности взаимно корреспондирующего характера.
52. Правоспособность– закрепленная за субъектом права способность обладать субъективными правами и нести юридические обязанности.
53. Дееспособность– закрепленная за субъектом права способность самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их.
54. Деликтоспособность– способность лица нести юридическую ответственность за совершенное правонарушение.
55. Субъективное право – вид и мера возможного поведения субъекта правоотношения обеспеченная обязанностью другой стороны.
56. Юридическая обязанность – вид и мера должного поведения субъекта правоотношения в интересах управомоченной стороны, обеспеченная возможность государственного принуждения.
57. Юридический факт – конкретное жизненное обстоятельство, с которым норма права связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения.
58. Толкование– это юридически значимая волевая деятельность субъектов по выяснению точного смысла правовых предписаний в целях их эффективной практической реализации, совершенствования и доведения информации до сведения заинтересованных лиц.
59. Реализация норм права – это деятельность (процесс и результат) по претворению правовых предписаний в объективной действительности, т.е. реальное воплощение содержания юридических норм в фактическом правомерном поведении субъектов.
60. Применение права – это властно-организационная формально-обязательная деятельность управомоченных органов по обеспечению реализации норм права.
61. Правоприменительный акт – это правовой акт, вынесенный компетентным органом при рассмотрении конкретной правовой ситуации для ее разрешения, содержащий индивидуально-властное предписание и являющийся результатом правоприменительной деятельности.
62. Аналогия закона – применение при пробеле в праве к общественным отношениям норм, регулирующих сходные отношения.
63. Аналогия права – принятие при пробеле в праве решения по делу, исходя из общих начал и смысла законодательства (принципов права).
64. Законность– требование строгого и неуклонного соблюдения, исполнения норм права всеми участниками общественных отношений.
65. Правопорядок – это система организации общественных отношений, сложившаяся в результате практической реализации правовых предписаний и выражающая качественное состояние их регулятивного воздействия.
66. Правовое поведение – это урегулированное нормами права социально значимое, осознанное и волевое поведение субъектов общественных отношений, влекущее за собой юридические последствия.
67. Правонарушение– это социально вредное, противоправное, виновное деяние вменяемого субъекта за совершение которого государством предусмотрена юридическая ответственность.
68. Состав правонарушения – совокупность установленных законом субъективных и объективных признаков общественно вредного деяния, необходимых и достаточных для квалификации деяния в качестве правонарушения.
69. Объект правонарушения – это общественные отношения, охраняемые нормами права, которым причиняется вред в результате совершения правонарушения.
70. Объективная сторона – выраженное вовне противоправное деяние, общественно вредные последствия его совершения и причинно-следственная связь между ними.
71. Субъект правонарушения –юридическое лицо или физическое вменяемое лицо, достигшее необходимого возраста.
72. Субъективная сторона – это элемент состава правонарушения, характеризующий психическое отношение субъекта к совершенному деянию и его последствиям, направленность воли правонарушителя.
73. Юридическая ответственность – исполнение лицом, совершившим правонарушение обязанности претерпеть предусмотренные санкцией юридической нормы лишения личного, имущественного или организационного характера.
74. Правосознание – это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей к праву и правовым явлениям в общественной жизни.